Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
Федеральное государственное автономное
Образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
2 слайд
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
ТЕНДЕНЦИИ:
Мировой фон Болонского процесса
БП-3
ШИРОКАЯ ДИВЕРСИФИКАЦИЯ МОДЕЛЕЙ, ТИПОВ И ВИДОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ВО)
ВО =
многовариантное
многообразное
многомодульное
3 слайд
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
ТЕНДЕНЦИИ:
Мировой фон Болонского процесса
БП-3
РАДИКАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ И ОБНОВЛЕНИЕ ВО:
глобализация, интернационализация
структуры ВО и квалификаций
повышение адекватности ВО
появление новых областей обучения
развитие академических дисциплин
реформирование учебных программ (УПр)
4 слайд
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
РАДИКАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ И ОБНОВЛЕНИЕ ВО:
Мировой фон Болонского процесса
БП-4
формирование новых моделей и форм организации занятий
(неконцентрированный, нелинейный, асинхронный, модульный характер)
студентоцентрированная ориентация
усиление этических и моральных аспектов
(Бухарестская декларация, сентябрь 2004 г.)
повышение роли и уровня научных исследований
международные (совместные) образовательные программы
появление новой образовательной среды
принятие стратегии «образование в течение всей жизни» (ОТВЖ)
5 слайд
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
УСИЛЕНИЕ СВЯЗИ ВО С МИРОМ ТРУДА
Мировой фон Болонского процесса
БП-5
Формирование соответствующих потенциалов и стратегий развития и планирования высшего образования на основе развития социального диалога и партнерства
техническое развитие;
содержание образования;
преподавание;
организация обучения;
6 слайд
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
БП-5
результаты и компетенции выпускников;
экзаменационные комиссии;
профессиональная сертификация;
процедуры аккредитации;
обеспечение качества.
Преодоление узкоэкономических ориентаций
Участие в формировании рынка труда (РТ)
7 слайд
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
ДВИЖЕНИЕ ОТ ПОНЯТИЯ «КВАЛИФИКАЦИЯ»
К ПОНЯТИЮ «КОМПЕТЕНЦИЯ»
Компетенция: адекватная мера для проектирования результатов образования
Мировой фон Болонского процесса
БП-6
ПРИЧИНЫ:
Утрата идентификации устойчивых профессий
Усиление когнитивных и информационных начал в современном производстве (перекрывают традиционную профессиональную квалификацию)
Новый этап экономики, новые условия труда, «интеллектуализация» машин…, «дематериализация» труда – новые требования к выпускникам
Возрастание роли системно-организационных качеств (интеллектуальных, моральных, коммуникативных, рефлексии, самоорганизации)
8 слайд
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
ДВИЖЕНИЕ ОТ ПОНЯТИЯ «КВАЛИФИКАЦИЯ»
К ПОНЯТИЮ «КОМПЕТЕНЦИЯ»
Мировой фон Болонского процесса
БП-7
ПРИЧИНЫ:
Преодоление искусственного разделения, вызываемого предметным структурированием учебных планов
Приоритет предметов, направленных на развитие интеллектуальных способностей, ориентирующих на осознание технических, экономических, культурных изменений и разнообразия
Востребованность качеств инициативности, предпринимательства, приспособляемости
9 слайд
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
БП-8
СУЩНОСТЬ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА:
структурная реформа европейской
и национальных систем ВО
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС КАК
общесистемная реформа общеевропейского уровня
общесистемная реформа
на национальном уровне
общесистемная реформа на институциональном уровне
ЦЕЛИ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА:
Мобильность
Трудоустройство
Конкурентоспособность Европейского пространства ВО (ЕПВО)
10 слайд
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
Десять линий действий
в рамках Болонского процесса (6+3+1)
БП-9
1. Принятие системы легко читаемых и сравнимых степеней
2. Принятие системы, базирующейся (в основном) на двухступенчатой структуре
3. Введение системы кредитов (ECTS)
4. Расширение мобильности
5. Расширение сотрудничества в области качества образования
11 слайд
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
Десять линий действий
в рамках Болонского процесса (6+3+1)
БП-9
6. Усиление европейского измерения в ВО
7. Образование в течение всей жизни
8. Вузы и студенты как активные субъекты Болонского процесса
9. Улучшение привлекательности ЕПВО
10. Докторантура как третья ступень ВО. Синергия ЕПВО и Европейского исследовательского пространства
12 слайд
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
Добровольность реформирования
Сближение (конвергенция, гармонизация) = стандартизация, унификация. «Упорядоченное многообразие»
Поиск общеевропейских ответов на общеевропейские вопросы при одновременном усилении национальных приоритетов
Решающая роль вузов: вузы – субъекты, а не объекты процесса
Многосубъектность Болонского процесса
Согласованное организационное оформление процесса
Ориентация на «пороговые стандарты» ВО (приоритет результатов образования над «временем обучения» и «содержанием обучения»)
Разработка сопоставимых критериев и методологий оценки качества. Качество – фундамент доверия и признания
Некоторые принципиальные характеристики
Болонского процесса
БП-10
13 слайд
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
Механизмы и инструменты достижения целей
Болонского процесса
БП-11
ECTS все в большей мере становится общим базисом для национальных кредит-систем
ECTS как система переноса кредитов, так и их накопления
2.
Е
С
Т
S
1.
М
Б
\
3. Аккредитация/качество
«базовый
треугольник
реформ»
1. Переход к четкой структуре степеней, базирующейся в основном на двух главных циклах
2. Европейская система переноса кредитов
(«unit of study»)
3. Качество как центральная задача создания ЕПВО
14 слайд
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
Десять условий, делающих введение
первых степеней оправданным
БП-12
Качественно улучшаются существующие УПр; разрабатываются новые УПр
УПр гарантируют приобретение ключевых знаний и навыков (базируются на результатах образования)
Выпускникам открываются реальные возможности на РТ
УПр реализуются вузами университетского и неуниверситетского типа
Вузы борются с отсевом и «незавершенным производством»
15 слайд
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
Продолжение
Десять условий, делающих введение
первых степеней оправданным
БП-13
Все первые степени дают право на магистерскую степень, но не все соискатели принимаются автоматически
УПр М поощряются во взаимодополняющих, а не в идентичных областях (в другом вузе, в другой стране, на другом языке)
Новые первые степени аккредитуются как государством, так и независимыми комиссиями на европейском уровне
Студенты проинформированы, что от них требуется или ожидается
Работодатели стимулируются к приему Б, хорошо проин-формированы о процессе и оценке УПр и участвуют в нем
16 слайд
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
Основные риски, связанные
с введением новых степеней
БП-14
Новые названия без качественных изменений или улучшений
(Б как промежуточный этап в традиционном длительном обучении)
Первые степени без реальных возможностей трудоустройства (или рассматриваются как вынужденный выбор тех, кто не был принят на последипломный курс)
Слишком долгое параллельное сосуществование традиционной и новой структур степеней
Уменьшение разнообразия профилей, вызванное предоставление теоретического образования в неуниверситетских вузах и профессионального
– в университетском
17 слайд
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
БП-15
Б как правомерная степень в своем собственном праве
Бакалавр (Б): додипломная степень
Б по существу своему не промежуточный этап
и не «платформа для ориентации»
180 ≤ Б ≤ 240 3 ≤ Б ≤ 4
Преимущественная модель Б=3(180)
Разнообразные профили Б
Бпрофессионал (по профилям и специальностям)
Бс фундаментом для широкого спектра профессиональных карьер:
широкая базовая подготовка
Бв виде универсальной с выходом на РТ (с достаточной академической подготовкой)
Бпромежуточного типа (научная, академическая ориентация)
18 слайд
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
Б: Многоцелевой, многофункциональный характер
БП-16
Облегчает поиск своего места на РТ
Сокращает время подготовки
Уменьшает отсев
Содействует признанию
Усиливает взаимодействие ВО и РТ
Повышает эффективность использования ресурсов
19 слайд
Результаты обучения - первый цикл. Бакалавр обязан:
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
Накопление кредитов, компетенций
и определение результатов обучения
БП-17
Демонстрировать знание основ и истории своей основной дисциплины.
Ясно и логично излагать полученные базовые знания.
Оценивать новые сведения и интерпретации в контексте этих знаний.
Демонстрировать понимание общей структуры данной дисциплины и взаимосвязи между подчиненными ей дисциплинами.
20 слайд
Результаты обучения - первый цикл. Бакалавр обязан:
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
Накопление кредитов, компетенций
и определение результатов обучения
БП-17
Демонстрировать понимание и уметь реализовывать методы критического анализа и развития теорий.
Точно реализовывать относящиеся к дисциплине методики и технологии.
Демонстрировать понимание качества исследований, относящихся к дисциплине.
Демонстрировать понимание экспериментальной и эмпирической проверки научных теорий.
21 слайд
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
Накопление кредитов, компетенций
и определение результатов обучения
БП-20
Результаты обучения - второй цикл. Магистр обязан:
Обладать высоким уровнем знаний в специализированной области конкретной дисциплины. На практике это означает знакомство с новейшими теориями, интерпретациями, методами и технологиями.
Уметь критически осмысливать и интерпретировать новейшие явления в теории и практике; быть достаточно компетентным в методах независимых исследований, уметь интерпретировать результаты на высоком уровне.
Быть в состоянии внести оригинальный, хотя и ограниченный, вклад в каноны дисциплины, например, подготовить диссертацию.
22 слайд
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
Накопление кредитов, компетенций
и определение результатов обучения
БП-20
Результаты обучения - второй цикл. Магистр обязан:
Демонстрировать оригинальность и творчество в том, что касается владения дисциплиной.
Обладать развитой компетенцией на профессиональном уровне.
23 слайд
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
ЧЕТЫРЕ ТЕНДЕНЦИИ:
Программы докторантуры (всего 7–8 лет):
БП-21
От двух уровней к трем: включение докторских программ в БП
Организация Докторских школ или Докторских центров
Переход к одноуровневым структурированным докторским курсам PhD
Интеграция докторских программ как высшего уровня университетского образования вместо более или менее интенсивного индивидуального кураторства и руководства
Формирование «европейской» докторантуры (совместное руководство докторскими диссертациями) – создание Европейского докторского знака
24 слайд
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
Совместные степени (СС)
БП-22
ХАРАКТЕРИСТИКИ СС:
УПр разработаны и/или одобрены рядом вузов
Студены каждого вуза изучают УПр в других вузах
Пребывание студентов в других вузах имеет сопоставимую продолжительность
Периоды обучения и экзамены признаются полностью и автоматически
Создание совместных приемных и экзаменационных комиссий
По завершении УПр выпускники получают либо национальные степени участвующих стран, либо степень, присуждаемую совместно
25 слайд
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
Многоцелевое предназначение ECTS
БП-23
Один учебный год = 60 кредитов ECTS
ECTS как инструмент
передачи кредитов
их накопления (новая и более сложная функция)
признания
мобильности
реформирования учебных программ
обеспечения автономии
гибкости индивидуальных маршрутов
Кредитные системы основаны на:
описании достижений
учебной нагрузке
контактных часах
26 слайд
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
ECTS: накопление кредитов – новое измерение
БП-24
ECTS как накопительная система
Переход от ориентации на преподавателя к ориентации на студентов; от «входов» – к «результатам»
реформирование УПр в национальных системах
расширение мобильности (институциональной, национальной, международной)
перенос из вне контекста ВО (большая гибкость получения квалификации)
облегчение доступа на РТ
улучшение прозрачности и сопоставимости европейских систем, их привлекательности
27 слайд
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
ECTS: опора на результаты образования (РО)
БП-25
РО – важнейший инструмент в «инструментальном ящике» прозрачности
Локальный (уровень вуза):
курсовые единицы, модули, УПр, квалификации
Национальный (уровень страны):
структуры квалификаций, обеспечение качества
Международный:
признание, прозрачность
28 слайд
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
РО – важнейший структурный элемент прозрачных систем ВО и квалификации
БП-26
РО – базовые структурные элементы образования
Непосредственная связь РО с уровнями ВО и индикаторами уровней ВО
РО – не изолированный инструмент. Это подход широкого контекста:
интеграция академического и профессионального образования
оценка предшествующего опыта
развитие структур квалификаций ОТВЖ
углубление ECTS как системы переноса и накопления
29 слайд
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
РО – важнейший структурный элемент прозрачных систем ВО и квалификации
БП-26
РО – в центре деятельности по реформированию ВО
что
кому
гдепреподаем?
как
когда
что
кого
гдеоцениваем?
как
когда
30 слайд
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
РО – от ориентации на преподавателя
к ориентации на студента
БП-27
Студентоцентрированность помещается в фокус отношений
Преподавание
Обучение
Оценивание
31 слайд
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
РО – от ориентации на преподавателя
к ориентации на студента
БП-27
а также в фундаментальные связи между
Проектированием
Поставкой
Измерением
Осознание выбора образования
32 слайд
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
РО – от ориентации на преподавателя
к ориентации на студента
БП-27
РО – это то, что:
будет знать, понимать и/или в состоянии продемонстрировать
сможет сделать
характеризует конкретные измеряемые достижения
описывается компетенциями
33 слайд
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
Связь РО и компетенций
БП-28
РО обычно выражаются в компетенциях
РО – стремление к большей точности рассмотрения того, что именно в терминах «знаний» и «навыков» приобретает студент
Проект TUNING
компетенции включают:
«ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ» (знание академической области, способность знать и понимать)
«ЗНАНИЕ КАК ДЕЙСТВОВАТЬ» (практическое и оперативное применение знаний к конкретной ситуации)
«ЗНАНИЕ КАК БЫТЬ» (ценности, являющиеся неотъемлемой частью восприятия и жизни с другими в социальном контексте)
34 слайд
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
Приложение к диплому: Diploma Supplement (DS)
БП-29
Назначение: обеспечить академическую и профессиональную мобильность
Структура DS
Сведения о личности
Сведения о квалификации
Сведения об уровне квалификации
Сведения о содержании образования
Сведения о функции квалификации
Дополнительные сведения
Официальные подтверждения
Сведения о национальной системе ВО
35 слайд
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
Позиция EUA по проблеме обеспечение КВО (апрель 2004 г.)
БП-31
Нельзя придти в условиях разнообразия к соглашению
по стандартам КВО. 2 тезиса EUA:
Применение стандартов (количественных методов, наборов критериев, контрольных перечней) не повлияют существенным образом на КВО ( и не сделают контроль КВО более эффективным)
Автономия вуза – главная предпосылка его реагирования на изменения. Каждый вуз решение о стандартах принимает самостоятельно на основе своих целей и миссии
36 слайд
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
Методологические инструменты для О и А
БП-32
Развитие общих методологических инструментов (общих критериев и методов)
Выявление подходящих и эффективных
Создание сети агентств и органов оценивания с целью взаимного признания их решений
Гармонизация как результат объединения традиций, а не сведения к общему образцу
Разработка глоссария терминов для оценки вуза с позиций общих, но гибких принципов и контрольных точек (общеевропейских)
Введение общих критериев и методов на условиях взаимного доверия вузов и агентств, основанного на прозрачности процессов А
37 слайд
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
Стандарты, процедуры, установки аккредитации
БП-33
Стандарты:
принципы и ценности, которым необходимо следовать
Процедуры:
набор действий, используемых внешними органами обеспечения качества
Установки:
рекомендации, содержащие контрольные точки, которые позволяют устанавливать соответствие стандартам
38 слайд
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
Системный характер БП
БП-40
Реформирование преподавания
Сопровождение – консультирование
Финансирование реформ – увеличение текущих расходов на реализаци
Совершенствование инфраструктуры вуза
Введение Б—М—Д
Новые УПр
Пересмотр исследовательской деятельности
Усиление ее интеграции с преподаванием
39 слайд
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
Целостный характер БП
БП-41
Задачи БП как определенный пакет Б—М—Д.
ECTS.
Использование стратегий ОТВЖ на институциональном уровне.
Определение структур и профилей квалификаций.
Формулирование конкретных РО и К.
Модуляризация.
Улучшение процедур признания. Стимулирование мобильности.
Гибкость национальных систем ВО
40 слайд
Спасибо за внимание!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 661 533 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Прокопенко Мария Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.