Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Павловская СОШ» 2012
(Проблема исторической памяти и нравственного выбора человека в лирике Николая Рачкова и в рассказах Василия Шукшина)
«Как много было храмов на Руси..»
2 слайд
Цель уроков:
Познакомиться с проблемой уничтожения храмов и церквей (памятников русской культуры) через знакомство с рассказами Василия Макаровича Шукшина творчеством поэта Николая Рачкова.
Воспитывать у учащихся активную жизненную позицию, основанную на нравственности и духовности личности.
3 слайд
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или Пророку
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы,
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Юрий Левитанский
Эпиграф
4 слайд
Илья Глазунов. Вечная Россия
Как вы понимаете замысел художника?
5 слайд
Результат борьбы с «религиозным дурманом»
Москва. Храм Христа Спасителя
Главный собор Русской Православной Церкви, храм Христа Спасителя в Москве, памятник воинской славы России, построенный в честь героев Отечественной войны 1812 года, был разрушен в 1931 году.
Весь русский народ, от нищего до господ, жертвовал на него последние сбережения.
6 слайд
(Из воспоминаний оператора В.Микоши) «Стальными тросами стаскивали при помощи мощных тракторов золотые кресты с малых куполов. Рушилась отбойными молотками привезённая из Бельгии и Италии бесценная мраморная облицовка стен. Но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки… Сталин отдал распоряжение взорвать Храм.»
Воссоздание его было завершено к знаменательному юбилею 2000-летию Рождества Христова.
Из воспоминаний оператора о разрушении Храма Христа Спасителя в Москве
Тон Константин Андреевич – архитектор и строитель Храма Христа Спасителя.
7 слайд
Как много было храмов на Руси!
Всегда к церквушке приведёт дорога.
Ты хлеб расти и травушку коси
И не забудь, что всё тебе – от Бога.
Насколько всё же помыслы чисты,
Когда вкушаешь хлеб просвирки пресной.
Душа цветёт от дивной красоты,
От высоты и славы поднебесной.
Николай Рачков
8 слайд
Всё воскресим!
Всё восстановим вновь!
По всей стране – от края и до края!
Всем на земле, как хлеб, нужна любовь,
А нам –
Чтобы любовь была святая.
Николай Рачков
Почему любовь нужна «святая»?
И.Глазунов «Возвращение
блудного сына»
9 слайд
Почему любовь
нужна «святая»?
Любовь духовная
Любовь деятельная
Любовь к Богу и миру, Им созданному
Любовь к ближним своим
Любовь к земле родной
10 слайд
Именно такой «святой» любви и не хватает нам сегодня, чтобы возродить свою страну.
11 слайд
Поразмышляем о прочитанном.
Рассказ Василия Макаровича Шукшина «Крепкий мужик»
12 слайд
С описанием сельской церквушки и с главным героем, бригадиром Шурыгиным, на страницах рассказа мы встречаемся почти одновременно. Найдите то место в рассказе, где впервые упоминается о церкви.
1. Что говорится о ней, чем она была привлекательна?
2. Чем заинтересовала церковь Шурыгина?
Беседуем
13 слайд
3. Как содержание картины перекликается
с сюжетом рассказа Василия Шукшина?
Илья Глазунов. «На складе». 1986
14 слайд
Беседуем
4. Как вы думаете, какую роль сыграл председатель в истории с разрушением церкви? Обоснуйте свой ответ..
15 слайд
Беседуем
5. Расскажите о поведении жителей села во время разрушения церкви. Приведите реплики жителей, которые говорят о том, что они были против затеи Шурыгина.
6. Как повёл себя в создавшейся обстановке сельский учитель? Охарактеризуйте его. Каков главный аргумент учителя, который требовал прекратить разрушение церкви?
16 слайд
Как автор относится
к затее Шурыгина?
17 слайд
В чём заключается «грех» Шурыгина?
Для учителя – это разрушение культурного памятника, памятника страны.
Для матери и жены – это грех, уничтожение духовности, нравственности.
Продавщица: «Дурацкое дело нехитрое».
Для неё церковь утерянная святость
Как объясняют поступок Шурыгина односельчане?
18 слайд
Взять кирпич для строитель-ства свинарника
Упоение властью, наряду со смутным ощущением, что он делает что-то не то, выливается во внешнюю агрессивность.
Сомнение в правильности своего поступка закрадывается в душу после того, как он услышал злость в ответе продавщицы
Со спокойной совестью глядит на роющихся в кирпиче ребятишек и думает: «Вырастут, будут помнить: при нас «церкву свалили..»
Какие чувства испытывал Шурыгин на протяжении всего рассказа?
19 слайд
Рефлексия
Во-вторых,..
Во-первых,..
«Почему Василий Макарович Шукшин назвал свой рассказ «Крепкий мужик»?»
Домашнее задание.
Подберите примеры из жизни, рассказывающие об аналогичном отношении людей к памятникам культуры.
Напишите сочинение-рассуждение
на тему:
20 слайд
Поразмышляем о прочитанном.
Рассказ Василия Макаровича Шукшина «Мастер»
21 слайд
Почему рассказ называется «Мастер»?
Михаил Абакумов.
Святое место
22 слайд
Кто такой Сёмка Рысь? Охарактеризуйте его?
«И тогда-то, когда он, поигрывая топориком, весело лается с бригадиром, тогда-то видна вся устрашающая сила и мощь Сёмки. Она – в руках… Кажется, не знать таким рукам усталости…»
Сергий Радонежский
Характеристика главного героя рассказа
23 слайд
Как автор описывает сельскую церковь?
С.Андрияка. Конец августа в Радонеже. 1990
«О чём думал тот неведомый мастер, оставляя после себя эту светлую каменную сказку?»
24 слайд
« Но кто хочет себя показать, тот не забирается далеко, тот норовит поближе к большим дорогам или вовсе – на людную городскую площадь – там заметят. Этого заботило что-то другое – красота , что ли? Как песню спел человек, и спел хорошо.
«Гимн» строителю
церкви в Талице
Мастер
25 слайд
«Красота-то какая!»
Почему Семке хотелось восстановить церковь в Талице?
Храм Покров под Владимиром
«Это гордость всего русского народа, а на неё все махнули рукой. А отремонтировать, она будет стоять ещё триста лет и радовать глаз и душу».
«Мастер подобрал туда какой-то особенный камень, наверно с примесью слюды..
26 слайд
Всё воскресим! Всё восстановим вновь!
Храм в честь Преображения Господня в селе Вершилово был построен в 1827 году на средства местных жителей.
В 1937 году храм был закрыт – приход разогнан, колокола сняты, иконы разграблены.
В 1999 году вновь был организован приход, возобновились богослужения, началось восстановление храма.
27 слайд
Чём похожи и чем отличаются герои рассказов В.М.Шукшина «Крепкий мужик» и «Мастер»?
Рефлексия
Почему Сенька Рысь оставил свою затею восстановить талицкую церковь?
Какова основная мысль и проблема рассказа «Мастер»?
28 слайд
Есеева Т.А. «А Россия была и будет..» Приложение к журналу «Литература в школе» №5 - 2007, стр.5
Черкезова М.В. Рассказ В.М.Шукшина «Крепкий мужик». Журнал «Литература в школе» №6 – 2007, стр.31
Репродукции картин Ильи Глазунова, С.Андрияка, М. Абакумова и др.
Использованная литература
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 626 985 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Облокулова Замира Джуракуловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.