Инфоурок Другое ПрезентацииСочинение - рассуждение на лингвистическую тему

Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему

Скачать материал
Скачать материал "Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему"

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог-консультант

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Сочинение-рассуждение 
на лингвистическую темуПодготовка   к   ГИА

    1 слайд

    Сочинение-рассуждение
    на лингвистическую тему
    Подготовка к ГИА

  • Принципы пунктуации

    2 слайд

    Принципы пунктуации

  • Назначение пунктуацииа) служить средством расчленения письменной речи
б) указ...

    3 слайд

    Назначение пунктуации
    а) служить средством расчленения письменной речи
    б) указывать на расчленение смысловое, структурное и интонационное.
    Нынче совсем ничего не мог писать утром - заснул (Л. Т.)

    тире

    не только отделяет сказуемое заснул, помогая передать причинное обоснование действия, обозначенного в сказуемом не мог писать, но и указывает, что временной определитель утром характеризует первое действие, а не второе (ср.: Нынче совсем ничего не мог писать - утром заснул).
    фиксирует наличие паузы и, следовательно, соответствующее интонационное оформление, передающее смысловое соотношение данных слов.
    Расчленение текста при помощи знаков препинания помогает донести до читающего смысл написанного таким, каким он представляется пишущему.

  • Знаки препинания – «ноты при чтении» (А.П.Чехов)помогают в восприятии текста;...

    4 слайд

    Знаки препинания – «ноты при чтении» (А.П.Чехов)
    помогают в восприятии текста;
    помогают понять авторскую мысль;
    могут не только подчеркнуть значение, выраженное словами словами, но и резко изменить его;
    могут разорвать смысловые и грамматические связи слов.


  • ПримерыТо что есть есть того чего нет нет это не то это то. (С. Стивене. «Мат...

    5 слайд

    Примеры
    То что есть есть того чего нет нет это не то это то. (С. Стивене. «Математика, измерение и психофизика») То, что есть, есть; того, чего нет, нет. Это не то? Это то.

    Этот человек не раз говорил брату Антон никогда не был учителем.
    (1. «Этот человек, — не раз говорил брату Антон, — никогда не был учителем».
    2. Этот человек не раз говорил брату: «Антон никогда не был учителем»).
    И шла она легко, назад Изгибы длинные чадры Откинув.
        ( И шла она легко назад, изгибы длинные чадры откинув).
    Я занимался с братом, который был болен английским языком.

    Хватит жевать давайте читать
    Хватит! Жевать давайте, читать…
    Хватит. Жевать? Давайте! Читать?
    Хватит жевать – давайте читать.

    По тропинке к дому шли дедушка Иван Петрович девочка Маша дядя Андрей тетя Анна Ильинична бабушка Даша.
    Поставлю статую золотую пику держащую.


  • ПримерыВ зале находились Антон три его приятеля Степан Андрей Михаил Ирина се...

    6 слайд

    Примеры
    В зале находились Антон три его приятеля Степан Андрей Михаил Ирина сестра Антона и Мария Петровна.

    Очень-очень странный вид: речка за окном горит,
    Чей-то дом хвостом виляет, пёсик из ружья стреляет,
    Мальчик чуть не слопал мышку,
    Кот в очках читает книжку, старый дед влетел в окно,
    Воробей схватил зерно,
    Да как крикнет, улетая: «Вот что значит запятая!»

    Бежать нельзя стоять на месте.
    Лететь невозможно ждать.
    Шибанов молчал. Их пронзённой ноги
    Кровь алым струилася током… (А.Толстой)
    Приготовьтесь боксеры гимнасты борцы на выход.



       


  • Функции знаков препинания

    7 слайд

    Функции знаков препинания

  • Функции знаков препинания

    8 слайд

    Функции знаков препинания

  • Функции знаков препинания

    9 слайд

    Функции знаков препинания

  • Функции знаков препинанияРазделительные знаки препинания – всегда одиночные з...

    10 слайд

    Функции знаков препинания
    Разделительные знаки препинания – всегда одиночные знаки(точка, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, тире) служат для отделения одних отрезков речи от других.
    Выделительные знаки препинания – парные знаки ( скобки, кавычки, двойное тире, двойные запятые). Они выделяют различные отрезки речи

  • СТРУКТУРА  СОЧИНЕНИЯ-  РАССУЖДЕНИЯ  НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ  ТЕМУ
Задание С2.1 – э...

    11 слайд

    СТРУКТУРА  СОЧИНЕНИЯ-  РАССУЖДЕНИЯ  НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ  ТЕМУ

    Задание С2.1 – это сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Его цель – раскрыть важность того лингвистического материала, о котором идет речь в задании.

    Сочинение-рассуждение должно быть композиционно оформлено, т.е. содержать тезис, аргументы и вывод:
    Вступление.
    Прямая актуализация проблемы: формулировка основного тезиса по указанной проблеме («Знаки препинания в русском языке играют важную роль»).
    Основная часть.
    Формулирование тезиса, который предстоит доказывать. («Я считаю, что….»), его обоснование с помощью примеров из исходного текста.
    Заключение.
    Вывод о справедливости высказывания о сущности данного языкового явления.

  • Типичные ошибки в сочинении данного типа  отсутствие тезиса;  
отсутствие лог...

    12 слайд

    Типичные ошибки в сочинении данного типа
    отсутствие тезиса; 
    отсутствие логики в расположении частей сочинения;
    отсутствие переходов от общих положений к приведению примеров из текста;
    неумение употреблять в сочинении средства связи между предложениями;
    неумение выстраивать доказательную часть сочинения;
    неумение использовать текст как способ аргументации.

  • ТезисТЕЗИС – это кратко сформулированная мысль, истинность которой требуется...

    13 слайд

    Тезис
    ТЕЗИС – это кратко сформулированная мысль, истинность которой требуется доказать и в которой последовательно раскрывается его тема и основная мысль.
    Тезис формулируется как простое двусоставное предложение.
    Подлежащее – это тема текста.
    Сказуемое – то главное, важное (основная мысль), что будет говориться по данной теме.

    Тезис – это

    ТЕМА  +   ОСНОВНАЯ  МЫСЛЬ 

     

  • Примеры тезисов:           
       
  Многоточие ставится для обозначения нез...

    14 слайд

    Примеры тезисов:
              
           
    Многоточие ставится для обозначения незаконченности высказывания.
    Фразеологизмы делают нашу речь более яркой и выразительной и поэтому широко используются в литературном языке.
    Запятые не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают передать смысл предложения.
    В данных тезисах подлежащие называют тему - многоточие, фразеологизмы, запятые. Затем следует основная мысль, которая  поясняет содержание темы, выделяет самое главное в ней.

  • Аргументы АРГУМЕНТ – это суждение, приводимое в подтверждение истинности выск...

    15 слайд

    Аргументы
    АРГУМЕНТ – это суждение, приводимое в подтверждение истинности высказывания.
    Правила аргументации:
    а) аргументы не должны противоречить друг другу;
    б) аргументы должны быть достаточными для данного тезиса ( не менее двух аргументов );
    в)аргументы должны соотноситься с темой и основной мыслью (тезисом), а не быть мнением вообще.
     
    Характерные ошибки при аргументировании:
    а) нечеткое словесное оформление,
    б)однотипность аргументов   

  • ПрактикаНа примере самостоятельно выбранного текста докажите следующие положе...

    16 слайд

    Практика
    На примере самостоятельно выбранного текста докажите следующие положения:

    1)    пунктуация создаёт экспрессивность текста;
    2)    знаки препинания являются помощниками писателя в создании художественной выразительности текста;
    3)    знаки препинания способны скрыть глубину смысла;

    Ознакомьтесь с информацией и выполните задание.

    На примере данного текста убедитесь, что знаки препинания служат средством выражения мыслей и чувств в письменном тексте.  
    Многоточие передает эмоциональное состояние автора.
    Скобки выделяют коммуникативно важные слова.
    Восклицательный знак передает взволнованность, недосказанность реплики.
    Вопросительный знак приглашает читателя к разговору.
    Тире привлекает и акцентирует внимание читателя.


  • СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ 1. Слова одной тематической группы 
2. Од...

    17 слайд

    СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ
    1. Слова одной тематической группы
    2. Однокоренные слова
    3. Синонимы, антонимы ( в том числе контекстные)
    4. Лексический повтор
    5. Союзы
    6. Местоимения
    7. Вводные слова
    8. Синтаксический параллелизм
    9. Вопросительные или неполные предложения и т.д.

  • ПрактикаВыпишите слова и предложения в следующем порядке:
а) слова и предложе...

    18 слайд

    Практика
    Выпишите слова и предложения в следующем порядке:
    а) слова и предложения, связывающие тезис и доказательства;
    б) средства связи доказательства и вывода.
    А. Приведем доказательства этого…
    Б. Это можно доказать таким образом:…
    В. Почему? А вот почему…
    Г.Обобщим сказанное: …
    Д. Итак; таким образом,…
    Е. Это можно объяснить так:…
    Ж. Следовательно,…
        

  • Примерный вариант сочинения- рассуждения «Зачем нужна пунктуация?»   На пис...

    19 слайд

    Примерный вариант сочинения- рассуждения
    «Зачем нужна пунктуация?»
     
    На письме без знания пунктуационных правил невозможно обойтись. Они необходимы и автору текста, чтобы выразить определенный смысл, и читателю, чтобы правильно воспринять этот смысл. Для этого  используются определенные знаки препинания, подходящие по своей функции в том или ином высказывании. Как правило, выделяют разделительные и выделительные знаки препинания. Они встречаются почти в каждом тексте, в том числе и в предложенном нам.
         Разделительные знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, тире) служат для отделения одних отрезков речи от других. Так, с этой целью они используются в предложениях № 3, 5,7. Выделительные знаки препинания ( скобки, кавычки, двойное тире, двойные запятые) - парные знаки. Они выделяют различные отрезки речи, как, например, в предложениях № 23, 31.
           Как видим, при помощи знаков препинания происходит смысловое членение речи, что, несомненно, помогает нам понять текст.

  • ПрактикаРаскройте смысл приведенного ниже высказывания.
Речь- удивительно сил...

    20 слайд

    Практика
    Раскройте смысл приведенного ниже высказывания.
    Речь- удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы  пользоваться им (Гегель).
    Во-первых,_____________________________
    Во-вторых,_____________________________
    В-третьих,______________________________
    Следовательно,_________________________

  • Памятка для работы над сочинением на лингвистическую тему.Памятка для работы...

    21 слайд

    Памятка для работы над сочинением на лингвистическую тему.

    Памятка для работы над сочинением на лингвистическую тему.
    1. Внимательно прочитайте утверждение лингвистического положения.
    2. Сформулируйте тезис и подберите в тексте примеры, доказывающие справедливость вашего утверждения.
    3. Приводя примеры, цитируйте текст или указывайте в скобках номера предложений, на которые делаются ссылки в ходе аргументации.
    Чтобы не было логических ошибок, можно использовать следующие речевые клише:
    Чтобы доказать сказанное, обратимся к … предложению текста.
    Пример использования ….. можно найти в предложении … .
    В подтверждение собственных выводов можно привести пример из … предложения текста.
    Рассмотрим … предложение (слово). В нем использован (-а, -о) …, который (-ая, -ое)… . Это подтверждает вывод о том, что … .

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 106 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 27.10.2020 427
    • PPTX 160.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Никонорова Татьяна Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Никонорова Татьяна Алексеевна
    Никонорова Татьяна Алексеевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 95969
    • Всего материалов: 228

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 151 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 477 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 319 человек

Мини-курс

Организация образовательного процесса в современном вузе

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление проектами: концепции, практика и финансы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Информационные технологии в науке и бизнесе: от концепции до реализации

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе