Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Формирование толерантности у подростков
2 слайд
На современном этапе развития любое государство претерпевает крупномасштабные изменения, как в области политики, экономики, права, так и в сфере духовной жизни общества, и в сфере образования. Подобная ситуация стимулирует общество на поиск новых отношений, окрашенных в цвета сотрудничества и диалога, акцентирует внимание на ценностях, формирующих гуманное сознание членов общества, взаимопонимание, личная ответственность, свобода, абсолютная ценность жизни и ортодоксальные библейские заветы: не убий, не укради, возлюби ближнего, как самого себя. Все это свидетельствует о том, что общество осознает необходимость обеспечения толерантного мироустройства.
Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия.
3 слайд
Толерантность - нравственное качество, определяющее активную нравственную позицию и психологическую готовность к построению конструктивного взаимодействия личности с другими людьми, отличающимися от нее социальной, культурной, конфессиональной принадлежностью, интересами, потребностями, мировоззрением. Нравственная позиция в данном контексте приобретает понимание выработанных в сознании индивида ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения. Психологическая готовность понимается как доминантная направленность сознания на выполнение данных образцов.
4 слайд
Цель воспитания толерантности – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
5 слайд
Функции толерантности
Мирообеспечивающая:
определяет многомерность среды и разнообразных взглядов;
обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по различным признакам;
служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению к различного рода меньшинствам и легализует их положение с помощью закона
6 слайд
Функции толерантности
2. Регулирующая:
позволяет сдержать неприязнь в сочетании с отложенной позитивной реакцией, либо заменить ее на позитивную;
предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций;
ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы
7 слайд
Функции толерантности
3. Психологическая:
служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки);
формирует и развивает этническое самосознание;
обеспечивает этническую и социальную самоидентификацию;
поддерживает и развивает самооценку личности, группы;
снижает порог чувствительности к неблагоприятным факторам, фрустрационным ситуациям
8 слайд
Функции толерантности
4. Воспитательная:
обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом;
является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме;
обеспечивает успешную социализацию;
развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других
9 слайд
Функции толерантности
5. Коммуникативная:
развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию;
позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения
10 слайд
Функции толерантности
6. Культуросохраняющая:
обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества
11 слайд
Функции толерантности
7. Креативная:
обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности;
создает условия для безопасного проявления дивергентности, творческой активности;
создает условия для творческого самоутверждения
12 слайд
Подходы к воспитанию толерантности
Личностно-ориентированный:
признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение;
признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими;
опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, "Я-концепцию" партнера;
индивидуальный подход
13 слайд
Подходы к воспитанию толерантности
Деятельностный:
опора на активность, сознательность и самостоятельность;
ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребенка;
обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов;
построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей
14 слайд
Принципы воспитания толерантности :
Принцип целенаправленности;
Учет индивидуальных и половозрастных особенностей;
Принцип культуросообразности;
Принцип связи толерантности с жизнью;
Принцип уважительного отношения к личности;
Принцип опоры на положительное в ребенке
15 слайд
Принципы воспитания толерантности :
Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности;
Принцип завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность ребенка;
Принцип единства знания и поведения;
Принцип создания толерантной среды в образовательном учреждении;
Принцип диалогичности и сотрудничества;
Принцип воспитывающей рефлексии
16 слайд
Являясь нравственным качеством, толерантность не возникает на пустом месте и не является врожденным, как и практически любое нравственное качество. Толерантность подвергается развитию, стимулированию (прежде всего самостимулированию) и коррекции, а целью ее формирования является позитивное взаимодействие со всеми субъектами обитания.
17 слайд
Формирование толерантности следует начинать еще в раннем детстве, когда закладывается первооснова человеческого общения и основные нравственные категории (доброта, чуткость, отзывчивость, честность и т.д.) Однако мы часто наблюдаем несформированность толерантности у школьников. Извечные житейские неурядицы, поразительно стремительный темп жизни, социальные проблемы и природные катаклизмы, воспитательная инерция родителей по отношению к детям, агрессия, царящая с экранов телевизоров, - далеко еще не все причины несформированности толерантности у ребенка. Вряд ли кто-нибудь из нас сможет устранить все эти причины, но вот не дать им «затмить» развивающееся чуткое отношение и активную преобразующую позицию ребенка к миру, мы обязаны.
18 слайд
В работе по данной теме исхожу из следующих положений:
* Возраст участников воспитательной работы 10-16 лет (подростковый период).
Данный возрастной этап характеризуется интериоризацей (познанием себя) и социализацией (активным вхождением в общество), поэтому в содержание воспитательной системы включены проблемы, затрагивающие вопросы понимания и принятия себя, а так же осмысления себя в «культурном ландшафте».
19 слайд
* Важным моментом подросткового возраста является общение со сверстниками, в котором на первый план выходит такая характеристика как «коммуникативная привлекательность».
Данная характеристика отражается в понятии «коммуникативная компетентность» (высоко развитые умения и навыки общения).
Следовательно, в содержании воспитательной работы весомое место занимают проблемы коммуникации.
20 слайд
* Подростки увлекаемы и часто меняют интересы, пытаются осмыслить многие объекты, готовы к размышлению на разные темы (хотя часто им не хватает социального опыта). Это нашло отражение в многообразии тем, изучаемых проблем и в разнообразии форм воспитательной работы.
21 слайд
* Подросток, особенно старший, сознательно стремится к общению с людьми, имеющими большой социальный опыт, поэтому к проведению многих форм воспитательной работы должны привлекаться интересные люди.
22 слайд
* Подросток стремится отгородить себя от семьи, не всегда доволен сложившейся в семье системой взаимоотношений. Для преодоления этой проблемы необходимо участие семьи в организации и в проведении многих предлагаемых формах воспитательной работы.
23 слайд
С целью целенаправленного формирования толерантности организую воспитательную деятельность по следующим направлениям :
* познание и принятие себя ( толерантность к себе )
* познание, принятие себя как субъекта семейной культуры, изучение семейной самобытности, обучение основам толерантного общения в семье
* определение и принятие культуры малой родины, своего этноса, осмысление себя полноправным участником этой культуры
* формирование толерантности к своему народу (только уважающий свою культуру будет уважать культуру другого)
* понимание мультикультурного пространства России и формирование толерантности к представителям народов и народностей России
* постижение идей культуры мира и определение стратегии толерантного взаимодействия в мировом культурном пространстве.
24 слайд
В работе реализую следующие формы воспитательной деятельности:
Информационно-познавательные часы;
Беседы;
Дискуссии;
Игровые тренинги;
Коммуникативные тренинги;
Праздники;
КТД;
Игровые и конкурсные программы;
Викторины;
Выставки;
Познавательные игры;
Акции
25 слайд
В работе реализую следующие методы воспитания:
Пример;
Поощрение;
Создание социальных проб;
Убеждение (самоубеждение);
Внушение (самовнушение);
Игровые методы;
Требование;
Метод саморегулирования;
Метод воспитывающих ситуаций;
Метод соревнования;
Метод анализа деятельности и общения ребенка;
Поручения
26 слайд
Результаты работы
У учащихся класса сформировано понятие о
Признании – способности видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другого мышления, других форм поведения
Принятии – положительном отношении к отличиям
Понимании – умении видеть другого изнутри, способности взглянуть на его мир с двух точек зрения: своей собственной и его
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 626 860 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Кожарина Галина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.