Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Учитель истории и обществознания
МБОУ Павловская СОШ №2
Черешнева Оксана Евгеньевна
мастер-класс
"Исследовательский метод,
как одна из форм
изучения истории и обществознания
на уроках и во внеурочное время"
2 слайд
"Если человек
в школе не научился творить,
то в жизни он будет
только подражать и копировать"
Л.Н.Толстой
3 слайд
ШКОЛА
грамотная, социально мобильная личность
Воспитание человека -творца,
созидателя и новатора,
способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы
нестандартно, инициативно, грамотно.
4 слайд
Целью учебно-исследовательской деятельности обучающихся является формирование у них компетентности работать на достижение планируемого результата. Это достигается через решение пяти основных задач - формирование универсальных учебных и исследовательских действий, овладение знаниями и навыками целенаправленной творческой деятельности и развитие способностей, формирование рациональных моделей поведения и совершенствование навыков сотрудничества.
Решение вышеуказанных задач позволяет обучающимся достичь следующих результатов:
Научится планированию;
Научится целеполаганию;
Сформировать навыки работы с неструктурированной информацией
Научиться простым формам статистического и экономического анализа, необходимым для оценки актуальности исследований и востребованности создаваемых продуктов;
Научится методам решения творческих, проектных и исследовательских задач;
Научиться составлять письменные формы и отчеты по проведению исследовательской работы;
Сформировать конструктивное отношение к работе;
Подготовить себя к выбору профиля на следующей ступени образования или профессиональному выбору в случае перехода в систему профессионального образования.
5 слайд
Принципы педагогического процесса, положенные в основу методической разработки:
принцип гармонического воспитания личности;
принцип постепенности и последовательности в овладении исследовательским навыками, от простого к сложному;
принцип успешности;
принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
принцип творческого развития;
принцип доступности;
принцип ориентации на особенности и способности ребенка;
принцип индивидуального подхода;
принцип практической направленности.
6 слайд
Мои задачи в исследовательской работе:
расширить и углубить знания учащихся по истории;
дать школьникам навыки научно-исследовательской деятельности;
формировать умения публичного выступления, иметь и отстаивать свою гражданскую позицию;
развивать коммуникативные качества личности школьников;
находить и анализировать информацию из различных источников;
научить школьников составлять электронные презентации исследований и выступлений для последующей защиты;
помочь учащимся определиться с выбором профессии
подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по истории для дальнейшего обучения в ВУЗах.
7 слайд
Этапы работы над исследованием
Мотивация
Обучение приемам исследования
Выбор темы исследования
Планирование и организация работы над исследованием
Формы представления исследовательских работ
Уровни представления исследовательских работ
8 слайд
интерес к предмету;
желание углубить свои знания,
расширить кругозор;
связь с будущей профессией;
удовлетворение процессом работы;
желание самоутвердиться;
получить награду на конкурсе;
поступить в ВУЗ; и другие.
1.Мотивы учащихся
9 слайд
темы, которые:
актуальны, т.е. являются требованием времени (посвящены юбилейным событиям, например в 2012г. – темы, посвященные- 200-т летию победы наших войск в Отечественой войне
будут интересны самим учащимся и аудитории (например, «Признаны врагами народа» (репрессии в Воронежской области)
связаны с историей родного края: республики, района, села, школы (например, «История села Елизаветовка», «История села Княжево»)
связаны с историей семьи, рода, так как такая тема всегда актуальна и интересна автору (например, «История моей семьи», «XX век в истории моей семьи»)
не слишком глобальные, а небольшие, но актуальные и интересные темы (например, «Мой прадедушка – участник Великой Отечественной войны»).
3.Выбор темы исследования
10 слайд
традиционная структура исследовательской работы:
введение, в котором формулируются актуальность выбранной темы,
цели и задачи, методы, объект и предметы исследования;
заключение, в котором делаются основные выводы.
При этом результаты исследования должны соответствовать цели и задачам, поставленным во введении, основной части, где описано само исследование по основным вопросам с краткими выводами в конце каждого пункта;
4. Планирование
и организация
работы над исследованием
11 слайд
5. Формы представления
исследовательских работ
12 слайд
При представлении своей исследовательской работы аудитории важны следующие моменты:
грамотная, четкая, выразительная речь выступающего
краткое, но содержательное выступление. Обязательные пункты: представление темы, цели и задач, методов, объекта и предмета исследования, использованной литературы, кратких выводов по основным вопросам
оформление электронной презентации по теме выступления. Она должна соответствовать следующим критериям: выдержана в одном фоне, иметь не более 15-20 слайдов, иметь минимум текста, наличие иллюстраций, фотографий, диаграмм, содержать краткое изложение всех основных разделов работы
уверенные и содержательные ответы на заданные вопросы.
6. Уровни представления
исследовательских работ
13 слайд
ВГУ , апрель 2011 года
14 слайд
Олейникова Алина
1 место
ВГПУ, Воронеж, 2011 год
15 слайд
16 слайд
1) различные способы диагностики с целью дифференциации учащихся по познавательным интересам, практическим потребностям, по уровню подготовки и по способностям: анкетирование; тестирование; индивидуальные беседы; наблюдение и анализ; беседы с родителями и учащимися, консультации с педагогами, психологом.
2) развитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самообразования происходит в ходе познавательной, творческой и проектной деятельности в кабинете истории.
3)подготовка и проведение нетрадиционных уроков.
Исследовательская работа
с учащимися на уроках истории
17 слайд
Нетрадиционные уроки
18 слайд
организация учебно-исследовательской деятельности на обычных уроках.
формирование исследовательских навыков учащихся
Исследовательская работа
с учащимися на уроках истории
19 слайд
Итак, широкое использование исследовательского метода
создаёт среду для расширения возможностей самообразования школьников, систематизации отдельных элементов знаний обучающихся, развития коммуникативных качеств, командного сотрудничества;
дает возможности использовать различные источники знаний;
учит вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение;
обучает приемам публичного выступления, дает опыт литературной речи;
позволяет активно использовать информационные технологии;
создаёт условия для вариативности и дифференциации обучения;
способствует более ранней профилизации;
развивает исследовательские умения, творческий потенциал школьников.
Промежуточный вывод
20 слайд
Анализируя свой собственный опыт можно сказать, что исследовательская деятельность требует не только самостоятельности учащегося , но и огромной поддержки со стороны учителя. Поддержка эффективности обучающегося известна в педагогической практике под названием коучинга.
Учитывая важность коммуникативного развития в процессе исследовательской деятельности, необходимо обеспечить качество сотрудничества и учебного взаимодействия обучающихся в группе, особенно если такая работа планируется как обязательный элемент обучения. Это может быть поддержано технологией фасилитации
Результативность работы
в технологии учебного исследования
21 слайд
Необходимо отметить также трудности и недостатки в проведении исследовательской работы:
научное оформление работы: формулирование темы, грамотная постановка проблемы, целей и задач, определение объекта и предмета, методов исторического исследования;
требует большой затраты сил и времени участников исследования;
как сделать так, чтобы работа была и самостоятельной, и научной;
как вызвать интерес к написанию исследования, так как мало желающих и способных проводить по-настоящему серьезные исследования;
не всегда работы получают объективную и заслуженную оценку, так как не отработаны точные критерии оценки исследовательских работ, особенно по гуманитарным наукам, что иногда, к сожалению, приводит к потере стимула участников к дальнейшей работе в данной области.
Результативность работы
в технологии учебного исследования
22 слайд
Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать,
копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать
самостоятельное приложение
этих сведений.
Л.Н.Толстой
23 слайд
Спасибо за внимание!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 662 176 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Цыбикдоржиева Ирина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
5 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.