Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
ГОУ СПО «ВОРКУТИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
2 слайд
ПЛАН
Причины зрительных нарушений.
2
Образование детей с нарушениями зрения.
4
Определение понятия «зрение». Строение зрительного анализатора.
3
1
Классификация детей с нарушениями зрения. Психологические особенности детей.
3
3
3 слайд
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЗРЕНИЕ»
ЗРЕНИЕ - это способность ощущать и воспринимать окружающую действительность посредством зрительного анализатора. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях.
Орган зрения позволяет получить до 90% информации об окружающем мире.
4 слайд
ИНФОРМАЦИЯ ПО ТЕМЕ
Наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения – тифлопедагогика.
Основоположником тифлопедагогики является
французский педагог Гаюи.
Развитие отечественной тифлопедагогики связано с именами ученых М.И.Земцовой, Л.И.Солнцевой, Б.И.Коваленко.
Автором рельефного письма является
французский ученый, «великий слепой» –
Луи Брайль.
5 слайд
Строение зрительного анализатора
1) периферический (рецепторный, воспринимающий) отдел
2) проводящие пути
3) центральный
(корковый) отдел
6 слайд
Причины зрительных нарушений
Врожденная патология
Приобретенная патология
Генетические факторы:
наследственная передача
некоторых дефектов зрения:
микрофтальм –
уменьшение размера одного
или обоих глаз и значительное
понижение зрения;
анофтальм – врожденное безглазие.
катаракта – помутнение хрусталика;
астигматизм – аномалии рефракции, т.е. преломляющей способности глаза;
нарушение обмена веществ (при фенилкетонурии);
воздействие на плод инфекций.
Осложнения детских инфекций: корь,
скарлатина, дифтерия;
осложнения общих инфекций:
сифилиса, оспы, туберкулеза глаз;
глаукома (заболевание, связанное с
повышением внутриглазного давления и
изменениями в тканях глаза);
внутричерепные и внутриглазные
кровоизлияния;
травмы головы;
атрофия зрительного нерва,
сетчатки (нарушение питания, гибель клеток);
нейроинфекции – менингит, энцефалит.
Органические
нарушения
7 слайд
ЗАБОЛЕВАНИЯ ГЛАЗ
Ушиб глаза
Ожоги глаз
8 слайд
ДЕФЕКТЫ ПОЛЯ ЗРЕНИЯ
9 слайд
Причины зрительных нарушений
Функциональные
нарушения
НАРУШЕНИЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ
НОРМ И ПРАВИЛ:
НЕДОСТАТОЧНАЯ ОСВЕЩЕННОСТЬ;
ЧРЕЗМЕРНЫЕ ЗРИТЕЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ – ДЛИТЕЛЬНОЕ
ЧТЕНИЕ КНИГ, ПРОСМОТР ТЕЛЕВИЗОРА, РАБОТА С
КОМПЬЮТЕРОМ;
НЕСОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ РАБОТЫ С КНИГОЙ: ЧТЕНИЕ
ЛЕЖА, В ДВИЖУЩЕМСЯ ТРАНСПОРТЕ, ПРИ ПЛОХОМ
ОСВЕЩЕНИИ
10 слайд
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ
11 слайд
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
СЛЕПЫЕ
ДЕТИ
(НЕЗРЯЧИЕ)
Дети с полным отсутствием зрительных ощущений, сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением (с максимальной остротой зрения 0,04 на лучше видящем глазу с применением очков).
Слепота – двусторонняя неизлечимая потеря
зрения.
СЛАБО
ВИДЯЩИЕ
ДЕТИ
Составляют относительно большую группу.
К ним относятся дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4, а также с другими нарушениями:
сужение поля зрения, патология цветоощущения, косоглазие.
12 слайд
СЛЕПЫЕ (НЕЗРЯЧИЕ) ДЕТИ
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
СЛЕПОРОЖДЕННЫЕ
(отсутствуют зрительные
представления)
ОСЛЕПШИЕ
(зрительные представления
остались в их памяти)
Чем позже ребенок потерял
зрение, тем легче ребенок
вспоминает образ предмета
(явления) по словесному описанию.
13 слайд
СЛЕПОТА
АБСОЛЮТНАЯ
(ТОТАЛЬНАЯ)
отсутствует светоощущение
и цветоразличие.
ПРАКТИЧЕСКАЯ
сохраняется светоощущение или остаточное зрение, позволяющее различать контуры, силуэты предметов непосредственно перед глазами.
Большинство слепых имеют остаточное зрение.
14 слайд
СЛАБО
ВИДЯЩИЕ ДЕТИ
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
дети с остротой зрения
от 0,05 до 0,4
дети с нарушением
поля зрения
дети с патологией
цветоощущения,
косоглазием
15 слайд
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ
ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
ОГРАНИЧЕНИЕ В ОБЩЕНИИ
ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ,
МЫШЛЕНИЯ
ТРУДНОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО
ВОПРИЯТИЯ,
ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ
ИСКАЖЕНИЕ
ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
16 слайд
ОБУЧЕНИЕ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ
СЛУХОВОЙ
КОЖНЫЙ
ВИБРАЦИОННЫЙ
ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ
ОПОРА
НА
СОХРАННЫЕ
АНАЛИЗАТОРЫ
«ШЕСТОЕ» ЧУВСТВО (ТЕПЛОВОЕ)
17 слайд
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ
ШКОЛА
III ВИДА
УВЕЛИЧЕНИЕ СРОКА
ОБУЧЕНИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ТИФЛОПРИБОРОВ
ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ
И ПИСЬМУ ПО СИСТЕМЕ
БРАЙЛЯ
ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ
ОСЯЗАНИЯ, ОРИЕНТИРОВКЕ
В ПРОСТРАНСТВЕ
ОБУЧЕНИЕ ПРОВОДИТ
ТИФЛОПЕДАГОГ
ОБУЧЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПЕЦИАЛЬНОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА (РЕЛЬЕФНОГО)
18 слайд
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ
Азбука для незрячих
(рельефный шрифт Брайля
Настольный
прибор
для письма
по Брайлю
19 слайд
ОБУЧЕНИЕ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ
ОПТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
НАГЛЯДНОСТИ
СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОСВЕЩЕНИЯ
ОПОРА НА
ОСТАТОЧНОЕ
ЗРЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ:
20 слайд
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ
ШКОЛА
IV ВИДА
Увеличение срока обучения
Используются специальные оптические средства для фронтального обучения: эпи- и диапроекторы
Обучение по специальным учебным пособиям с крупным шрифтом
В помещениях
создается
повышенная освещенность
Обучение проводит тифлопедагог
Используются специальные оптические индивидуальные средства:
очки телескопические и гиперокулярные,
лупы – ручные, стационарные
21 слайд
ОПТИЧЕСКИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
Телескопические очки
для слабовидящих
22 слайд
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Педагог должен соблюдать следующие правила:
Следить за ношением очков
Посадить ребенка за первую парту
Соблюдать режим зрительной работы: 10-15 мин. непрерывного чтения или письма - перерыв
Чередовать виды деятельности, проводить гимнастику для глаз, оптимально использовать наглядность
Осуществлять тесную связь с родителями и медработником
23 слайд
ПРОФИЛАКТИКА ЗРИТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ
24 слайд
Литературные источники
Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. –М., 1991.
Основы специальной психологии /Под ред. Л.В.Кузнецовой.-М.,2005.
Специальная дошкольная педагогика /Под ред. Е.А.Стребелевой.- М., 2001.
Специальная педагогика /Под ред. Н.М.Назаровой. –М.,2000.
25 слайд
Спасибо за внимание!
СОСТАВИТЕЛЬ ПРЕЗЕНТАЦИИ: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН Губенко А.М.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 653 570 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Трускова Елена Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.