Инфоурок Другое ПрезентацииЛогические упражнения для развития речи

Логические упражнения для развития речи

Скачать материал
Скачать материал "Логические упражнения для развития речи"

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по охране труда

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Логические упражнения        для развития речиЯстребинская Наталия Никола...

    1 слайд



    Логические упражнения
    для развития речи
    Ястребинская Наталия Николаевна
    учитель начальных классов СОШ № 4
    г. Усинск Республика Коми

  • Сначала утро, потом ночь.

Сначала взрослый, потом ребёнок.

Сначала согре...

    2 слайд




    Сначала утро, потом ночь.

    Сначала взрослый, потом ребёнок.

    Сначала согреют суп, потом зажгут огонь.
    Сначала спят, потом ложатся в кровать.



    Возможный ответ: Если бы сначала было утро, а потом ночь, то все люди
    ложились бы спать, только что проснувшись.

    Анализ
    Игра «Меняем порядок»:
    Цели: развивать у детей такие мыслительные операции, как анализ расположения, порядка следования.
    Учить составлять сложноподчинённые предложения с союзами «Если …, то»
    Придумай, что будет, если…

  • Лжезагадки:Лжезагадки можно использовать у детей для развития аналитическог...

    3 слайд

    Лжезагадки:

    Лжезагадки можно использовать у детей для развития аналитического мышления. Каждая загадка имеет ярко выраженную принадлежность к какой-либо теме работы по ознакомлению с окружающим, по экологии. Необходимо связно, логично аргументировать свой ответ:
    Например.
    Кто быстрее долетит до цветка- бабочка или гусеница?
    Ответы:
    Конечно, бабочка, она может летать, а гусеница нет;
    Неизвестно кто, если гусеница летит на листике и дует сильный ветер, то может и гусеница прилететь раньше.
    Одновременно, если гусеница летит на бабочке.
    Ответы на лжезагадки принимаются и реальные и сказочные.
    По каждой отгаданной загадке составьте рассказ или сказку.
    рассказ или сказку.

  • Примером игр на развитие операции синтеза могут служить разного рода «нелепиц...

    4 слайд

    Примером игр на развитие операции синтеза могут служить разного рода «нелепицы», где ребёнку требуется «навести порядок», задания на восстановление последовательности слов в предложениях, фраз в рассказе. Учителем может быть задано начало, середина или конец рассказа, а ребёнку предлагается придумать недостающую часть.
    Игра «Расставь по местам»
    Ход: Детям предлагается расставить правильно строчки у перепутанного стихотворения, которое или нарисовано –символически или (если дети читают) – написано. Наиболее эффективно, если соединены надпись и картинка, изображающая героя или действие.
    Злой кабан сидел на ветке,
    Пароход томился в клетке,
    Соловей – точил клыки,
    Дикобраз – давал гудки,
    Ёж – накрыт к обеду был
    Чиж – усами шевелил,
    Рак – летал над облаками,
    Стол – гонялся за мышами,
    Чайник – прыгал во дворе.
    Мальчик – булькал на костре.

    Синтез:

  • ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯСЛОВЕСНО - ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. 
 Может ли стол, у кото...

    5 слайд

    ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
    СЛОВЕСНО - ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.


    Может ли стол, у которого отвинтили 2 ножки, стоять? Почему?
    Может ли трамвай объехать девочку, стоящую на рельсах?
    Удержатся ли 2 шарика, если их поставить друг на друга?
    Может ли кубик катиться? Почему?
    Может велосипед обогнать автомобиль? Почему?
    Если по телевизору показывают футбол — может ли мяч вылететь
    и ударить мальчика?
    У тебя маленькая сумка и большой мешок, и то и другое с картошкой.
    Что легче нести?
    Кого в лесу трудно увидеть? А кого легко?
    Кого легко заметить на снегу, а кого трудно?
    По комнате бегал черный котёнок и попал в банку с мукой. Вдруг
    в комнате появился белый котёнок. Откуда он взялся?

  • «Закончи  предложение»Цель: закончить предложение одним из слов, данных в ск...

    6 слайд

    «Закончи предложение»
    Цель: закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и повторить получившуюся фразу целиком.
    Моряк увидел далёкий остров, так как взял в руки
    ( лупу, бинокль, очки)
    Маша уколола спицей палец, так как не умела
    (стирать, вязать, шить)
    Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъезде была
    (старая, грязная, узкая)
    Машина не смогла двигаться дальше, так как у нее сломалось
    (зеркало, багажник, руль)
    Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё
    ( прутик, камни, крошки)
    Катя отдёрнула руку, потому что взялась за горячую ручку сковородки
    (деревянную, пластмассовую, металлическую)

  • 2000200520062009  
 
  «Третий лишний»Цель: выбрать из 3-х объектов один лишн...

    7 слайд

    2000
    2005
    2006
    2009





    «Третий лишний»
    Цель: выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного
    признака, и подробно объяснить свой выбор.
    •Цвет: цыплёнок, лимон, василёк
    Огурец, морковь, трава
    Халат врача, помидор, снег
    •Форма: телевизор, книга, колесо
    Косынка, арбуз, палатка
    •Величина: бегемот, муравей, слон
    Дом, карандаш, ложка




    •Материал: банка, кастрюля, рюмка
    Альбом, тетрадь, ручка
    • Вкус: конфета, картошка, варенье
    Торт, селёдка, мороженое

  • «Почему это случилось».Цель: закончить предложение, объяснив названное событ...

    8 слайд


    «Почему это случилось».
    Цель: закончить предложение, объяснив названное событие. Использовать конструкцию сложноподчинённого предложения с союзом потому что.
    Учительница весело рассмеялась ________________________ .
    Бабушка выключила телевизор _________________________.
    Собака грозно зарычала ________________________________.
    Мама заплакала _______________________________________.
    Гости громко рассмеялись ______________________________.






    Собака весело завиляла хвостом ____________________________.
    Кот выгнул спину и зашипел ________________________________.
    Мама открыла окно __________________________________________.
    Петя громко вскрикнул _____________________________________.
    Стая ворон поднялась над полем ____________________________________.

  • «Что не подходит»Цель: проанализировав 3 логически связанных понятия, выделит...

    9 слайд

    «Что не подходит»
    Цель: проанализировав 3 логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений. Пример: книга — альбом — тетрадь. Лишним предметом окажется книга, так как в ней есть рассказ, а альбом и тетрадь рассказа не содержат, это просто скрепленная бумага.
    Слива, яблоко, персик ____________________________
    Брюки, шорты, юбка ____________________________
    Стол, полка, стул ____________________________
    Кофта, свитер, рубашка _______________________
    Коза, свинья, корова ___________________________
    Картошка, морковь, огурец ____________________
    Ёлка, береза, сосна _____________________________
    Трамвай, электричка, троллейбус _________________
    Сковородка, чашка, кастрюля _______________________
    Петух, гусь, воробей _________________________________
    Корова, лошадь, лев _______________________




    Ночник, торшер, свеча ________________________
    Глаза, нос, брови _____________________________
    Простыня, пододеяльник, наволочка _________________

  • «Что важно, что нет».www.themegallery.comЦель: выбрать из ряда слов, отражаю...

    10 слайд

    «Что важно, что нет».

    www.themegallery.com
    Цель: выбрать из ряда слов, отражающих некоторые детали основного объекта, одно - два главных, без которых указанное понятие не существует. Подробно объяснить свой выбор. Для удобства анализа ряда понятий учитель может, называя по одному слову, каждый раз уточнять, важна ли данная деталь для отражения основных свойств объекта.
    Пример: (огород). Без теплицы может быть огород? А без пугала? И т.п.

    ОГОРОД: пугало, теплица, грядки, забор, участок, сорняки

    САД: забор, фруктовые деревья, собака, скамейки.

    УЛИЦА: дорога, дома, фонари, люди, магазины.

    ЛЕС: ягоды, грибы, звери, цветы, деревья, птицы.

    МОРЕ: пляж, солёная вода, песок, отдыхающие, рыбы.

    РЕКА: лодки, течение, берег, вода, рыбак, рыба

  • «Закончи предложение»www.themegallery.comЦель: закончить предложение, использ...

    11 слайд

    «Закончи предложение»
    www.themegallery.com
    Цель: закончить предложение, используя союз чтобы. К началу каждой фразы подобрать по 2-3 возможных варианта её продолжения. Проговорить получившееся высказывание целиком.
    Мама надела нарядное платье _____________________ .

    Петя закрыл лицо руками ______________________________ .

    Катя подняла с земли птенчика ____________________________ .

    Вова взял собаку на поводок ____________________________________ .

    Дедушка поставил в огороде пугало ________________________________ .

    Рабочие привезли кирпич __________________________________________ .

    Папа купил цветы ________________________________________________ .

    Лена размахивала руками _________________________________ .

  • « Выбери один»www.themegallery.comЦель: из группы предметов выбрать один,...

    12 слайд

    « Выбери один»
    www.themegallery.com
    Цель: из группы предметов выбрать один, который по какому либо признаку отличается от всех остальных. Подробно рассказать, в чем отличия.
    Пример: три предмета всегда холодные (снег, мороженое, сосулька чашка чая, от которой поднимается пар — горячая. Поэтому чашка здесь — лишняя, она не подходит ко всем остальным предметам. (Объяснение может даваться другими, более доступными ребёнку словами. Однако формулировка должна быть максимально полной и чёткой).
    Муравейник — нора — скворечник — дупло.

    Снежинка — мороженое — горячий чай — сосулька — снеговик

    Велосипед — коньки — санки — лыжи — снегокат.

    Расчёска — зубная щетка — бант — мочалка — зубная паста.

    Курица — сосиска — сыр — колбаса — ветчина.

    Ложка — вилка — нож — ножницы — половник.

  • «Подбери антонимы»        Цель: подобрать слово противоположного значения. О...

    13 слайд

    «Подбери антонимы»
    Цель: подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом а, в котором будут объединены оба антонима.
    Пример: во дворе на котёнка напала собака, один мальчик проявил храбрость, а другой трусость.
    Легко ______________
    Темно _____________
    Встречать ___________________
    Толстый _______________________
    Гладкий __________________________
    Добрый __________________________
    Искать _____________________________
    Брать ________________________________
    Весёлый ________________________________
    Быстро ________________________________
    Длинный _________________________________
    Молодой ________________________________
    Молчать _____________________________
    Помнить ______________________________
    www.themegallery.com

  • «Найди общие и различные признаки»Цель: отыскать сходное в различных предмета...

    14 слайд

    «Найди общие и различные признаки»
    Цель: отыскать сходное в различных предметах и объектах. Объяснить своё заключение.
    Пример: (половник и отвёртка) и половник и отвёртка металлические предметы, с помощью и половника, и отвёртки мы достаём ( жидкость из кастрюли, шуруп из дерева).
    И там, и там есть ручка.

    Пилотка – лодка _______________
    Шкаф – холодильник ______________
    Снеговик - пирамидка ________________
    Грабли – расчёска ___________________
    Вата – облако ______________________
    Мука – песок __________________________
    Батарея – гармошка _______________________
    Волосы – трава ________________________
    Мыло – лёд _______________________________
    Часы – градусник __________________________
    Зонтик – гриб ___________________________
    Рак – помидор __________________________

    www.themegallery.com

  • «Составь рассказ»                Цель: объединить в наименьшем количестве пре...

    15 слайд

    «Составь рассказ»
    Цель: объединить в наименьшем количестве предложений 3 далёких по смыслу понятия. Самостоятельно подобрать 3 далёких понятия и объединить их в рассказе.
    Пример: Каша -листья -рыба. Семья отправилась в поход. Папа поставил палатку на
    засыпанную листьями землю. Вечером все вместе варили кашу и жарили пойманную в реке рыбу.
    Пример: похожие на рыбок желтые листья сыпались на мокрую землю, которая напоминала густую кашу.
    Лодка — карандаш — муравейник
    Лес — парта — бегемот
    Кран — торшер — облако
    Часы — плита — море
    Попугай — ветер — пила
    Шишка — помидор — дождь
    Весы — дом — берег
    Дерево — гвоздь — озеро
    Собака — грузовик — тетрадь
    Портфель — прыгалка — ёлка.


    www.themegallery.com

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 852 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.03.2020 570
    • PPTX 1.1 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Романова Ираида Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Романова Ираида Михайловна
    Романова Ираида Михайловна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 108704
    • Всего материалов: 257

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Мини-курс

Создание и продвижение сайтов для достижения максимальных результатов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 15 регионов

Мини-курс

Неорганическая химия

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Мини-курс

Финансовые ключи экспертного успеха

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе