Инфоурок Другое ПрезентацииФакторы риска профессиональной деформации личности педагога

Факторы риска профессиональной деформации личности педагога

Скачать материал
Скачать материал "Факторы риска профессиональной деформации личности педагога"

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по тяжелой атлетике

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Т.А. Корчагина, заместитель директора по воспитательной работе, МБОУ «СОШ №4...

    1 слайд

    Т.А. Корчагина, заместитель директора
    по воспитательной работе, МБОУ «СОШ №4»
    Тема выступления:
    «Факторы риска профессиональной деформации личности педагога»

  • Синдром  эмоционального выгорания   Это состояние эмоционального и умственног...

    2 слайд

    Синдром эмоционального выгорания
    Это состояние эмоционального и умственного истощения, физического утомления, развивающееся как результат хронического стресса на работе.

  • Факторы риска профессиональной деформации личности педагога    Ключевым компо...

    3 слайд

    Факторы риска профессиональной деформации личности педагога
    Ключевым компонентом развития синдрома выгорания является стресс на рабочем месте: несоответствие между личностью и предъявляемыми ей требованиями.

  • Организационные факторы, способствующим эмоциональному выгоранию, относятся::...

    4 слайд

    Организационные факторы, способствующим эмоциональному выгоранию, относятся::
    высокая рабочая нагрузка;
    отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства;
    недостаточное вознаграждение за работу, как моральное, так и материальное;
    невозможность влиять на принятие важных решений;
    двусмысленные, неоднозначные требования к работе;
    постоянный риск штрафных санкций: выговор, увольнение, судебное преследование;
    однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность;
    необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным, например, необходимость быть эмпатичным;
    отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы. 

  • Профессиональные факторы риска: «помогающие», альтруистические профессии, г...

    5 слайд

    Профессиональные факторы риска:
    «помогающие», альтруистические профессии, где сама работа обязывает оказывать помощь людям - врачи, медицинские сестры, социальные работники, психологи, учителя и даже священнослужители;
    также предрасполагает к выгоранию и работа с «тяжелыми» клиентами: в медицине - это геронтологические, онкологические пациенты, агрессивные и суицидальные больные, пациенты с зависимостями; в педагогике - это дети подросткового возраста, а также дети из семей, находящихся в социально опасном состоянии;
    в последнее время концепция синдрома эмоционального выгорания расширилась на специальности, где контакт с людьми вообще не характерен, например, программисты;
    среди психотерапевтов и консультантов синдрому выгорания подвержены люди, имеющие низкий уровень профессиональной защищенности; как, например, отсутствие профессионального образования и систематического повышения квалификации, невозможность участия или нерегулярное участие в балинтовских и супервизорских группах;
    молодой возраст, отсутствие жизненного опыта и опыта практической работы;
    провоцировать синдром выгорания могут болезни, ослабленность после болезни, переживание тяжелого стресса, психологические травмы - развод, смерть близкого; по этическому кодексу психотерапевты и консультанты могут приступить к работе через полгода после инцидента травмы.

  • Основной фактор – это хронический стресс на рабочем месте, к которому привод...

    6 слайд

    Основной фактор – это хронический стресс на рабочем месте, к которому приводят:
    предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка, сюда же можно отнести и двусмысленные, неоднозначные требования к выполняемой работе;
    отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства;
    недостаточное вознаграждение за работу, как моральное, так и материальное, а также частое отсутствие выходных и отпусков;
    невозможность влиять на принятие важных решений;
    постоянный риск штрафных санкций: выговор, увольнение, судебное преследование;
    однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность;
    необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным, например, необходимость быть эмпатичным, вежливым, улыбчивым;
    работа с «тяжелыми» клиентами: это геронтологические, онкологические пациенты, агрессивные и суицидальные больные, пациенты с зависимостями, подростки; 
    провоцировать синдром  выгорания могут  болезни, переживание  тяжелого стресса, психологические травмы: развод, смерть близкого;
    отсутствие каких-либо интересов вне работы.

  • Первый признак эмоционального выгорания – истощение   Появляется чувство пере...

    7 слайд

    Первый признак эмоционального выгорания – истощение
    Появляется чувство перенапряжения, эмоциональные и физические ресурсы исчерпаны, появляется чувство усталости, не проходящее после ночного сна, выходных и нередко даже после отпуска.

  • Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является  - личностная отс...

    8 слайд

    Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является  - личностная отстраненность
    Человек перестает интересоваться профессиональной деятельностью,
    у него почти ничего не вызывает эмоционального отклика – ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Полностью утрачивается интерес к партнёрам по профессиональной деятельности.

  • Третьим признаком синдрома  выгорания является  - ощущение утраты собственной...

    9 слайд

    Третьим признаком синдрома  выгорания является  - ощущение утраты собственной эффективности и падение самооценки
    Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой. Низкая самооценка, вина и депрессия указывают на низкую эмоциональную грамотность. Человек не может разобраться в себе и в причине своих чувств, он становится не в состоянии эффективно взаимодействовать с внешним миром.
    Это означает полный личный и социальный неуспех.

  • 1.Физические симптомы: разбитость, подавленность, усталость и физическое утом...

    10 слайд

    1.Физические симптомы:
    разбитость, подавленность, усталость и физическое утомление; такие, что хочется лечь и уснуть, полное истощение;
    снижается работоспособность, что приводит к нехарактерным ошибкам;
    снижаются показатели психических процессов: памяти, мышления, внимания;
    человек без видимой причины теряет в весе или, наоборот, набирает вес;
    несмотря на усталость, мучает бессонница, но даже при нормальной длительности сна – отдых не ощущается;
    очень плохое  общее состояние здоровья: затрудненное дыхание, одышка, тошнота,  головокружение,  чрезмерная потливость, повышается давление, обостряются желудочно-кишечные и сердечно-сосудистые заболевания.

  • 2.Эмоциональные симптомы:неэмоциональность, недостаток эмоций; в то же время...

    11 слайд

    2.Эмоциональные симптомы:
    неэмоциональность, недостаток эмоций; в то же время в отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критического момента, и как результат – потеря самообладания
    и самоконтроля;
    развитие психосоматических заболеваний;
    пессимизм, цинизм и черствость, как  в работе, так и в личной жизни; увеличение деперсонализации  своей   или других, т.е. все люди становятся безликими, как манекены;
    безразличие и  усталость;
    ощущения фрустрации и  беспомощности, безнадежность;
    повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств, таких как раздражительность и агрессивность;
    нарастание тревоги, усиление иррационального  беспокойства, неспособность  сосредоточиться;
    развитие депрессии, чувства вины, снижение самооценки;
    душевные страдания, вплоть до истерик;
    потеря надежд на профессиональные перспективы;
    преобладает чувство одиночества.

  • 3 .Поведенческие  симптомы:увеличение рабочего времени - больше 45  часов в н...

    12 слайд

    3 .Поведенческие  симптомы:
    увеличение рабочего времени - больше 45  часов в неделю);
    во время рабочего дня часто появляется усталость и непреодолимое желание  прерваться, отдохнуть;
    безразличие к еде; стол скудный, без изысков;
    оправдание употребления  большого количества табака, алкоголя, лекарств;
    учащение несчастных случаев: травмы, падения, аварии;
    импульсивное эмоциональное поведение.

  • 4.Интеллектуальное состояние: уменьшение  интереса   к новым теориям и идеям ...

    13 слайд

    4.Интеллектуальное состояние:
    уменьшение  интереса   к новым теориям и идеям  в  работе;
    уменьшение интереса  к альтернативным  подходам  в решении проблем, конфликтов;
    увеличение  скуки, тоски, апатии, и как следствие -недостаток  куража, вкуса  и интереса к жизни;
    предпочтение  стандартных шаблонов, рутине, нежели творческому подходу;
    безразличие к  новшествам, нововведениям;
    малое участие или полный отказ от участия в  развивающих экспериментах: тренингах, образовании, повышении квалификации;
    формальное выполнение работы.

  • 5.Социальные симптомы:нет времени, энергии  и желания для социальной активнос...

    14 слайд

    5.Социальные симптомы:
    нет времени, энергии  и желания для социальной активности;
    уменьшение  активности и интереса к досугу, хобби, любым интересам вне работы;
    социальные контакты ограничиваются только работой;
    скудные взаимоотношения с другими, как  дома, так  и на работе;
    ощущение изоляции, непонимания других и  другими;
    ощущение недостатка  поддержки со стороны  семьи, друзей,  коллег.

  • ЗАДУМАЙТЕСЬ!    Если вы нашли по два и более симптома в каждой группе, это си...

    15 слайд

    ЗАДУМАЙТЕСЬ!
    Если вы нашли по два и более симптома в каждой группе, это сигнал: задумайтесь о своем физическом и психическом здоровье. Вам нужна, если не медицинская, то уж точно - социально-психологическая помощь.
    Попробуйте разобраться в причинах того, что вы обнаружили в себе, обратитесь за помощью к специалистам, посетите тренинг. Но не бездействуйте!

  • Особенности СЭВ при работе с детьми и подростками 1. Все  были когда-то детьм...

    16 слайд

    Особенности СЭВ при работе с детьми и подростками
    1. Все  были когда-то детьми, многие из нас имеют своих детей, поэтому, сталкиваясь с несчастьями, которые переживают другие дети, мы можем испытывать самые сильные негативные чувства — подавленность, ощущения несправедливости, «как же такое возможно?», раздражения и гнева. Постоянная необходимость иметь дело с сильными эмоциональными переживаниями способствует формированию защитных механизмов, снижающих тяжесть переживания этих эмоций. Многие специалисты, длительное время проработавшие в этой области, теряют чувствительность к эмоционально-значимым переживаниям родителей и детей, попавших в трудную ситуацию;

  • Особенности СЭВ при работе с детьми и подростками2.Сам контакт с детьми, попа...

    17 слайд

    Особенности СЭВ при работе с детьми и подростками
    2.Сам контакт с детьми, попадающими в трудные жизненные ситуации, зачастую затруднен. Прошлый опыт большинства детей заставляет их относиться с опаской к взрослым. Внимание со стороны взрослых может восприниматься детьми как попытка использовать их в своих целях. Они не подпускают к себе взрослых, «проверяют» их отношение к себе, ведя себя агрессивно в ответ на «хорошее отношение», манипулируют. Это истощает специалистов, они чувствуют себя неуспешными, начинают считать детей «неблагодарными», постепенно привыкают не привязываться к детям, не включаться в их ситуации и проблемы, что делает бессмысленной их работу;

  • Особенности СЭВ при работе с детьми и подростками3.Результаты работы с «броше...

    18 слайд

    Особенности СЭВ при работе с детьми и подростками
    3.Результаты работы с «брошенными» детьми бывают трудно ощутимы и неконкретны, а затраты на эту работу велики. Ребенок подрастает, его дальнейшая судьба нередко неизвестна людям. которые оказывают ему помощь. Эффективность работы, зависит от различных людей и обстоятельств, иногда конкретному человеку очень трудно почувствовать значимость своего вклада в жизнь ребенка. Кроме того, решение большинства длительно формирующихся проблем требует продолжительного времени;

  • Особенности СЭВ при работе с детьми и подростками4. Труд в социальной сфере о...

    19 слайд

    Особенности СЭВ при работе с детьми и подростками
    4. Труд в социальной сфере обычно низко оплачивается, что не позволяет в достаточной мере обеспечить себе и своей семье нормальное существование, и, самое главное, оставляет очень ограниченные возможности для переключения и отдыха. Рабочий день не всегда нормирован и часто перегружен, личное смешивается с рабочим, что приводит к проблемам в организации собственной жизни;

  • Особенности СЭВ при работе с детьми и подростками5.Большая загруженность на р...

    20 слайд

    Особенности СЭВ при работе с детьми и подростками
    5.Большая загруженность на работе и недостаточные материальные ресурсы предоставляют ограниченные возможности для профессионального роста, посещения обучающих семинаров и тренингов. Накапливаются личные проблемы, неизбежно возникающие в работе с эмоционально травмирующими ситуациями.

  • Для сотрудников  входящих в группу риска характерно «особое» отношение к рабо...

    21 слайд

    Для сотрудников  входящих в группу риска характерно «особое» отношение к работе, которое назвали «идентификацией с работой», имеется ввиду:
    чрезмерно высокие  требования, предъявляемые к своей работе;
    высокую личностную ценность результатов своей профессиональной деятельности;
    понимание им своей работы как главной жизненной ценности.

  • Профилактика и преодоление СЭВ     Профилактические и коррекционные меры при...

    22 слайд

    Профилактика и преодоление СЭВ
    Профилактические и коррекционные меры при СЭВ во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при его коррекции. Для организаций социального профиля, где нередко скапливается большой круг проблем, связанных с выгоранием, характерны частые явные и неявные конфликты между сотрудниками, сотрудниками и администрацией, высокая текучесть кадров, неблагоприятный психологический климат. Поддержка принципов командного подхода в работе позволяет разрешить ряд проблем.

  • Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться...

    23 слайд

    Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора:
    снятие рабочего напряжения,
    повышение профессионального уровня, в первую очередь регулярным обучением;
    правильной организацией работы персонала, со стороны администрации нужна  система  поощрений,    должны использоваться  методы  психологической  разгрузки;
    необходимо обратить внимание на улучшение условий труда - характер складывающихся взаимоотношений в коллективе;
    отработкой личных проблем.

  • Соблюдая перечисленные данные рекомендации, можно не только предотвратить воз...

    24 слайд

    Соблюдая перечисленные данные рекомендации, можно не только предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности.
    В целях направленной профилактики СЭВ следует:
    стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
    учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
    проще относиться к конфликтам на работе;
    не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

  • Спасибо за внимание!

    25 слайд

    Спасибо за внимание!

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 049 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.06.2020 225
    • PPTX 1.4 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Татлыбаева Лариса Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Татлыбаева Лариса Ивановна
    Татлыбаева Лариса Ивановна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 85931
    • Всего материалов: 232

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 328 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 154 человека

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Методы и подходы проведения трекинга и менторства

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Здоровые взаимоотношения: адаптация и развитие ребенка через привязанность и игрушки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 89 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 60 человек

Мини-курс

Состав и анализ финансовой отчетности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе