Инфоурок Другое ПрезентацииА 3. Морфологические нормы (Образование форм слова)

А 3. Морфологические нормы (Образование форм слова)

Скачать материал
Скачать материал "А 3. Морфологические нормы (Образование форм слова)"

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Менеджер по управлению сервисами ИТ

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • А 3. Морфологические нормы(Образование форм слова)Готовимся к ЕГЭУчитель рус...

    1 слайд

    А 3. Морфологические нормы
    (Образование форм слова)
    Готовимся к ЕГЭ
    Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 г.Рассказово Тамбовской обл.
    Заливина Ирина Борисовна

  • Образование падежных форм числительных:Числительные сорок, девяносто, сто в В...

    2 слайд

    Образование падежных форм числительных:
    Числительные сорок, девяносто, сто в В.п. имеют такие же окончания, что и в И.п., в остальных падежах – окончание –А.
    У сложных числительных склоняются обе части: пятьюстами (Т.п.), семьюдесятью (Т.п.), о восьмистах (П.п.), шестисот (Р.п.).
    При склонении составных числительных изменяется каждое слово: трем тысячам семистам семидесяти трем (Д.п.), двумя тысячами пятьюстами восьмьюдесятью семью (Т.п.).

  • Образование падежных форм числительных:У порядковых числительных изменяется т...

    3 слайд

    Образование падежных форм числительных:
    У порядковых числительных изменяется только последнее слово: Студенты перешли из двести пятой аудитории в триста одиннадцатую; Контракт продлен до две тысячи десятого года.
    При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее слово, обозначающее целое число, а знаменатель – как прилагательное во мн.ч.: двух (каких?) третьих, трем (каким?) седьмым.
    Числительные полтора (жен.р. – полторы) и полтораста в И.п. и В.п. имеют указанную форму, а во всех остальных падежах – форму полутора и полутораста; полторы недели (И.п.= В.п.), полутора недель (Р.п.), полтораста километров (И.п.=В.п.), полутораста километрами (Т.п.).

  • 2 совета:1) Чтобы проверить написание числительных, состоящих из нескольких к...

    4 слайд

    2 совета:
    1) Чтобы проверить написание числительных, состоящих из нескольких корней, разделите их на части: двумястами – двумя/стами. Затруднение вызывает, как правило, 1 корень. Если отделить его от слова, будет гораздо проще понять, как же он склоняется.
    2) Вспомните, что числительные 40, 90, 100 в косвенных падежах имеют только одну форму с окончанием –а: сорокА, девяностА, стА.

  • Употребление собирательных числительных:Необходимо обратить внимание на собир...

    5 слайд

    Употребление собирательных числительных:
    Необходимо обратить внимание на собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро), которые употребляются только в следующих случаях:
    с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое друзей, трое братьев;
    с существительными дети, люди: четверо людей;
    с существительными, обозначающими детенышей животных: пятеро котят, семеро козлят;
    с существительными, обозначающими парные или составные предметы и имеющими форму только мн.ч.: двое ножниц, четверо суток.

  • Употребление собирательных числительных:Собирательные числительные не употреб...

    6 слайд

    Употребление собирательных числительных:
    Собирательные числительные не употребляются:
    с существительными, обозначающими лиц женского пола: две дочери, три сестры;
    с существительными, обозначающими взрослых особей животных: две кошки, три медведя.
    Помните, что форма собирательного числительного оба зависит от рода существительного: в обоих (м.р.) ящиках, в обоих (ср.р.) креслах, в обеих (ж.р.) комнатах.

  • Собирательные числительные сочетаются НЕ со всеми существительными:

    7 слайд

    Собирательные числительные сочетаются НЕ со всеми существительными:

  • Собирательные числительные сочетаются НЕ со всеми существительными:

    8 слайд

    Собирательные числительные сочетаются НЕ со всеми существительными:

  • Образование некоторых форм имен существительных:При образовании форм имен сущ...

    9 слайд

    Образование некоторых форм имен существительных:
    При образовании форм имен существительных трудности связаны с выбором вариантов падежных окончаний.
    Нулевые окончания закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся:
    названиями единиц измерения: сто ампер, аршин, бит, бон, ватт, гектар, карат, рентген;
    названиями национальностей: много армян, башкир, румын, цыган, грузин, осетин, туркмен, молдаван: НО: бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, коряков, монголов, мордвинов, негров, таджиков, тюрков, тунгусов, узбеков, хакасов, хорватов, чукчей, эскимосов, эфиопов, якутов и др.;

  • Образование некоторых форм имен существительных:Названиями парных предметов:...

    10 слайд

    Образование некоторых форм имен существительных:
    Названиями парных предметов: несколько ботинок, бот, брюк, бутс, валенок, галош, кед, лат, манжет, мокасин, погон, сапог, чулок, шпор, штиблет, шорт, эполет; НО: носков, гольфов, клипсов;
    А также у существительных жен.р. на –НЯ: пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен, простыня – простынь, башня – башен;
    У слов барж, клавиш, кладбищ, координат, макарон, оладий, отметок, туфель.
    Окончания –ОВ/-ЕВ закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся названиями овощей и фруктов: килограмм ананасов, бананов, томатов, НО: яблок.
    Существительные ср.р. на –ЬЕ в большинстве своем оканчиваются на –ИЙ: побережье – побережий, раздумье – раздумий, НО: платьев, устьев и др.

  • Образование некоторых форм имен существительных:В некоторых случаях окончания...

    11 слайд

    Образование некоторых форм имен существительных:
    В некоторых случаях окончания существительных в И.п. мн.ч. служат для разграничения лексического значения слов: рыцарские ордены – нагрудные ордена, пропуски занятий – предъявить пропуска.
    Не допускайте «скопления одинаковых падежей» («нанизывание падежей»): Приступили к подготовке к выборам; Вопрос будет рассмотрен назначенной директором комиссией.
    Правильно определяйте род склоняемых существительных, например: импортный шампунь, красивый тюль, старый рояль, полезный овощ, мой день рождения, просторный зал, стальной рельс, одна плацкарта, левая туфля, тапка, тапочка, кроссовка.


  • Образование сравнительной и превосходной степеней прилагательных:Правильно об...

    12 слайд

    Образование сравнительной и превосходной степеней прилагательных:
    Правильно образуйте формы сравнительной и превосходной степени.
    Например: простая форма сравнительной степени – более (менее) смелый; простая форма превосходной степени – смелейший, составная форма превосходной степени – самый смелый, наиболее смелый, смелее всех.
    Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения! Грубой ошибкой будет следующее формообразование: более смелее, самый смелейший, более лучший, более худший.
    Запомните следующие формы сравнительной степени: звонче, легче, мягче, слаще, хлестче, здоровее, красивее.

  • 13 слайд

  • Образование степеней сравнения наречий:При образовании простой и составной фо...

    14 слайд

    Образование степеней сравнения наречий:
    При образовании простой и составной форм сравнительной (быстрее, более быстро) и превосходной (быстрее всех) степеней наречий также важно не допускать их смешения: более быстрее.
    Принцип работы идентичен работе с прилагательными.

  • Образование некоторых глагольных форм:В  литературном языке отсутствуют формы...

    15 слайд

    Образование некоторых глагольных форм:
    В литературном языке отсутствуют формы 1-го лица ед.ч. глаголов победить, убедиться, очутиться; не допускаются формы 1-го лица глагола кушать (ср. неправильное употребление: Утром я обычно *кушаю йогурт).
    Разговорными являются формы 1-го лица глаголов висеть (вишу), пылесосить (пылесошу).
    В парах видеть – видать, слышать – слыхать вторые глаголы разговорные.
    Правильно употребляйте глаголы класть (не ложить), положи (не положь), машет, плещется, колышется, кудахчет, мурлычет, мяукает (не махает, плескается, колыхается, кудахтает, мурлыкает, мяучит); заезжай, поезжай (не заедь, едь, езжай), сох, промок, замёрз, окреп (не сохнул, промокнул и т.д.).

  • Образование некоторых глагольных форм:Правильно используйте двувидовые глагол...

    16 слайд

    Образование некоторых глагольных форм:
    Правильно используйте двувидовые глаголы организовать, образовать, реализовать и т.п. (что делать? И что сделать?): Деканат ежегодно организует (не организовывает) встречи выпускников факультета.
    Ошибочно используются формы с суффиксом –СЯ, образованные от глаголов играть, стирать, полоскать: Дети *играются в саду (нужно играют); Буду *стираться (нужно стирать) и т.п. Ср. правильное употребление: Пьеса играется впервые; Эта ткань легко стирается. Некоторые формы на –ся порождают двузначность: Молодые специалисты направляются на предприятия (сами или кем-то?). Во избежание неясности следует употребить другую форму, например: Молодых специалистов направляют на предприятия.
    Не допускайте нарушения видовременной соотнесенности глаголов, например: В доме начали просыпаться: послышались сонные голоса. Хлопали двери.

  • Образование некоторых глагольных форм:Образование форм повелительного наклоне...

    17 слайд

    Образование некоторых глагольных форм:
    Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов надо запомнить:
    глядеть – гляди, глядите; ехать – поезжай, поезжайте;
    лазать – лазь, лазьте; лезть – полезай, лезь, полезайте;
    лечь – ляг, лягте; трогать – трогай, трогайте.

  • Образование и употребление форм местоимений:Употребляйте правильные формы мес...

    18 слайд

    Образование и употребление форм местоимений:
    Употребляйте правильные формы местоимений: их (не ихний), у нее (не у ней).
    Местоимение должно быть согласовано по роду и числу с существительным. Примеры ошибочного употребления: Мы открываем для себя восхитительные красоты Кубани, постигаем тайны его очарования; Подошла еще одна группа, у них сегодня зачет.
    Неверный порядок слов в предложениях с личными местоимениями приводит к искажению смысла предложения. Ср.: Ученые проводили многочисленные опыты, они (получается: опыты) были очень терпеливые. Личное местоимение он должно относиться к последнему существительному муж.р., она – к последнему существительному жен.р., оно – ср.р., местоимение они – к последнему существительному в форме мн.ч.

  • Образование и употребление форм местоимений:Местоимения себя, свой относятся...

    19 слайд

    Образование и употребление форм местоимений:
    Местоимения себя, свой относятся к лицу, производящему действие, поэтому неправильно использовать их в следующих конструкциях (в их действие выполняется одним лицом, а местоимение относится к другому): Учитель предложил мне прочитать вслух свое сочинение; Я попросил маму отнести тетрадь к себе.
    К личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они) прибавляется начальное Н, если они стоят после непроизводных предлогов (без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.) и некоторых предлогов, образованных от наречий и управляющих род.п. (вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после и др.): без него, вокруг них. Ср.: вопреки ему (Д.п.), наподобие его (предлог образован от существительного).
    После форм сравнительной степени местоимение употребляется без н: старше ее.

  • Тест

    20 слайд

    Тест

  • 1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) много облаков
2) хо...

    21 слайд

    1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
    1) много облаков
    2) хорошо проповедовает
    3) поезжай
    4) с двумястами бойцами

  • 2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) поезжай
2) свыше че...

    22 слайд

    2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
    1) поезжай
    2) свыше четырех тысяч метров
    3) несколько яблок
    4) обгрызанный

  • 3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) к две тысячи пятому...

    23 слайд

    3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
    1) к две тысячи пятому году
    2) жгёт костер
    3) пачка макарон
    4) фильм интереснее

  • 4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) молодые бухгалтеры...

    24 слайд

    4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
    1) молодые бухгалтеры
    2) ихней работы
    3) в течение тридцати пяти минут
    4) дамских туфель

  • 5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) прочитая рассказ
2)...

    25 слайд

    5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
    1) прочитая рассказ
    2) менее значительный
    3) в две тысячи пятом году
    4) поезжай домой

  • 6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) с пятидесятью
2) од...

    26 слайд

    6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
    1) с пятидесятью
    2) оденьтесь теплее
    3) высохла
    4) спелых абрикосов

  • 7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) в тысяче девятьсот...

    27 слайд

    7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
    1) в тысяче девятьсот восемьдесят пятом году
    2) выдвинуть сто четыре кандидата
    3) около четырех миллионов трехсот
    4) по семьдесят лет

  • 8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) яблонь
2) свечей
3)...

    28 слайд

    8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
    1) яблонь
    2) свечей
    3) платьев
    4) блюдцев

  • 10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) глубочайшее озеро...

    29 слайд

    10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
    1) глубочайшее озеро
    2) положи на место
    3) повары вкусно готовили
    4) трое суток

  • Ответы:
1. 2)
2. 4)
3. 2)
4. 2)
5. 1)
6. 1)
7. 1)
8. 4)
9. 3)

    30 слайд

    Ответы:
    1. 2)
    2. 4)
    3. 2)
    4. 2)
    5. 1)
    6. 1)
    7. 1)
    8. 4)
    9. 3)

  • Информационные ресурсы:Баронова, М.М., Русский язык: полный справочник, 2010,...

    31 слайд

    Информационные ресурсы:
    Баронова, М.М., Русский язык: полный справочник, 2010, (Полный комплект пособий для подготовки к единому государственному
    экзамену).

    Академический Международный Институт
    http://ami-map.ru/images/stories/ege/ege-2011-russian-a3.pdf

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 973 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 12.06.2020 303
    • PPTX 215 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Иванова Иллона Иосифовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Иванова Иллона Иосифовна
    Иванова Иллона Иосифовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 80301
    • Всего материалов: 239

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 848 человек

Мини-курс

Развитие мотивации к обучению

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 156 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 150 человек

Мини-курс

Художественная гимнастика: диагностика и технические аспекты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Общие понятия и диагностика антивитального поведения

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе