Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Развитие критического мышления учащихся на уроках общественно-гуманитарного цикла как средство формирования компетентного выпускника гимназии
Материалы к педсовету
2 слайд
??????
История Украины
5 кл. – 7 стр
Всемирная история
11 кл. – 33 стр
Человек и общество
12 стр
Этика, 5 кл
8 стр
История родного края, 11 кл – 14 стр
семья
класс
уроки
расписание
27.12.2020 5:29
2
3 слайд
Осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) для проектирования и организации активной и эффективной деятельности
3
Цель педсовета:
27.12.2020 5:29
4 слайд
Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ)
Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ
Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности
4
Методические задачи
27.12.2020 5:29
5 слайд
Скажи мне и я забуду.
Покажи мне и я запомню.
Дай мне действовать самому и я научусь.
(китайская мудрость)
27.12.2020 5:29
5
6 слайд
Критическое мышление — это:
способность ставить новые, полные смысла вопросы;
вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;
принимать независимые продуманные решения.
… (продолжите)
6
О чем это мы?...
30.11.2008 21:26
7 слайд
7
Сравнение признаков обыденного и критического мышления
8 слайд
Критическое мышление - это
мышление, которое отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его характеризует использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата
Халперн Д.
27.12.2020
8
9 слайд
Качества, необходимые учащимся, для овладения критическим мышлением:
Готовность к планированию;
Гибкость (готовность воспринимать идеи других);
Настойчивость (не откладывать трудные задачи);
Осознание (отслеживание хода своих рассуждений и рассуждений других людей);
Поиск компромиссных решений;
Коммуникативность.
Критическое мышление - это точка отчета, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.
27.12.2020
9
10 слайд
Структура технологии урока
27.12.2020
10
11 слайд
Стадия «Вызова»
преподаватель конструирует процесс обучения исходя из поставленных им целей, подразумевая, что эти цели будут изначально приняты учащимися (самому учащемуся поставить цели обучения);
необходимо проанализировать учащимуся то, что ему знакомо;
комбинирование индивидуальных и групповых форм работы;
допускаются все мнения (и правильные и неправильные);
проводится «свободная дискуссия»;
идет мотивация учащегося
27.12.2020
11
12 слайд
Стадия «Осмысление содержания»
учитель в процессе объяснения нового материала имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами;
поддержка активных учащихся;
осуществление контакта с новой информацией;
сопоставление новой информации с уже имеющимися знаниями;
акцент внимания на активный поиск ответов;
обращение внимания на неясности;
стремление отследить сам процесс знакомства с новой информацией, что именно привлекает ребенка …
готовиться к анализу и обсуждению услышанного,
увиденного и прочитанного
27.12.2020
12
13 слайд
Стадия «Рефлексии»
рефлексивное мышление означает фокусирование вашего внимания, тщательное взвешивание и самооценку;
рефлексия учителя;
рефлексия учащегося;
«взаимопонимание» будущих целей и перспектив
27.12.2020
13
14 слайд
Функции трех стадий технологии развития критического мышления:
14
15 слайд
Приёмы критического мышления
15
16 слайд
Разные технологические приемы в рамках технологии РКМ
1. Кластеры (выделение смысловых единиц текста);
2. ИНСЕРТ (маркировка текста значками по мере его чтения) («√» - уже знал, «+» новое, «--» думал иначе, «?» не понял вопрос);
3. Дерево предсказаний по теме (ствол - тема, ветви - предположения, листья - обоснования, аргументы);
4. Чтение с остановками (задать вопрос к блоку материала);
5. Графическое отображение полученной информации (схема «Фишбоун», концептуальная таблица, денотатный граф);
6. «SWOT - анализ» важной проблемы;
7. Синквейн
16
17 слайд
I – interactive самоактивизирующая
N – noting (диалоговая) «» – уже знал
S – system системная разметка «+» – новое
E – effective для эффективного «–» – думал иначе
R - reading & чтения и «?» – есть вопросы
T – thinking размышления
17
Стратегия «Инсерт»
(«Условные значки»)
27.12.2020 5:29
18 слайд
Стратегия «Инсерт»
(«Условные значки»)
18
27.12.2020
19 слайд
выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди
Важно в тексте, с которым работаешь:
Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема).
Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации).
Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.
19
Графические организаторы: «Кластеры»
30.11.2008 21:23
20 слайд
20
Графические организаторы: «Кластеры» (укр.-«гронування»)
Ключевое слово
Категория 1
Категория 4
Категория 3
Категория 2
30.11.2008 21:28
21 слайд
(от лат. denoto – обозначаю и греч. grapho – пишу) – способ выделения из текста существенных признаков понятия.
Методика построения
денотатного графа:
21
Графические организаторы: «Денотатный граф» (1)
27.12.2020 5:29
Выделение ключевого слова или словосочетания.
Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку).
22 слайд
Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель – направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.: глаголы, обозначающие процесс достижения результата – достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата – основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия).
Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова – "веточки".
Соотнесение каждого слова "веточки" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д.
22
Графические организаторы: «Денотатный граф» (2)
23 слайд
23
Педагогическая информационная
технология
формирует
включает
развивает
является
способствует
информационно-образовательную среду
информационно-образовательное и культурное пространство
информационную компетентность и культуру
системным методом работы с образовательной информацией
оптимизации информационного обеспечения образовательного процесса
расширяет
хранит, распространяет, представляет, преобразует
образовательную информацию
индивидуализирует
восприятие информации
аудио ТО
визуальные ТО
аудиовизТО
Пример
24 слайд
Прием составления маркировочной таблицы “ЗУХ”
Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).
27.12.2020 5:29
24
25 слайд
Маркировочная таблица ЗУХ
В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию.
Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.
Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке.
Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.
30.11.2008 21:29
25
26 слайд
Маршрутные карты
27.12.2020 5:29
26
27 слайд
Визуальные методы организации материала
«Выглядит, как … звучит как …»
«Плюс - минус - вопрос»
«Бортовой журнал» - обобщенное название различных приемов обучения, во время которого ученики записывают свои мысли, а потом их анализируют
«Трехчастный дневник»
«Тонкие» (кто, что, как) и «толстые» (в чем различие, предположите, что если…) вопросы
Таблица «Знаю - Хочу знать - Узнал»
Таблица «Кто - Что - Когда - Где - Почему»
«Гора успеха»
27.12.2020 5:29
27
28 слайд
Пишем синквейн (от англ. «путь мысли»)
Правила написания синквейна:
Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.
Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.
Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.
Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.
Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.
28
Красивое многоточие…
30.11.2008 21:30
29 слайд
Критическое мышление
Удивительное, продвинутое
Учит, размышляет, побуждает
Продвигает всех нас вперёд
Крутое!!!
30 слайд
30
Итак…
31 слайд
Что изменится, если в вашем педагогическом арсенале появится технология РКМЧП?
С позиции ученика:
«Критическое мышление позволяет увидеть проблему в совершенно новом ракурсе. Это возможность по-своему увидеть, понять и принять решение по той или иной проблеме.»
«Я научилась выражать свои мысли, доверять себе.»
«Теперь у меня появился стимул учиться.»
31
32 слайд
Что изменится, если в вашем педагогическом арсенале появится технология РКМЧП?
С позиции учителя:
«Я обнаруживаю скрытые таланты в своих учениках, они открывают для себя новые знания, и между ними устанавливаются отношения, основанные на взаимоуважении и доверии.»
«Учитель поддерживает, но не навязывает, помогает, но не ущемляет.., поощряет к исследованию, но не исследует проблему вместо них.»
«…учитель, который ценит критическое мышление, мало говорит, а труд его заключается в том, чтобы слушать, наблюдать и направлять учащихся.»
32
33 слайд
Творческих Вам успехов, коллеги!
33
Шутка в подарок
34 слайд
34
35 слайд
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроках. – М., Просвещение, 2004.
Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей критически мыслить. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.
Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.
Халперн Д. Психология критического мышления. СПб: Питер, 2000.
Студент в поле информации и коммуникации. – СПб, PETROC, 2000.
35
Полезные источники
36 слайд
Рекомендуемая литература:
Викентьева Н. Ода синквейну // Перемена, 2002. - №3
Заир-Бек С.Н. Основы педагогического проектирования: Учеб. Пособие - СПб, 1995.
Линдсней Г., Халл К., Томпсон Р. Творческое и критическое мышление// Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления.
Основы критического мышления: междисциплинарная программа: Пособие/ Сост. Дж. Стилл, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер - М., 1997.
Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб., 2000.
Gardner H. The Unschooled Mind: How Children Think and How Schools Should Teach. NY, 1991.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 655 065 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Зонова Ольга Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.