Инфоурок Другое ПрезентацииПодготовка к сжатому изложению по тексту упражнения №137

Подготовка к сжатому изложению по тексту упражнения №137

Скачать материал
Скачать материал "Подготовка к сжатому изложению по тексту упражнения №137"

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Патентовед

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Муниципальное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школ...

    1 слайд

    Муниципальное общеобразовательное учреждение
    средняя общеобразовательная школа № 4
    г. Рассказово Тамбовской области





    Подготовка к сжатому изложению по тексту упражнения №137

    (презентация к уроку русского языка в 5 классе
    по учебнику Т.А. Ладыженской)


    Подготовила Манохина В.Н.,
    учитель русского языка и литературы




    г. Рассказово
    2010 г.

  • Ход урока I. Введение в тему, постановка задач урока- Недавно мы писали изло...

    2 слайд

    Ход урока
    I. Введение в тему, постановка задач урока
    - Недавно мы писали изложение. Подробное или сжатое?
    - Да, подробное. Мы стремились как можно более точно пересказать текст. Сегодня будем готовиться к сжатому изложению. Что значит сжать текст, пересказать (изложить) его сжато?

    (Кратко пересказать; самое основное пересказать, без подробностей, но так, чтобы все было ясно.)

  • - Когда это бывает нужно в жизни - кратко, сжато пересказать исходный текст?...

    3 слайд

    - Когда это бывает нужно в жизни - кратко, сжато пересказать исходный текст?
    (Если мало времени. Например, тебе отвели в телевизионной передаче одну-две минуты, а ты должен рассказать, о чем писатель написал в большом рассказе; или дали в журнале несколько строчек; или перед показом следующей серии кратко рассказывают о героях фильма, о том, что с ними произошло раньше - иначе можно не понять... И т. д.)

  • - Итак, в жизни нам приходится довольно часто кратко пересказывать текст, как...

    4 слайд

    - Итак, в жизни нам приходится довольно часто кратко пересказывать текст, как бы сжимая его. Но ведь нам важно, чтобы автор не обиделся ... Что же мы будем делать, как сокращать текст, чтобы этого не произошло?
    (Мы перескажем самое главное; ничего не будем переиначивать, будем пересказывать точно; нужно передать точно смысл; оставим много слов из текста, авторских слов и предложений, чтобы можно было узнать автора текста.)
    - Вот сегодня мы и будем учиться писать сжатое изложение.

  • II. Чтение текста            В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка...

    5 слайд

    II. Чтение текста
    В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрёл дальше.
    Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
    Возгордился старый пень и говорит деревьям:
    - Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка - поклонилась, пришли девочки - поклонились. Пришёл старик - поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

  • II. Чтение текстаНо деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осе...

    6 слайд

    II. Чтение текста
    Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.
    Рассердился старый пень и ну кричать:
    - Кланяйтесь мне! Я ваш царь!
    Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:
    - Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали. (В. П. Катаев.)

  • III. Постановка коммуникативной задачи, описание речевой ситуации-  В этом те...

    7 слайд

    III. Постановка коммуникативной задачи, описание речевой ситуации
    - В этом тексте - сказочной истории, притче - 174 слова. Допустим, нам надо сократить текст почти вдвое, до 90 - 95 слов,- такое место нам отвели в нашем рукописном журнале, в его разделе «Прочти и задумайся». С чего мы начнем нашу работу?
    (С обдумывания текста; еще раз внимательно перечитаем текст и выделим самое главное…)

  • IY. Анализ текста-  О чем говорится в тексте?
-  Как можно его озаглавить?
-...

    8 слайд

    IY. Анализ текста
    - О чем говорится в тексте?
    - Как можно его озаглавить?
    - Как вы думаете, для чего Валентин Петрович Катаев рассказал нам эту сказочную историю о большом старом пне, гордых деревьях и быстрой щебечущей синичке?
    - Найдем основные смысловые моменты.
    - Почему нельзя опустить первое предложение?
    - Прочитайте дальше первый абзац и второй. В каком из них подробно говорится, кто приходил и кланялся пню, а в каком об этом же самом говорится обобщенно?
    - Автор сам обобщенно, кратко, как бы специально для нас, для нашего сжатого изложения, написал: «Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше». Годится ли такое предложение для нашего изложения?

  • -Теперь прочитайте третий абзац. В нем                        говорится, к...

    9 слайд

    -Теперь прочитайте третий абзац. В нем говорится, как «возгордился старый пень». Найдите в этом абзаце подробное в обобщенное изложение одной и той же мысли.
    -Чего же захотел старый пень? Почему ему пришлось кричать?
    -Что самое главное сказала синичка? Что она пыталась растолковать расшумевшемуся пню?
    -Какие слова, словосочетания, предложения вы бы хотели сохранить, чтобы передать хоть в какой-то мере стиль этой истории-притчи, рас-сказанной Валентином Петровичем Катаевым?

  • Y. Собирание «опорных конструкций» текста в устное сжатое изложениеПримерный...

    10 слайд

    Y. Собирание «опорных конструкций» текста в устное сжатое изложение
    Примерный текст
    В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
    Возгордился старый пень и говорит деревьям: «Ни один человек не прошел мимо меня не поклонившись. Я здесь в лесу у вас самый главный, и вы тоже мне кланяйтесь».
    Но деревья гордо стояли вокруг и кланяться не стали.
    Рассердился старый пень и ну кричать: «Кланяйтесь мне! Я ваш царь!»
    Тут прилетела синичка и весело защебетала: «Ничего ты не царь… И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки. Да и тех не находят. Давно уже все обобрали». (97 сл.)

  • YI. Вопросы для обсуждения устного изложения- Передано ли основное содержание...

    11 слайд

    YI. Вопросы для обсуждения устного изложения
    - Передано ли основное содержание притчи?
    - Удалось ли передать ее стиль?
    - Поймут ли читатели смысл притчи?
    - Надо ли так буквально следовать за текстом? Можно ли было, например, чьи-то слова передать более кратко, емко и свободно, чтобы яснее, ярче выразить смысл притчи? Попробуйте это сделать.

  • YII. Самостоятельная письменная работа         Пень-зазнайка 
          В лес...

    12 слайд

    YII. Самостоятельная письменная работа
    Пень-зазнайка
    В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
    И решил старый пень, что он в лесу самый главный и что деревья тоже должны ему кланяться. Но деревья молча и гордо стояли во всей своей осенней красоте.
    Рассердился старый пень и стал кричать: «Кланяйтесь мне! Я ваш царь!»
    Но тут прилетела синичка и сказала: «Никакой ты не царь, а обыкновенный пень. И люди не кланялись тебе, а просто искали опенки, но не нашли, потому что их давно уже все обобрали». (89 слов)

  • Успешной работы!

    13 слайд

    Успешной работы!

  • Литература  1.Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. Рус-ский язык: учебник для...

    14 слайд

    Литература
    1.Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. Рус-ский язык: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений.– М.: Просвещение, 2008.
    2.Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Прак-тическая методика русского языка: 5 кл.: Кн. для учителя. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 1995.
    3.http://priroda77.narod.ru/animation/drevo/drevo1.shtml

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 487 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.09.2020 393
    • PPTX 394 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Морозова Мария Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Морозова Мария Александровна
    Морозова Мария Александровна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 82158
    • Всего материалов: 212

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 325 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Развитие предметно-практических действий, игровых навыков и математических представлений у детей раннего возраста

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегия продаж и продуктовая линейка: успех в современном бизнесе

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Специальная реабилитация: помощь детям с особыми потребностями

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе