Инфоурок Другое ПрезентацииЛингвистический анализ текста

Лингвистический анализ текста

Скачать материал
Скачать материал "Лингвистический анализ текста"

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по экологии

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Лингвистический анализ текста

    1 слайд

    Лингвистический анализ текста

  • Схема лингвистического анализаэпического произведения1. Выразительное чтен...

    2 слайд


    Схема лингвистического анализа
    эпического произведения

    1. Выразительное чтение текста.
    2. Стилистическое комментирование:
    - тема, основная мысль, ключевые слова;
    - композиция,
    - особенности языка.

  • Схема лингвистического анализаэпического произведения	3. Функционально-сти...

    3 слайд


    Схема лингвистического анализа
    эпического произведения

    3. Функционально-стилевой и сопоставительный анализ (для выявления эстетической функции того или иного тропа, изобраз. средства и для установления существенных моментов в развитии индивид. стиля писателя или всего литературного направления).

  • Схема лингвистического анализалирического произведенияОт слова – к смыслу...

    4 слайд



    Схема лингвистического анализа
    лирического произведения
    От слова – к смыслу


    Выразительное чтение.
    Анализ синтаксических структур.
    Соотношение синтаксических структур стихотворения с делением на строфы и строки.
    Особенности пунктуации.
    Повторы.

  • Схема лингвистического анализалирического произведенияОт слова – к смыслу...

    5 слайд



    Схема лингвистического анализа
    лирического произведения
    От слова – к смыслу


    6. Анализ рифмующихся слов.
    7. Подробная лексическая работа во всем тексте.
    8. Анализ использования других средств точности и выразительности речи.
    9. Сопоставление начала и конца стихотворения.
    10.Вывод об эмоционально-содержательном смысле стихотворения.

  • От смысла – к слову	1. Выразительное чтение.
	2. Семантический анализ 
комп...

    6 слайд


    От смысла – к слову

    1. Выразительное чтение.
    2. Семантический анализ
    композиция;
    ключевые образы;
    лексические цепочки, соотносимые с каждым ключевым образом;
    сопутствующие образы;
    все возможные ассоциативные ряды.

  • От смысла – к слову	3. Анализ изобразительных средств.
	а) выявить, какие и...

    7 слайд


    От смысла – к слову

    3. Анализ изобразительных средств.
    а) выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов,

  • От смысла – к слову	3. Анализ изобразительных средств.
	б) выявить «вспомог...

    8 слайд


    От смысла – к слову

    3. Анализ изобразительных средств.
    б) выявить «вспомогательные» художественные средства и приемы, определяющие именно такое звучание стиха:
    - строфика,
    - особенности ритма и интонации,
    - звукопись.

  • От смысла – к слову	4. Анализ стихотворения в контексте:
	- в контексте тво...

    9 слайд


    От смысла – к слову

    4. Анализ стихотворения в контексте:
    - в контексте творчества самого автора.
    - в контексте национального литературного процесса.
    - в контексте мирового литературного процесса.

  • ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа1. Фонетический уровень речи. Какие закономерности можн...

    10 слайд


    ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа

    1. Фонетический уровень речи. Какие закономерности можно выделить в области гласных, согласных, расположения в потоке речи ударных и безударных слогов, фразового ударения? Пользуется ли автор орфографическими нарушениями ради передачи звучащей речи?

  • ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа	2. Лексический уровень речи.
	Какие тематические поля...

    11 слайд


    ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа

    2. Лексический уровень речи.
    Какие тематические поля представлены в тексте? Какими словами они представлены?
    Какие семантические (эмоция, цвет, философское понятие) поля обнаруживаются в лексике и грамматических значениях этого текста?


  • ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа
	Какие лексико-семантические группы, синонимические р...

    12 слайд


    ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа


    Какие лексико-семантические группы, синонимические ряды, антонимические пары обнаруживаются в тексте?
    Есть ли здесь игра омонимами, паронимами?



  • ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа	
	Используется ли лексика ограниченного употребления...

    13 слайд


    ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа


    Используется ли лексика ограниченного употребления (историзмы, архаизмы, неологизмы, окказионализмы – авторские неологизмы, диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, поэтизмы, экзотическая лексика)? Если да, то какая именно и с какой художественной целью?


  • ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа	Какие слова можно назвать ключевыми для этого текста...

    14 слайд


    ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа

    Какие слова можно назвать ключевыми для этого текста и почему?
    Какие слова используются в особом, авторском значении?



  • ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа3. Морфемный уровень речи. Заметно ли частотное исполь...

    15 слайд


    ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа

    3. Морфемный уровень речи. Заметно ли частотное использование каких-либо морфем? Каких? Какое значение они имеют и какой обобщенный смысл выражают? Есть ли неоднократное использование слов одной словообразовательной модели? Какой? Какое обобщенное значение выражает эта модель и как это значение связано с общим смыслом текста?



  • ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа4. Морфологический уровень речи. Какие части речи и в...

    16 слайд


    ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа

    4. Морфологический уровень речи. Какие части речи и в каких формах преобладают в тексте (для существ.: одушевленные/ неодушевленные, абстрактные со значением действия или признака / вещественные / собирательные / конкретные, какого рода, числа; для прилаг.: качественные или относительные, какие группы по лексическому значению;




  • ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа	для глаголов: вид, наклонение, время, лицо и число; д...

    17 слайд


    ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа

    для глаголов: вид, наклонение, время, лицо и число; для местоимений: 1, 2 или 3-е лицо, единственное или множественное число, наличие вопросительных и неопределенных местоимений)? Как грамматические значения частей речи текста помогают выразить обобщенное художественное значение?




  • ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа	5. Синтаксический уровень речи. Какие синтаксические...

    18 слайд


    ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа

    5. Синтаксический уровень речи. Какие синтаксические конструкции преобладают (предложения простые или сложные, повествовательные, вопросительные или побудительные, двусоставные или односоставные – с каким значением; полные или неполные, распространенные или нераспространенные;





  • ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа	
	есть ли ряды однородных членов, обращения, вводные...

    19 слайд


    ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа


    есть ли ряды однородных членов, обращения, вводные конструкции)?
    Как обобщенное значение синтаксических конструкций связано с содержанием текста?
    Какое пунктуационное оформление избирает автор и почему?





  • ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа	6. Стилистический уровень речи. 
	Можно ли выделить в...

    20 слайд


    ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа

    6. Стилистический уровень речи.
    Можно ли выделить в тексте стилистически противопоставленные пласты? Средства каких стилей противопоставлены? Чем объясняется это противопоставление? Есть ли средства с высокой и сниженной стилистической окраской? Какова их роль в тексте?






  • ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа	7. Пользуется ли автор специальными графическими сред...

    21 слайд


    ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа

    7. Пользуется ли автор специальными графическими средствами (выделение букв или слов, выделение отдельных строк или написание их в виде «лесенки», фигурное расположение текста и др.)?





  • ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа	8. Есть ли в тексте нарушения норм словообразования,...

    22 слайд


    ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа

    8. Есть ли в тексте нарушения норм словообразования, словоупотребления (окказионализмы), лексической и стилистической сочетаемости слов, построения синтаксических конструкций? Какой художественный эффект это вызывает?






  • ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа	
	9. Есть ли у текста заглавие? Какая языковая единиц...

    23 слайд


    ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа


    9. Есть ли у текста заглавие? Какая языковая единица используется в этой роли? Каково поле ее возможных значений? Какие из этих значений находят развитие в тексте?







  • ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа	
	10. Как меняются фонетические, лексические, морфемн...

    24 слайд


    ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа


    10. Как меняются фонетические, лексические, морфемные, морфологические и синтаксические закономерности от начала к концу текста? Как это связано с движением содержания?








  • ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа	11. Каковы общие языковые закономерности данного текс...

    25 слайд


    ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа

    11. Каковы общие языковые закономерности данного текста и в какой мере отбор языковых средств оказался художественно оправданным? (Чем большее число элементов текста оказывается эстетически мотивированным, тем выше уровень мастерства автора.)









  • Не стану я жалеть о розах,
Увядших с легкою весной;
Мне мил и виноград на лоз...

    26 слайд

    Не стану я жалеть о розах,
    Увядших с легкою весной;
    Мне мил и виноград на лозах,
    В кистях созревший под горой.
    Краса моей долины злачной,
    Отрада осени златой,
    Продолговатый и прозрачный,
    Как персты девы молодой.

  • На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и ле...

    27 слайд

    На холмах Грузии лежит ночная мгла;
    Шумит Арагва предо мною.
    Мне грустно и легко; печаль моя светла;
    Печаль моя полна тобою,
    Тобой, одной тобой… Унынья моего
    Ничто не мучит, не тревожит,
    И сердце вновь горит и любит – оттого,
    Что не любить оно не может.

  • Лимонная ночь
Луна стоит на капитанской вахте,
На триста верст раскинулся при...

    28 слайд

    Лимонная ночь
    Луна стоит на капитанской вахте,
    На триста верст раскинулся прибой.
    И, словно белая трепещущая яхта,
    Уходит женщина, любимая тобой.
    Мне нужен сон глубокого наплыва,
    Мне нужен ритм высокой частоты,
    Сегодня звезды сини, словно сливы,
    Такие звезды выдумала ты.
    Лимон разрезанный на лунный свет походит,
    Таких ночей светлей и тише нет,
    Тревожные созвездья пароходов
    Проносятся в лимонной тишине.
    Телеграфируйте в пространство, дорогая,
    Что бриз и рейс вас сделали добрей,
    И я рванусь за вами, содрогаясь,
    Как черный истребитель в сентябре.
    В. А. Луговской

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 848 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 27.12.2020 581
    • PPTX 886.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Климова Наталия Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Климова Наталия Николаевна
    Климова Наталия Николаевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 88067
    • Всего материалов: 218

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Финансовые аспекты и ценности: концепции ответственного инвестирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Медико-педагогические аспекты обучения и тренировки

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление рисками в бизнесе: анализ, оценка и стратегии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе