Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Жилкова Инна Юрьевна,
учитель начальных классов, МОУ СОШ №39, г. Бепгород
Использование элементов исследовательской деятельности на уроках окружающего мира
2 слайд
«Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это неизвестно - он-то и делает открытие».
Эйнштейн Альберт
3 слайд
Во-первых, научить детей познавать окружающий мир. И я не хочу, чтобы книги и речь учителя были единственным источником информации. Моя цель – научить детей исследовать мир с помощью собственных наблюдений и экспериментов, задавая вопросы и добывая на них ответы.
В-вторых, я хочу научить детей нестандартно мыслить, творчески подходить к любому вопросу.
В-третьих, чтобы дети получали удовольствие от происходящего на уроках, от собственных исследований и догадок.
4 слайд
1 этап.
Теоретическое изучение учащимися этапов исследовательской деятельности. Освоение учащимися процесса исследования на уроках по образцу.
2 этап.
Отработка учащимися учебных приемов исследовательской деятельности на уроках с элементами исследования.
3 этап.
Использование исследовательского подхода в процессе обучения на уроках-исследованиях.
5 слайд
индивидуальная
парная
групповая
коллективная
объединение по интересам
Формы учебной
исследовательской деятельности:
6 слайд
проблемный метод
дидактическая или ролевая игра
практические методы (упражнения, практические работы, экскурсии, составление моделей)
беседа
работа с книгой (учебником)
наглядные методы
Методы обучения:
7 слайд
Выбор темы.
Постановка цели и задач.
Гипотеза исследования.
Организация исследования.
Подготовка к защите и защита работы.
Исследовательская работа состоит из нескольких этапов:
8 слайд
-Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- По каким предметам у меня самые хорошие отметки?
- О чём хотелось бы узнать как можно больше?
- Чем я мог бы гордиться?
9 слайд
- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
- экспериментальной;
- изобретательской;
- теоретической.
Тема исследовательской работы:
10 слайд
– восхищаться каждой идеей ученика, как восхищаются первыми шагами ребёнка;
– позитивно подкреплять все ответы и идеи ученика;
– использовать ошибку как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;
– максимально адаптироваться ко всем высказываниям и действиям ребёнка;
– создать климат взаимного доверия;
– обеспечить независимость в выборе и принятии решений, с возможностью самостоятельно контролировать собственные предложения.
11 слайд
Подумать самостоятельно
Что я об этом знаю?
Какие мысли я могу высказать про это?
Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.
Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.
Спросить у других людей.
Запиши интересную информацию, полученную от других людей.
Использовать Интернет.
Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.
Понаблюдать.
Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений. По-возможности сделай фотографии.
Провести эксперимент.
Запиши план и результаты эксперимента.
Организация исследования включает в себя следующие этапы.
12 слайд
Задача: Убедиться в том, что действительно по облакам можно научиться предсказывать погоду на ближайшее время.
План:
1. Выйди на улицу сначала в солнечный день, а потом в пасмурный.
2. Обрати внимание на облака.
3. Зарисуй, на что они похожи: на острые длинные перья или на величественные башни, а может они похожи на тонкую серую пленку?
4. Запиши, как изменилась погода через некоторое время.
5. Сделай вывод о предсказании погоды по облакам.
Тема: Разнообразие облаков.
13 слайд
Задачи: Проверить, могут ли растения двигаться.
План:
1. Посети библиотеку, изучи научные статьи по данному вопросу. Запиши интересные факты.
2. Найди лужайку с одуванчиками. Понаблюдай за цветами утром и вечером. Результаты зарисуй.
3. Поставь на окно герань, обрати внимание на цветы.
4. Через два дня поверни горшочек с геранью другой стороной к свету. Что произошло с цветами? Опиши.
5. Оформи результаты в дневнике исследований.
Тема: Растения - часть живой природы.
14 слайд
Задачи:
Закрепить знания детей о комнатных и дикорастущих цветах. Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания. Формировать умение работать в парах. Карточки раздаются заранее.
Оборудование:
У детей карточки с изображением комнатных цветов и цветов дикорастущих, а так же два полотна с буквами «Д» и «К».
После рассказа учителя детям предлагается распределить цветы на комнатные и дикорастущие. Потом ученики называют цветы, которые они отнесли к комнатным и дикорастущим. Можно на доске прикрепить такие же буквы и дети по очереди будут выходить, и прикреплять по одной карточки под нужной буквой.
Игра « Эти разные цветы»
15 слайд
Задачи:
Закрепить представление учащихся о временах года, месяцах и их последовательности. Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать. Активизировать двигательную активность детей. Развивать умение работать в коллективе.
Оборудование:
Картинки с изображением природы и надписями месяцев ( можно воспользоваться иллюстрациями из календарей природы)
На основной доске изображения природы в разные месяцы. Дети разбиваются на две команды. По очереди они должны быстро выходить к доске выбирать картинку, символизирующую определенный месяц и переместить ее на свое крыло доски. Выигрывает команда, которая правильно расставит все 12 месяцев.
Игра «12 месяцев»
16 слайд
Задачи:
Сформировать представления учащихся о живой природе разных континентов. Развивать умение распределять представителей живой природы и фауны по странам и природным зонам. Развивать познавательную активность, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свои мысли.
Оборудование:
Макеты писем, на которых наклеены или нарисованы особенные признаки определенной страны и природной зоны. На доске изображения материков.
Письма раздаются детям. Работа в парах. Ученик должен определить в какую страну ( континент) или в какую природную зону надо отправить письмо. После того как ученик определит куда надо «отправить» письмо он должен подойти к доске и прикрепить письмо там, «куда оно должно дойти».
Игра «Откуда письмо?» Рассеянный почтальон.
17 слайд
Задачи:
Закрепить представления учащихся о профессиях. Развивать умение соотносить и классифицировать. Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания. Делать выводы, анализировать.
Детям раздаются картинки с изображением перепутанных профессий людей.
Нужно исправить картинки.
Игра «Что напутал художник?» Исправь ошибки.
18 слайд
Задачи:
Сформировать представление учащихся о живой и неживой природе. Развивать познавательную деятельность, умение классифицировать, выделять признаки, группировать. Развивать умение сравнивать, анализировать.
Оборудование:
Карточки по 6-10 штук на человека, лист белой бумаги формата А4 разделенный вдоль на две половины.
У детей карточки с изображением живой и неживой природы. Детям дается задание распределить картинки таким образом, чтобы в верхней части листа были картинки с изображением живой природы, а на нижней – неживой природы. Подготавливаются карточки с изображениями живой и неживой природы по вариантам, т.е у детей 1 и 2 варианта карточки не должны совпадать. Проверяется тоже по вариантам. Выигрывают те дети которые правильно и быстро распределят карточки на листе.
Игра «Живая – неживая»
19 слайд
Задачи:
Закрепить полученные знания о грибах. Развивать познавательную деятельность. Развивать умения анализировать, делать выводы. Развивать интерес к природе.
Оборудование:
У детей картинка с изображением грибов и лесных деревьев и животных, которые будут служить подсказками для определения названия грибов .На партах карточки – грибы.
Работа в группах по 4 человека. На группу дается по 3-4 гриба. Дети должны найти «Свои» грибы на картинке и определить, как они называются. На картинке грибы распределены таким образом, что под березой нарисован подберезовик, под осиной – подосиновик, на пеньке – опята, там где «бежит лиса» - лисички, радом с ежиком – белые, отдельно – мухомор, на самом видном месте – поганки.
Игра «На полянке»
( кто больше узнает и назовет грибов)
20 слайд
На левой стороне листа напечатаны загадки, а на правой даны изображения отгадок в произвольном порядке. Ребенок должен соединить загадку с отгадкой при помощи карандаша.
Игра «Соотнеси загадку с отгадкой».
21 слайд
Задачи:
Познакомить с разнообразием растений. Развивать умение анализировать, сравнивать. Развивать интерес к природе.
Оборудование:
У детей листы формата А4 ( по количеству детей) на которых изображены наземная и подземная части растений.
В два столбика нарисованы в одном подземная часть растения в другом столбике наземная часть растения. Детям надо соединить вершки с нужными корешками. Выигрывает тот, кто быстро и правильно справится с заданием.
Игра «Вершки и корешки».
22 слайд
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.
Адольф Дистервег
23 слайд
Жданова Л.А. Исследовательская деятельность как одна из стратегий обучения одаренных детей. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2004-2005
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- 2-е изд., исп.. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007.
Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002
ИвочкинаТ. ,Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Народное образование - № 3,2000г.
Коломиец Л.С. Исследовательская работа в начальной школе. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2003-2004
Попова Е.Н. Тропинки творчества. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2004-2005
Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект.- Москва, 2001г.
Список литературы:
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 625 995 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Ионова Елена Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.