Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Уроки русского языка в 5ом классе
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ.
Материал подготовила Морозова
Наталья Терентьевна, учитель русского языка
и литературы МОУ «Павловская сош»
2 слайд
Урок № 1 (1-2)
Тема: «Корень слова.»
Цель урока:
научиться определять лексическое значение корня;
подбирать однокоренные слова и выделять корень;
научиться находить омонимичные корни,
корни, выделяемые с учетом исторической членимости слова на морфемы (элементы этимологического анализа)
3 слайд
Смотри в корень!
Когда говорят о важном, о главном, иногда употребляют слово КОРЕНЬ. Например, если речь идет о причине чего-то плохого, скажут корень зла. О серьёзных ошибках – это в корне не правильно.
Если что-то надо основательно передать, говорят о коренной переработке, коренной перестройке.
Смотри в корень!
или
Зри в корень!
Что обозначают эти выражения?
4 слайд
В одном из произведений писателя К. Паустовского описан лесник, который любил «разбирать слова». Вот, например, как он размышлял над словом РОДНИК: «Родник родит реку, а река льётся-течёт через … всю родину, кормит народ… И все эти слова как бы родня между собой».
Правильные корни
(В ЭТИМОЛОГИЧЕСКОМ словаре)
По происхождению слово НАРОД связано со словом РОД:
РОДИТИ, НАРОДИТИ, НАРОД
5 слайд
Итак, КОРЕНЬ – общая часть родственных слов
Лес
Лестница
Лесничий
Честный
Чесночный
Чеснок
Левый
Лев
Налево
Смешной
Смешать
Смешить
Водичка
Водитель
Водяной
Найдите
«третье лишнее»
6 слайд
Найди родственные слова
У ручья стояла ива,
Год за годом зеленела.
Подрастала год от года, -
Не спеша растут деревья.
А какие вырастают!
(Б.Заходер)
7 слайд
Урок № 2 (1-2)
Тема: « Чередование звуков в корне»
Цель урока:
познакомиться с основными вариантами чередования гласных и согласных в морфемах;
научиться видеть чередование в слове;
отработать навыки подбора однокоренных слов.
8 слайд
Задание.
Следующие слова измените или подберите
к ним «родственников», от которых
«убежала» беглая гласная.
Читать,
окошко,
пень,
темнота,
огонь,
лев
Чтение,
окно,
пня (нет),
тьма,
огня,
льву
Заруби себе на носу
9 слайд
Герда, старая норвежка,
Рассказала мне о том,
Как сидел внутри орешка
Чёрт с рогами и хвостом.
Но прибавила старуха:
Изменился белый свет.
Говорят, ни злого духа,
Ни чертей на свете нет.
(С. Маршак)
Найдите в стихотворном отрывке слово, в котором при изменении
происходит чередование согласных.
Наблюдай!
10 слайд
Урок № 3
Тема: «Чередование полногласных и неполногласных сочетаний»
Цель урока:
пронаблюдать явление чередования полногласных и неполногласных сочетаний в словах;
обратить внимание на их правописание, расхождение по значению и стилистической окраске.
11 слайд
Оро \\ ра
Оло, ело \\ ла, ле
Ере \\ ре
Чередование полногласных и неполногласных сочетаний
Ворота –
Врата
Воротить –
возвращение
Волочить –
Влачить
Молочный –
Млечный
Ошеломить –
шлем
Бережный –
Небрежный
Передать –
предать
Сопоставляй, сравнивай!
12 слайд
1) Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся.
2) Все их громко величают
И царевича венчают
Княжей шапкой, и главой
Возглашают над собой.
3) Видит белочка при всех
Золотой грызёт орех.
4) Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами.
Определите слова с полногласным и неполногласным сочетанием.
Приведите к ним пару.
Чередование полногласных
и неполногласных сочетаний
13 слайд
Охл…ждать - …………..
Х…л…дильник - ……….
Г…р…да - ………………
Гр..жданин - …………….
Зд…р…вье - ……………
Др…весина - …………..
Др..гоценный - ………….
Огл…вление - ………….
Краткий - …………
Град -…………….
Брег - ……………
Младший - ………
Власяница - ……..
Брадобрей - ……..
Чреда - ……….
Слова для справки:
Бородач, город, берег,
коротко, чередование,
молодец, волосатый.
Подберите смысловую пару!
Ра,
ла, ре
оро,
ере,
оло
14 слайд
Урок № 4 (1-5)
Тема: «Правописание корней с чередованием гласных А-О»
Цель урока:
выработка умения видеть опознавательные признаки данной орфограммы и обозначать их на письме;
выделение слов с изучаемой орфограммой из данного предложения и текста.
15 слайд
Суффикс - командир
До чего же властный характер у суффикса - А - !
Он захватил власть над двумя корнями и теперь распоряжается
над тем, что в них писать – А или О.
Например: касаться – коснуться
излагать - изложение
16 слайд
-раст-
-рос-
Придумай слова с корнями
Исключения:
Ростов,
Ростислав,
росток,
ростовщик,
подросток
отрасль
-ращ-
17 слайд
Выр(а,о)стить, отр(а, о)сла, подр(а,о)стать, р(а,о)стительность, р(а,о)сти, отр(а,о)сль, зар(а,о)сла, р(а,о)стение, р(а,о)сточек, водор(а,о)сли, произр(а,о)стать, р(а,о)сток.
Задание!
Найди орфограмму, выдели корень
18 слайд
Наблюдаем!
Зачем возрастаю? –
Снегурка спросила меня. –
Я знаю, что скоро растаю,
Лишь только увижу весёлую стаю,
Растаю, по камням звеня…
(Ф. Сологуб)
Есть ли в этом
стихотворении слова
с корнем - раст-?
19 слайд
Согласные
-К- и -Ч-
Задание.
Придумайте как можно больше слов с этими корнями,
используя разные приставки и образуя разные части речи.
Что влияет на чередование гласной
А/О в корне?
Василиса Премудрая соскочила с коня на землю.
Конь заржал и ускакал куда-то.
(Э. Успенский)
Исключения:
скачок, скачу.
20 слайд
мак –
(быстро,
несколько раз)
мок –
(насквозь
пропитаться)
М…кать валик в банку с клеем.
Дети надели
непром..каемые
плащи.
Обм..кнуть кисть
в краску
Бегемот обм..кнулся
в озере.
Различай значение корней!
21 слайд
Определите значение корней!
Фигуры равны.
(одинаковы, похожи
друг на друга)
Ровная поверхность.
(гладкая, без каких-либо возвышений)
Исключение: равнина
22 слайд
В степи, на равнине открытой,
Курган одинокий стоит.
Под ним богатырь знаменитый
В минувшие веки зарыт…
Курган же с высокой главою,
Где витязь могучий зарыт,
Ещё не сровнялся с землёю,
По-прежнему гордо стоит.
(А. К. Толстой)
Выпишите из четверостиший слова с корнями – равн -,
-ровн-.
В. Васнецов. Боян.
Читай внимательно!
23 слайд
Равномерное движение машины вызывало
простые и спокойные мысли.
2) На сравнительно небольшой высоте дышится
легко благодаря чистому горному воздуху.
3) Носорог старался удержать равновесие
в движущейся клетке.
Исследуем предложения!
24 слайд
В гости пришло ударение
-зор -
- зар -
Что влияет на чередование
гласной в корне?
Ударение
25 слайд
Гореть,
пригорел,
угорел,
загорание,
угар,
нагар,
загар
Запомни !
- гор -
- гар -
Спиши и поставь
в словах ударение.
Какое лексическое значение
имеет корень – гор -?
26 слайд
Урок № 5 (1-3)
Тема: «Правописание корней с чередованием Е-О; А(Я) – ИМ, ИН»
Цель урока:
усвоить правила правописания корней с чередованием Е-И;
уметь узнавать «в лицо» корни, на которые распространяется данное правило.
27 слайд
Суффикс -А- продолжает
командовать
Блистать – блестеть
Расстилать – расстелить
Разжигать – разжёг
Почитать - почёт
Назови корни с чередующейся гласной.
28 слайд
Вставьте пропущенные буквы
1. На востоке подн…малось ослепительно бл…стевшее солнце.
2. Однообразна была степь, расст…лавшаяся глубоко под ними.
3. Приж…гание – это лечебный метод. Небольшие ранки и царапины можно прижечь йодом.
Начинай тренировку!
29 слайд
Девичьи имена
Запоминание,
поднимается,
предпринимать,
внимание,
занимательный,
понимание
От данных слов образуйте слова с сочетаниями –ИМА-, -ИНА-.
Снять, обнять, поднять, отнять, проклясть, припомнить.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 626 501 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Ковдий Анна Валентиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.