Инфоурок Другое ПрезентацииУпотребление суффиксов существительных –чик-, -щик

Употребление суффиксов существительных –чик-, -щик

Скачать материал
Скачать материал "Употребление суффиксов существительных –чик-, -щик"

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Дефектоскопист

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Употребление суффиксовсуществительных –чик-, -щик-5 классУчитель русского я...

    1 слайд

    Употребление суффиксов
    существительных –чик-, -щик-
    5 класс
    Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №139» Огнева И.В.
    ( учебник под редакцией М.М. Разумовской , П.А.Леканта )

  • I. Организационный моментНастроить учащихся на изучение нового материала
На с...

    2 слайд

    I. Организационный момент
    Настроить учащихся на изучение нового материала
    На сегодняшнем уроке вы попробуете себя в роли исследователей и попытаетесь самостоятельно вывести орфографическое правило.

  • II. Создание мотивационной установки на изучение темыСоздание положительного...

    3 слайд

    II. Создание мотивационной установки на изучение темы
    Создание положительного эмоционального настроя на восприятие темы
    Ученик готовил информацию о происхождении и значении слова. Слово «профессия» - официальное объявление о своей специальности (лат.) -
    Задание «Все работы хороши, выбирай на вкус!» Знаешь ли ты профессии? А помогут тебе вспомнить их названия суффиксы. На доске записаны суффиксы:
    -чик, -щик, -ник, -ист, - ец, -арь, -ёр, -ач
    Назовите слова с этими суффиксами (наладчик, сварщик, лесник, артист, певец, лекарь, дирижер, скрипач)
    Правописание большинства из этих суффиксов надо запоминать, и только написание двух суффиксов подчиняется орфографическому правилу. Это суффиксы –чик, -щик.

  • 1.Ориентировочно-мотивационный актСоздание проблемной ситуации с целью выявле...

    4 слайд

    1.Ориентировочно-мотивационный акт
    Создание проблемной ситуации с целью выявления пробелов в знаниях учащихся, таким образом будет осуществлен переход к необходимости изучения этого правила.
    Совместная с детьми постановка учебной задачи, мотивация на предстоящую деятельность


  • Задание   Прочитайте вслух выделенные существительные и скажите, соответств...

    5 слайд


    Задание

    Прочитайте вслух выделенные существительные и скажите, соответствует ли произношение их написанию.
    Резчик, грузчик, подписчик, рассказчик, перебежчик, переплетчик, летчик, переводчик, шлифовщик, проектировщик, выдумщик, каменщик, разведчик, разносчик
    Этап выявления недостаточного звена системы знаний, возникновение конфликта между незнанием и знанием.
    Вывод: произношение не соответствует написанию в тех словах, где суффикс –чик-.
    Обдумай версию. Если нам не помогает произношение, то как выбрать правильное написание –чик- или –щик-?

  • III. Изучение нового учебного материала (поисково-исследовательский акт)1. Э...

    6 слайд

    III. Изучение нового учебного материала (поисково-исследовательский акт)

    1. Этап целеполагания: подведение учащихся в процессе поисковой деятельности к самостоятельному постижению нового материала (недостающего знания), формирование выводов, их фиксирование в модельной форме, удобной для запоминания и «наращивания» в последующей работе


  • Основной метод работы – беседа, коллективный диалогПодчеркните слова с суффик...

    7 слайд

    Основной метод работы – беседа, коллективный диалог
    Подчеркните слова с суффиксом –чик. Попробуйте выявить закономерность написания этого суффикса.
    Подсказка: пять лучей – пять условий.
    Учащиеся высказывают свое мнение
    -ЧИК-

  • В ходе обсуждения пришли к выводу: суффикс –чик пишется после д-т-з-с-ж....

    8 слайд

    В ходе обсуждения пришли к выводу: суффикс –чик пишется после д-т-з-с-ж.

    -ЧИК-
    Т








































    З
    С
    Ж
    Д

  • Правило «Звезды» - это один из способов запоминания орфограммы, существует  е...

    9 слайд

    Правило «Звезды» - это один из способов запоминания орфограммы, существует еще один способ – запомнить фразу «Зося ждет», в которой есть все согласные, после которых пишется суффикс -чик.

  • IV. Практический этапУчащиеся учатся применять полученные  теоретические зна...

    10 слайд

    IV. Практический этап

    Учащиеся учатся применять полученные теоретические знания для решения частных практических задач.
    Задание . Цель задания: Научиться применять выведенное правило на практике.
    Из данных предложений выпишите в первый столбик существительные с суффиксом -чик-, во второй – с суффиксом –щик. Объясните графически выбор букв ч,щ в суффиксах.
    С какой целью мы будем выполнять это задание?
    Учащиеся самостоятельно формулируют цель этого этапа: Знать: способ действия при выборе написания в существительных суффиксов -щик- и -чик-. Уметь: применять этот способ действия
    Будет вечер- заговор..ик и обман..ик, темнотой на мостовые упадет, но вглядись, и ты увидишь, как веселый барабан..ик с барабаном вдоль по улице идет. Урал! Опорный край державы, и добыт..ик, и кузнец! Он перевоз..ика зовет, и перевоз..ик беззаботный его за гривенник охотно чрез волны страшные везет. Мотор обкат..ик заведет и выезжает из ворот.

  • В слове может встречаться не одна орфограмма, а сразу несколько. Найдите еще...

    11 слайд

    В слове может встречаться не одна орфограмма, а сразу несколько. Найдите еще одну орфограмму, спрятавшуюся в словах с суффиксом –щик (обманщик, заговорщик, барабанщик – отсутствие Ь в буквосочетаниях нч, -чн, -чк, -нщ, -щн,-рщ)
    Задание. Цель – актуализация имеющихся знаний по орфограмме «Написание сочетаний –нч, -чн, -чк, -нщ, -щн,-рщ» (§15).
    Упражнение 691.

  • Но следует помнить, что в русском языке есть одна капризная буква, которая тр...

    12 слайд

    Но следует помнить, что в русском языке есть одна капризная буква, которая требует обязательного присутствия Ь, когда обозначает мягкий звук, - это буква «Л»,

  • Давайте посмотрим, как это получится на практике. Выполним упражнение 689 (2)...

    13 слайд

    Давайте посмотрим, как это получится на практике. Выполним упражнение 689 (2).
    Различение омонимичных суффиксов.
    В упражнении, где надо было вставить согласную в суффиксы, встретилось слово «барабан…ик».Пятиклассник Саша написал слово «барабанщик», а Петя – «барабанчик». Кто, по вашему мнению, допустил ошибку? (Никто, потому что есть слово «барабанчик» - с уменьшительно-ласкательным значением и «барабанщик» - со значением «человек по роду его занятий»). Обратите внимание, что наше правило действует только для суффиксов, имеющих значение «человек по роду его занятий».

  • V. Рефлексивно-оценочный актЦель: создание условий, когда требование к себе ч...

    14 слайд

    V. Рефлексивно-оценочный акт
    Цель: создание условий, когда требование к себе через рефлексию собственных действий ученик предъявляет сам.
    Задание.
    Представь себе, что твой друг заболел, пропустил урок. Смог бы ты объяснить эту орфограмму другу? Если да, то письменно объясни и приведи примеры.

  • VI. Этап домашнего заданияЦель: применение полученных знаний, самоконтроль, р...

    15 слайд

    VI. Этап домашнего задания
    Цель: применение полученных знаний, самоконтроль, развитие речи и творческих способностей.
    Задание.
    Напишите текст, употребив в нем как можно больше слов с суффиксами –чик, -щик. Это может быть рассказ, сказка на тему профессий.

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 765 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.12.2020 249
    • PPTX 4.4 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кузнецова Ирина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кузнецова Ирина Николаевна
    Кузнецова Ирина Николаевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 112678
    • Всего материалов: 235

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 326 человек

Мини-курс

Переходные моменты в карьере

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Toolbox классического проектного менеджмента

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные подходы к преподаванию географии: методика, технологии и практика

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе