Инфоурок Другое ПрезентацииСоветы учащимся при выполнении задания С2.1 (сочинения-рассуждения на лингвистическую тему)

Советы учащимся при выполнении задания С2.1 (сочинения-рассуждения на лингвистическую тему)

Скачать материал
Скачать материал "Советы учащимся при выполнении задания С2.1 (сочинения-рассуждения на лингвистическую тему)"

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Педагог-организатор

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Советы учащимся при выполнении задания С2.1 (сочинения-рассуждения на лингвис...

    1 слайд

    Советы учащимся при выполнении задания С2.1 (сочинения-рассуждения на лингвистическую тему)

  • Для выполнения задания произведите следующие действия:1. Рассмотрите иллюст...

    2 слайд

    Для выполнения задания произведите следующие действия:


    1. Рассмотрите иллюстрацию, представьте ситуацию, в которой происходит диалог героев, разберитесь в позиции говорящих.
    2. Поймите суть той позиции, которая заключается в утверждении лингвистического положения. Например: Без знаков препинания обойтись нельзя.

    3. Подберите аргументы, доказывающие справедливость позиции участника диалога, эти аргументы надо искать именно в сфере лингвистических знаний. Например: Знаки препинания придают завершённость мысли и обеспечивают интонационную законченность предложений.

    4. Найдите в указанном тексте примеры, которые могут подкрепить аргументацию.


  • Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно исп...

    3 слайд

    Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:


    • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.

    • Проиллюстрировать названную функцию знаков препинания можно на примере …. предложения текста.

    • Пример использования запятой в … функции можно найти в предложении … .

    • Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует … .

    • В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.

    • Рассмотрим … предложение. В нем использована … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .

  • 1. Роль вводных слов и предложений     Вводные слова – это специальные слова...

    4 слайд

    1. Роль вводных слов и предложений

         Вводные слова – это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.
         Вводные слова могут выражать уверенность и неуверенность ( примеры ). С их помощью можно передавать различные чувства ( примеры ).
         А что вы будете делать, если вам надо сообщить, откуда вы взяли эту информацию. Конечно, вы тогда будете использовать водные слова, указывающие на источник сообщения ( примеры ).
         В научном стиле, где главное – логика, вы будете использовать вводные слова, указывающие на порядок мысли.
         Часто мы думаем, что вводные слова не нужны, но мы сами не замечаем, как используем их в речи.


  • 2. Роль однородных членов предложения в речи     Однородные члены предложен...

    5 слайд

    2. Роль однородных членов предложения в речи


         Однородные члены предложения – это ряд одинаковых членов предложения, соединённых между собой сочинительной связью, которая выражается союзами или только интонационно.
         Однородные члены предложения используются в речи для конкретизации и точности описания. Когда предмет описывается с помощью нескольких определений, а не одного, поэтому описание будет более точным (пример из текста).
         Однородные члены предложения показывают одновременность или последовательность действий (пример из текста).
         В художественной речи, с помощью однородных членов предложений, создаётся такая фигура, как градация – расположенные по мере возрастания синонимы (пример из текста).
         Итак, мы пришли к выводу, что однородные члены предложения важны в языке.



  • 3.Роль риторических вопросов в тексте     Риторические вопросы – это вопрос...

    6 слайд

    3.Роль риторических вопросов в тексте


         Риторические вопросы – это вопросы, не требующие ответа. Зачем же они нужны?
         Риторические вопросы используются в художественном и публицистическом стилях для создания вопроса на ответную форму изложения. С помощью неё создаётся иллюзия беседы с читателем (пример из текста).
         Риторические вопросы также являются средством художественной выразительности. Они акцентируют внимание читателя на проблеме (пример из текста).

         Таким образом, риторический вопрос – это важное изобразительно-выразительное средство.


  • 4. Роль средств выразительности в речи     В художественном и публицистическ...

    7 слайд

    4. Роль средств выразительности в речи

         В художественном и публицистическом стилях речи широко используются изобразительно – выразительные средства.
         Так, например, эпитеты – красочные определения делают речь яркой и выразительной (пример из текста).
         Метафоры – слова в переносном значении – придают речи образность (пример из текста).
         Риторический вопрос создаёт вопрос на ответную форму изложения и иллюзию диалога с читателем (пример из текста)
         Без выразительности, речь была бы бедной и невыразительной.


  • 5. Роль архаизмов в речи     Архаизмы – это устаревшие слова в лексике русск...

    8 слайд

    5. Роль архаизмов в речи

         Архаизмы – это устаревшие слова в лексике русского языка. Также архаизмами называются устаревшие слова – старославянизмы. У них есть современные русские эквиваленты. Зачем же они нужны?
         Архаизмы используются в речи, когда нужно создать колорит эпохи. Такие слова используются в исторических романах, сценариях исторических фильмов (пример из текста).
         Также архаизмы используются для создания высокого стиля речи (пример из текста).
         Таким образом, устаревшие слова играют важную роль в современном русском языке.



  • 6. Разряды и функции частиц в русском языке     Частица – служебная часть реч...

    9 слайд

    6. Разряды и функции частиц в русском языке
         Частица – служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки, значения или служит для образования форм слов. Частицы не изменяются и не являются членами предложения.

         Частицы делятся на две основные группы: формообразующие и модальные (смысловые).
         Формообразующие образуют повелительное и условное наклонение (примеры).
         Смысловые вносят различные оттенки значения: отрицания, вопроса, уточнения, выделения, сомнения (примеры).
         Таким образом, частицы – важная часть речи, без которой в русском языке не обойтись.


  • 7. Зачем нужно двоеточие?     Знаки препинания появились намного поз­же, чем...

    10 слайд

    7. Зачем нужно двоеточие?

         Знаки препинания появились намного поз­же, чем была изобретена письменность. В России система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечата­ния.
         «Зачем нужны знаки препинания? — недо­умевают некоторые мои сверстники и гово­рят: — Не нужны все эти двоеточия, тире, скобки...». Я с ними не согласна, потому что считаю: знаки препинания несут дополни­тельную информацию, которую нельзя вы­разить словами, ведь она касается высказы­вания в целом.
         Возьмем, к примеру, двоеточие. Во-пер­вых, этот знак ставят, если хотят пояснить сообщение. Этим объясняется употребление двоеточия в предложении 2, где вторая часть сложного предложения с разными видами связи указывает на причи­ну того, о чем сообщалось в первой части.
         Во-вторых, этот знак помогает увидеть та­кие синтаксические конструкции, как слова автора и прямую речь (предложения 28 и 29).
         В-третьих, двоеточие — письменный сиг­нал интонации пояснения (предложения 2, 11). Перед знаком голос понижается, после чего следует «предупреждающая» пауза, пос­ле знака следующая синтаксическая единица интонируется в более быстром темпе.
         Нет, не обойтись без знаков препинания. Ведь они, по словам К. Паустовского, «су­ществуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фра­зе легкость и правильное звучание».



  • 8. Зачем нужно тире?           Есть речь устная и письменная. Устная речь о...

    11 слайд

    8. Зачем нужно тире?


          Есть речь устная и письменная. Устная речь отличается от письменной. То, что в устной речи можно передать с помощью ин­тонации, мимики, жестов, в письменной речи передается с помощью порядка слов, знаков препинания.
        
    Тире, как любой знак препинания, помога­ет определить границы синтаксических еди­ниц (их начало и/или конец), понять логику предложения, связь его частей, передать ин­тонацию.
        
    Так, в предложении 14 тире отмечает на­чало и конец такого синтаксического отрез­ка, как слова автора, а в предложении 33 отмечает начало составного именного сказуе­мого с опущенной глагольной связкой. Тире — многозначный знак препинания. Он может иметь значение пропуска, чередо­вания, тождества, противоположности, сле­дования (внезапного или закономерного).
        
    Предложения с 8 по 22 — это диалог. Тире используется в значении чередования. С его помощью В. Железников указывает, что в диалоге меняется автор реплики: говорит то Николай Николаевич, то Ленка. В предло­жении 27 тире реализует значение противо­положности: «Столько лет смотрел на карти­ну, а не догадался».
        
    Как интонационный знак тире, например, подсказывает, где находятся паузы, какой отрезок следует читать с повышением тона, а какой — с понижением. Слова автора в пред­ложении 22 выделены с двух сторон тире, это значит, что в этих местах нужно делать паузы, а сам отрезок произносить быстро и с понижением голоса.
        
    Хотя тире появилось в русской графике достаточно недавно (первым стал его упо­треблять Н. М. Карамзин), это очень нуж­ный знак препинания, без него невозможно представить современный письменный текст.



  • 9. Зачем нужна пунктуация?                         Я считаю, что пишущий до...

    12 слайд


    9. Зачем нужна пунктуация?     
    Я считаю, что пишущий должен твёрдо знать, какой смысловой оттенок он хочет придать своему высказыванию и отдельным его частям и какими приёмами он должен для этого воспользоваться.

         В данном тексте автор употребляет разные знаки препинания. Но больше всего запятых. В предложении (№... ) знаки препинания употребляются внутри предложения, запятые выделяют вводное слово. А в предложении ( №...) запятые разделяют три простых предложения в составе сложноподчиненного. Есть в тексте и восклицательный знак. Автор с его помощью выражает своё восхищение. Очень экспрессивный восклицательный знак. Если бы его не было, то это предложение потерялось бы в тексте, и мы не обратили бы на него внимания.

         Таким образом, знаки препинания на письме необходимы, потому что они не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают верно передать смысл предложения.



Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 776 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.11.2020 237
    • PPTX 92.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Заболотняя Валентина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Заболотняя Валентина Ивановна
    Заболотняя Валентина Ивановна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 66456
    • Всего материалов: 230

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 326 человек

Мини-курс

Путь к осознанным решениям и здоровым отношениям

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 101 человек из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Основы гештальт-терапии: история и теория

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 16 человек

Мини-курс

Здоровьесбережение и физическое развитие школьников

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе