Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Тьюторское сопровождение школьников
2 слайд
У всякого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он дает себе сам.
Э. Гиббон
3 слайд
Кто же такой тьютор?
4 слайд
Тьютор (англ. tutor) – домашний учитель, репетитор, (школьный) наставник, опекун.
5 слайд
Тьюторство как одна из институциализированных форм наставничества возникло в первых Британских университетах – Оксфорде (XII в.) и Кембридже (XIII в.), главной задачей которых была подготовка духовенства, являющегося в Европе практически единственным грамотным сословием, имеющим отношение к процессу воспроизводства культуры.
Исторические основы тьюторства
6 слайд
Не заботились о том, чтобы студенты слушали определенные курсы (немецкая модель университета). Первые пять постоянных кафедр (греческого и еврейского языков, римского права и медицины) были введены только в начале ХVI века.
Каждый профессор читал и комментировал свою книгу.
Студенты выбирали профессоров и предметы.
Университет предъявлял свои требования на экзаменах.
Студент выбирал путь получения знаний.
Особенности преподавания:
7 слайд
Университеты являлись корпорациями преподавателей и студентов, различавшихся лишь тем, что в одних заправляли всеми делами студенты, а в других – преподаватели. Формальную границу между ними в средневековом английском университете провести было практически невозможно.
Историческая справка
8 слайд
Схема 1
Преподаватель
Бакалавр
Ученик
Магистр
низшего
факультета
(искусств)
Школяр
Учитель
Профессор
Школяр
Бакалавр
9 слайд
Каковы же обязанности тьютора?
Конец XVI века – тьютор становится центральной фигурой в университетском образовании, отвечая прежде всего за воспитание подопечных.
XVII век – деятельность тьютора расширяется; все большее значение начинают приобретать образовательные функции:
определяет и советует студенту какие лекции и практические занятия лучше всего посещать;
как составить план своей учебной работы;
следит за подготовкой учеников к экзамену.
В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую.
10 слайд
В течение XVII–XIX веков система занимает центральное место в обучении; лекционная стала служить дополнением к ней. Сегодня 90% занятий в Оксфорде и 75% в Кембридже проводится тьютором с одним или двумя студентами.
Историческая справка
11 слайд
Руководство занятиями (кураторство), обеспечивающее учебу студентов и работу в каникулярное время.
Моральное наставничество, предполагающее сопровождение жизни студента в университете в самом широком смысле слова.
Тьюторство, осуществляющее обучение студента в течение триместра или учебного года.
Традиционная структура тьюторской системы включает в себя три элемента:
12 слайд
Тьютор был вынужден находиться в ситуации педагогического поиска, и результатом его работы была программа образования студента, а продуктом – сданный экзамен, то есть некоторый, признанный научным сообществом статус образованности его студента.
13 слайд
I. Идея концепции модернизации образования.
Достижение нового качества образования – это фактически предполагается необходимость выработки и реализации нового, целостного подхода к общему образованию, новой модели школы.
Важными целями образования должны стать:
развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства);
готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Обучение и воспитание школьников
14 слайд
II. Разведение позиций тьютора и психолога-консультанта
Тьютор – позиция педагогическая.
Схема 2
посредник
предметность
способ
тьютор
обучающийся
коммуникация
15 слайд
Схема 3
Тьютор
Предметность
Способ
Профессиональная
(знаниевая) территория
Технологии
Интересы обучающихся
16 слайд
Тьюторская практика – деятельность, характеризующаяся наличием цели, взаимной ответственностью (консультирование – совместная деятельность).
17 слайд
18 слайд
Правила-лозунги тьютора
Не старайся личностно понравиться ребенку. Личные качества не компенсируют, а подменяют профессионализм.
Каждой консультации – свое время, место, способ назначения встреч. Разные пространства деятельности должны быть по-разному обустроены.
Работая как тьютор – не забывай, что ты отчасти психолог.
Не навреди. Не навязывай свое мнение. Обучай ребенка самостоятельно делать выбор, находить нужные способы решения проблемы.
Правила необходимо пересматривать и дополнять.
19 слайд
Идея тьюторства как идея работы с индивидуальной образовательной траекторией.
«Гарантия на успех выражается в праве выбора образовательного маршрута, способов педагогической помощи. «Концепция права» ориентируется на реализацию запросов учащихся. Следовательно, цели школьного образования – это ожидаемые результаты, имеющие личностную значимость для учащихся, обеспечивающие развитие их личности, их способность эффективно действовать в многообразных и быстро меняющихся жизненных ситуациях» (О.Е. Лебедев).
20 слайд
Схема 4
Процесс образования
Процесс обучения –
процесс трансляции
знаний, умений,
навыков.
Процесс воспитания –
трансляция
определенных
ценностей.
21 слайд
Кого мы называем образованным человеком?
22 слайд
«Образованный человек – человек, способный делать свои попытки в пространстве ответов на вопрос, как жить в отсутствии полного «знания» о жизни» (Н.В. Рыбалкина).
23 слайд
Образование
Процесс формирования опыта у обучающихся
Использование
социального опыта
Осмысление
собственного опыта
Результат образовательной деятельности –
образованность личности, т.е. способность
самостоятельно решать проблемы
на основе использования социального
опыта при одновременном расширении
круга значимых проблем.
24 слайд
Цель школьного образования состоит в достижении учащимися уровня образованности, соответствующего их потенциалу и обеспечивающего возможность продолжения образования.
25 слайд
Взаимосвязанные направления повышения уровня образованности учащихся
Направления
Расширение круга
личностно значимых проблем
Расширение круга средств
решения значимых для
личности проблем.
Развитие системы ценностей
личности; самореализация;
социализация
Расширение образовательного пространства
Расширение познавательной базы
решения проблем на основе освоения
«предметных» и «межпредметных» знаний
Переход от универсальных методов,
применимых в учебно-познавательной
деятельности, к универсальным, применимым
в практике и теоретической деятельности
26 слайд
Каким был прошлый учебный год для меня?
С кем/ чем связаны положительные/отрицательные эмоции? Почему?
Какие открытия я для себя сделал?
Чего ты ждешь от этого года? Чья помощь тебе нужна?
Рефлексивные дневники
27 слайд
Изучение предмета по индивидуальной программе с опорой на предметные интересы ученика.
Обучение по индивидуальному учебному плану с опорой на межпредметные и полипредметные интересы.
Построение индивидуальной образовательной программы, по своему материалу выходящей за пределы базовой школьной программы (экскурсии, дистантное образование и т.д.), сопровождающиеся формированием межпредметных навыков.
Педагогическая поддержка самообразования
28 слайд
В чем заключается принципиальное отличие тьютора от учителя?
Задание 1
29 слайд
ЦЕЛЬ
Учитель:
знает ответы, знает,
как правильно к ним
подвести – это и есть
часть профессии, он
учит правилам и
преподает законы.
Тьютор:
его опыт
индивидуален,
к каждому школяру
подходит как к
неповторимому.
30 слайд
Сравните тьтора и учителя по следующим параметрам.
31 слайд
Тьютор похож на фигуру научного руководителя, только его находки остаются в тени, потому что не касаются открытия нового для всего человечества, но только – для очередного подопечного.
Учителю сложно принять позицию самообразования на равных с нашими младшими коллегами.
Вывод
32 слайд
Место полноценной тьюторской практике – в возрасте, когда человек готов сам вырабатывать отношение к миру и определять свое место в нем, относится к знанию осознанно и ответственно – в подростковом возрасте, в старшей школе, в студенческую пору, во время повышения квалификации специалиста или смены профессии…
Представления о ценности и способности к самообразованию могут и должны формироваться значительно раньше.
Тьюторская практика в школе
33 слайд
Нужно ли вводить в школьную практику тьюторское сопровождение?
Одна из проблем школьного образования, порожденная самим принципом школьного обучения – проблема мотивации к образованию – во многом может решаться за счет введения в школьную практику тьюторской позиции, при соблюдении некоторых условий.
34 слайд
Рекомендации по введению тьюторства в школе:
1. Не все дети должны быть «охвачены» тьюторской поддержкой, но только желающие и готовые что-то узнавать сами (не по программе). Мотив к самообразованию может формироваться только в условиях, где может проявляться САМОстоятельность.
2. Для этого лучше не совмещать уроки и тьюторские консультации, чтобы у детей была возможность различать образовательные пространства, где они должны учиться и где могут это делать, потому что хотят этого сами.
35 слайд
3. Тьютором может стать тот, кто не просто готов поддерживать школяров в разрешении интересующих их вопросов и вместе с ними включаться в поиск ответов. Тьютор непременно должен иметь собственный опыт самообразования. Например, это может быть опыт самостоятельного повышения квалификации или самореализации в какой-то другой практике.
4. Минимальное количество тьюторов в школе – три, хотя бы для того, что у них была возможность обсуждать свои опыты. Это должны быть люди, увлеченные это идеей и готовые ее развивать на практике, а не назначенные на должность.
36 слайд
Желаем успеха!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 655 041 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Цыганкова Регина Данисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.