Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Подготовка к сжатому изложению публицистического стиля
7 класс
Кондрашова Л.В.
учитель русского языка
МБОУ СОШ № 8
г. Каменск - Шахтинского
2 слайд
Порядок работы над сжатым изложением
Первое прослушивание текста
Определение темы, основной мысли произведения
Составление плана
Второе прослушивание текста
Работа в черновике по созданию сжатого изложения
Запись окончательного варианта текста
3 слайд
1. О путешествиях
2. Два путешественника.
3. Скучный рассказ «американца».
4. Увлекательное знакомство с Костромой.
5. К чему приводит интересный рассказ.
Составление плана
4 слайд
Приемы сжатия текста
Исключение подробностей, деталей (повторы, однородные члены, обороты)
Обобщение:
замена однородных членов обобщающим словом;
замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
замена предложения или его части указательным,определительным,отрицательным местоимением;
- замена сложного предложения простым.
5 слайд
Два рассказа (исходный текст)
Превосходное дело – путешествия. Не знаю, есть ли такой человек, который не мечтал бы о дальних поездках, невиданных странах. Но вот рассказать о своих впечатлениях может не каждый.
Мне пришлось в один и тот же вечер встретиться с двумя людьми. Месяц в командировке в США провёл один, другой вернулся после трехдневного пребывания в Костроме.
Небоскрёбы, рекламы, магазины… До смешного мало вынес из своей поездки «американец». Все, что он говорил, было неинтересно, тривиально. Даже рассказ о Ниагаре казался давно слышанным. Все скучали.
-используйте приемы сжатия для выделенных фрагментов
6 слайд
Сжатый вариант фрагмента
Превосходное дело – путешествия. Многие мечтают о них. Но вот рассказать о своих впечатлениях может не каждый.
Мне пришлось однажды встретиться с двумя людьми. Месяц в командировке в США провёл один, другой вернулся после трехдневного пребывания в Костроме.
«Американец» рассказывал о небоскребах, рекламах, магазинах. Все, что он говорил, даже о Ниагаре, казалось давно слышанным, скучным.
7 слайд
Исходный тест (продолжение)
Тогда начал свой рассказ «костромич». Мы слушали и представляли спокойный, тихий город, который стоит как раз на «стрелке», где река Костромка впадает в Волгу. Знаете, что в Костроме называют «сковородкой»? Всё просто, это круглая площадь в центре города. А знаете, на что похожи улицы, идущие от неё? На лучи солнца. Как сейчас помню, что Алексей Дмитриевич Попов, так звали рассказчика, произведшего на меня такое впечатление, вскакивал, жестикулировал. Помню, в описании «сковородки» он обводил на полу огромный круг и рисовал от него лучи. Нам всем захотелось увидеть старинные здания, окаймляющие площадь: торговые ряды, пожарную каланчу, дом губернатора. А как замечательно он рассказал о сохранившихся палатах Бориса Годунова!
-используйте приемы сжатия для выделенных фрагментов
8 слайд
Сжатый вариант фрагмента (продолжение)
Когда начал свой рассказ «костромич», мы представили спокойный, тихий город, стоящий там, где река Костромка впадает в Волгу. В Костроме называют «сковородкой» круглую площадь. От нее отходят улицы, похожие на лучи солнца. Рассказчик Алексей Дмитриевич Попов вскакивал, жестикулировал, рисуя «сковородку» и лучи на полу. Всем захотелось увидеть торговые ряды, пожарную каланчу, дом губернатора, сохранившиеся палаты Бориса Годунова.
9 слайд
Исходный тест (заключение)
Когда Алексей Дмитриевич живописал город и старину, нам казалось, что он был живым очевидцем далеких событий: об Иване Сусанине он говорил-говорил. А все слушали как завороженные. Вот самое интересное место на земле, не правда ли?
После такого рассказа всем захотелось побывать там, увидеть всё своими глазами. Думаю, что и вам тоже.
-используйте приемы сжатия для выделенных фрагментов
10 слайд
Сжатый вариант фрагмента (заключение)
Нам казалось, что рассказчик был живым очевидцем далеких событий. Мы слушали как завороженные и думали, что это самое интересное место на земле.
После такого рассказа всем захотелось побывать там, увидеть всё своими глазами.
11 слайд
Прочитайте получившийся текст.
2. Найдите и исправьте речевые недочеты: повтор слов и однокоренных слов,
неудачное употребление местоимений.
3. Проверьте орфографические и пунктуационные ошибки.
4. Перепишите изложение в тетрадь для творческих работ.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 624 860 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Кинзибаева Таисия Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.