Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Почему мы так говорим?
Научно-исследовательская работа
по русскому языку
ООШ № 17 п. Михайловка
Исследовательская группа:
Литвинец Кристина,
Окунева Юлия
Руководитель: Скибитская Н.А.
2 слайд
Цель:
- исследование происхождения фразеологизмов.
Задачи:
- изучить происхождение фразеологизмов;
- показать роль фразеологизмов в русском языке и их использование в речи учащихся и учителей школы.
3 слайд
Содержание
1. Фразеологизмы................................................4
2. Происхождение фразеологизмов.......................5
3. Почему мы так говорим?................................6-9
4. Употребление фразеологизмов в речи……….......10
5. Группы фразеологизмов………………………………………11
6. Варианты фразеологических оборотов………..12-13
7. Однозначные и многозначные фразеологизмы..14
8. Омонимические отношения…………………………………15
9. Использование фразеологизмов в речи учащихся
и учителей…………............16
10. Литература……………….……………………..………………..17
4 слайд
Все трудились засучив рукава, обдумывали каждую мелочь в предстоящей работе.
5 слайд
Фразеологизмы –
лексически неделимые, целостные по значению, воспроизводимые в виде готовых речевых единиц словосочетания:
в бирюльки играть, сесть в калошу.
6 слайд
Пословицы, поговорки:
Береги границу, как зеницу ока.
Исторические события: Пусто, словно Мамай прошёл.
Песни, сказки, загадки, поверья:
как аукнется, так и откликнется, лебединая песня.
Крылатые слова: Сильнее кошки зверя нет (И.А.Крылов).
7 слайд
Почему мы так говорим?
Собственно русские фразеологизмы связаны с работой наших предков, с их обычаями, например:
Тянуть канитель – получило значение терять время, очень медленно и бестолково что-нибудь делать или затягивать решение какого-нибудь вопроса.
Дело в шляпе – говорят о деле уже почти законченном, за исход которого нечего опасаться.
8 слайд
Попасть впросак – по своей оплошности оказаться в невыгодном, неприятном или смешном положении.
9 слайд
Фразеологизмы заимствовались из древнецерковнославянского языка:
нести свой крест,
манна небесная,
соль земли
10 слайд
Из мифов разных народов: Дамоклов меч – говорят о нависшей опасности, которая может обрушиться в любую минуту.
Высечь море – употребляется, когда говорим о человеке, ослеплённом бессильной злобой и вымещающем её на ком-то невинном.
11 слайд
Стилистически нейтральные:
сдержать слово, время от времени.
Разговорный стиль:
водой не разольёшь, как с гуся вода.
Научный стиль:
центр тяжести.
Публицистический стиль:
люди доброй воли.
Официально-деловой стиль:
презумпция невиновности.
12 слайд
Хоть кол на голове чеши (вместо теши)
Довести до белого колена (вместо каления)
13 слайд
Группы фразеологизмов
14 слайд
Употребление фразеологизма
Например: фразеологизмы к шапочному разбору (слишком поздно), раз плюнуть (легко) по своему лексико-грамматическому значению аналогичны наречиям и поэтому в
предложении являются обстоятельствами.
Задавать храповицкого (спать), кривить душой (лгать) соотносительны с глаголами и поэтому в предложении выступают в качестве сказуемого.
15 слайд
Один лексико-грамматический состав:
ирония судьбы,
по образу и подобию
16 слайд
Варианты фразеологического оборота:
бросить камень – бросить камнем.
Дуплетные фразеологизмы:
от всего сердца – от всей души, молоть вздор – молоть ерунду.
17 слайд
Синонимы:
сломя голову – с быстротою молнии;
Антонимы:
сломя голову – посылать за смертью.
18 слайд
Однозначные фразеологизмы:
витать в облаках, ставить в тупик.
Многозначные фразеологизмы:
Мокрая курица, валять дурака.
19 слайд
Фразеологические омонимы:
брать слово – «по собственной инициативе выступать на собрании»,
брать слово – «получать от кого-либо обещание, клятвенное уверение в чём-либо»;
пускать петуха – «устроить пожар»,
пускать петуха – издавать фальшивые звуки»
20 слайд
21 слайд
Литература:
Л.Т.Григорян. Язык мой – друг мой. Пособие для учителей. Москва, «Просвещение», 1976год
Д.Э.Розенталь и др. Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов: Учебное пособие. Москва, «Дрофа», 1995год.
Самый полный курс русского языка / Авт.- Н.В.Адамчик. – Минск: Харвест, 2007год.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 656 225 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Афонина Наталья Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
10 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.