Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Предложения
с прямой речью
Знаки препинания в них
2 слайд
Прямая речь перед словами автора
«П»,-а «П?»-а «П!»-а
Прямая речь после слов автора
А: «П». А: «П!» А: «П?»
Оформление прямой речи
3 слайд
Прямая речь разрывается словами автора
«П,- а, - п». «П,- а. - П!» «П,- а,- п?»
«П, -а. - П». «П! а.- П». «П?- а. - П».
Оформление прямой речи
4 слайд
1. Найди предложение, соответствующее схеме « П, - а, - П».
а) Я старик и меня любят здесь промолвил он наконец вполголоса разговаривая сам с собой они не посмеют.
б) Бог знает что он теперь со мной сделает думал юноша.
в) Когда я увидел этого приезжего я сказал себе может быть этот парижанин вправду либерал но что он может сделать дурного нашим беднякам или узникам?
5 слайд
2. Найди предложение, соответствующее схеме « П, - а. – П».
а) Вне себя от ярости этот человек поднял страшный крик Вишь как оно всё повернулось! И подумать только что вот уже лет 20 с лишним мирового судью все считали честным человеком!
б) Нет лучше отказаться от всего этого говорил он себе чем допустить чтобы они посадили меня за один стол с прислугой.
в) Нет моя жена действительно умница говорил себе на другой день в шесть часов утра мэр хоть я и сам поднял этот разговор чтобы сохранить своё превосходство.
6 слайд
а) Ага попался теперь я вижу его насквозь заключил он про себя.
б) Неужели я такой трус сказал он себе к орудию.
в) Отныне внушал себе самому Жюльен я буду полагаться только на те черты моего характера которые я уж испытал на деле.
3.Найди предложение, соответствующее схеме «П? – а. – П».
7 слайд
4. Найди предложение, соответствующее схеме «П! – а. – П».
а) Он беспрестанно восклицал про себя Какие чудовища Ну и болваны.
б) Какое восхваление честности мысленно восклицал он. Можно подумать что это единственная добродетель в мире.
в) Что со мной делается спрашивал он себя Я чувствую что мог бы сто раз жизнь отдать за этого добрейшего старика а ведь как раз он-то мне и доказал что я дурак.
8 слайд
Работа в парах. Перед вами прямая речь и слова автора. Найдите пару для каждой части. Запишите, расставьте знаки препинания.
9 слайд
Оформи данное высказывание как цитату, использовав все способы прямой речи. (Одно из высказываний на выбор).
Хлеб и книга, вечные от века,
На столе лежат передо мной,
Подтверждая мудрость человека,
Бесконечность щедрости земной.
Кайсын Кулиев.
Равнодушие -это паралич души. Это преждевременная старость.
В. Сухомлинский
10 слайд
1. Уж сколько раз твердили миру: «Что лесть гнусна, вредна…»
2. Лисицу спрашивал Сурок, что куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки.
3. Осёл увидел Соловья и говорит ему, что ты, дружище, сказывают, петь великий мастерице.
Найдите речевые и пунктуационные ошибки и исправьте их, запишите в исправленном виде.
11 слайд
Спишите предложения и расставьте знаки препинания
1.Странная вещь замечает Е. Растопчина Дантес и Лермонтов служили в кавалергарском полку.
2. Это гений вскричал мальчик он знает всё.
3.Вы хотите к нему ехать поинтересовалась дама в чёрном а сможете попасть к утру на вокзал.
4. Не удивляйтесь если вам не представят Гоголя сказала Вера Сергеевна он не любит теперь никаких новых знакомств.
12 слайд
Спишите предложения и расставьте знаки препинания
5. Моя работа кончена Паоло сказал он мне однажды когда мы сидели за вечерним чаем береги себя а я возвращаюсь домой.
6.Кто же главный герой думает читатель закрывая первую главу романа который сейчас столь популярен мне бы хотелось узнать это побыстрее. Я могу ошибиться но кажется это Панчин.
13 слайд
Замена прямой речи
косвенной
14 слайд
Косвенная речь служит для передачи чужой речи от лица говорящего, а не от того, кто её на самом деле произнёс.
Предложения с косвенной речью - это сложные предложения, состоящие из главного и придаточного предложений. В них используются подчинительные союзы (что, чтобы, будто и др.) или местоимения и наречия (кто, что, какой, чей, когда, как и др.)
Я спросил: «Который час?»
Я спросил, который час.
15 слайд
1. «Мой дед землю пахал», - с надменной гордостью отвечал Базаров.
Замените прямую речь косвенной.
2. «Живей, живей, ребята, подсобляйте!» - крикнул Николай Петрович.
3. «Да, я знаю вас, Базаров», - подтвердила она.
4. «Меня зовут Аркадий Николаевич Кирсанов, - проговорил Аркадий, - и я ничем не занимаюсь».
16 слайд
6. Аркадий с прежней улыбкой сказал Базарову: «Евгений, возьми меня с собой!»
7. Я спроси его: «Да ты умеешь ли плавать?»
8. Илюша крикнул ему вслед:
«Смотри, не упади в реку!»
5. «Хлопот у меня с мужиками в нынешнем году», - продолжал говорить Николай Петрович.
17 слайд
Проведите обратную замену, преобразовав предложения с косвенной речью в предложения с прямой речью.
Кирилла Петрович спросил у Маши, где она была.
Я заметил, глядя на светлое небо, что погода славная будет.
Отец крикнул Феде, чтобы он держал правее.
Дубровский спросил, все ли здесь и не осталось ли кого в доме.
Сергей спросил тихо, почему
она ушла.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 663 076 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Воронин Игорь Сергеевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
10 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.