Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Тема. Наука как форма духовного освоения действительности.
Вопросы:
1. Отличия науки от других сфер человеческой деятельности.
2. Естественнонаучные и гуманитарные дисциплины.
2 слайд
Познание - процесс погружения человеческого интеллекта в действительность, который осуществляется для получения знаний.
Признаки практического знания:
возникает и функционирует в контексте различной человеческой деятельности;
институтом формирования является ученичество;
использует специальный искусственный язык;
не может быть вытеснено наукой;
критерий применимости – эффективность.
Отличия науки от других
сфер человеческой деятельности
3 слайд
Отличия науки от других
сфер человеческой деятельности
ПРЕДМЕТ НАУКИ - мир объективный и субъективный
4 слайд
Отличия науки от других сфер человеческой деятельности
Знание, обладающее рядом
особенностей:
систематизированное
обоснованное
интерсубъективное
Стиль научной
рациональности
постоянная апелляция к доводам
разума и рассудка, максимальное
исключение эмоций, страстей,
личных мнений при принятии
решений, касающихся фактов,
требование дискурсивности,
логичности, доказательности,
подчиненности определенным
методологическим нормам)
РЕЗУЛЬТАТ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5 слайд
Отличия науки от других сфер человеческой деятельности
НАУКА ЯВЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНЫМ ИНСТИТУТОМ
Наука – социальное явление. Она создается
сообществом ученых, которое имеет систему
передаваемых по традиции норм и ценностей.
Способы социальной организации и взаимоотношений ученых меняются в соответствии с особенностями развития науки, изменением статуса науки в обществе, и с развитием самого общества.
6 слайд
Отличия науки от других сфер человеческой деятельности
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАУЧНОГО ЯЗЫКА
Язык науки имеет следующие признаки:
специфическая лексика,
особая стилистика,
определенность используемых понятий,
стремление к четкости и однозначности утверждений,
стремление к строгой логичности в изложении материала.
7 слайд
Отличия науки от других сфер человеческой деятельности
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ
Научный метод- совокупность регулятивных
принципов, приемов и процедур, функция
которых состоит в том, чтобы
ориентировать и направлять научный поиск
по пути достижения объективной истины.
8 слайд
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Свойства научного метода:
ü ясность, общепонятность
ü детерминированность или отсутствие произвола в применении соответствующих регулятивных принципов, что в частности обеспечивает обучаемость методам;
ü направленность или способность давать кроме намеченных результатов еще и другие побочные;
ü надежность и способность с большой вероятностью обеспечивать получение искомого результата;
ü экономность или способность давать результат с наименьшими затратами средств и времени.
9 слайд
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
10 слайд
НАУЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
- целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на чувственные способности (ощущение, восприятие, представление), имеющее итогом фиксацию средствами языка исходных сведений об изучаемом объекте .
11 слайд
НАУЧНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
- активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут создаваться и контролироваться самим исследователем. Эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов.
Структура эксперимента:
1. определение задачи и цели (для чего, с какой целью);
2. выбор объекта, предмета и ситуации: естественная - экспериментальная;
управляемая – неуправляемая; спонтанная - организованная, нормальная –
экстремальная (что наблюдать);
3. выбор способа наблюдения (как наблюдать?)
4. выбор способов регистрации наблюдаемого явления (как вести запись?)
5. обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?)
12 слайд
НАУЧНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Преимущества эксперимента:
воспроизводится по желанию субъекта;
возможно наблюдение свойств, отсутствующих в естественных условиях;
позволяет изолировать изучаемое явление от усложняющих обстоятельств через вариацию условий;
расширяет арсенал приборов и инструментов.
13 слайд
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ:
ГИПОТЕЗА, ТЕОРИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ -
1) усиление деятельности теоретического мышления; увеличение теоретических методов;
2) реализация способности к воспроизводству теоретического знания на своей собственной основе и совершенствование теории систем, что предполагает относительную независимость от эмпирии.
3) способно исследовать природу самих понятий, развивать и совершенствовать понятийный аппарат.
Цель – установить законы и принципы, позволяющие систематизировать, объяснить и предсказать факты, установленные в ходе эмпирического исследования. Однозначно дискурсивного пути от знания о фактах к знанию о законах не существует.
14 слайд
НАУЧНАЯ ГИПОТЕЗА
а) форма существования знания, характеризующаяся недостаточностью, недостоверностью, проблематичностью; в широком смысле – любое предположение, догадка или предсказание, основывающееся на предшествующем знании, либо на новых фактах (иногда и на том и на другом одновременно);
б) метод формирования объяснительных предложений, ведущий к установлению законов и принципов.
В научном познании гипотеза используется для:
а) объяснения существования фактов;
б) предсказания новых фактов.
То есть, научной гипотезу делает
ее выдвижение в рамках науки.
15 слайд
Требования к научной гипотезе:
Призвана объяснить весь круг явлений, для анализа которых она выдвигается, должна по возможности не противоречить ранее установленным фактам.
Принципиальная проверяемость гипотезы – следствия из гипотезы должны быть доступны опытной проверке.
Наивозможнейшая принципиальная простота гипотезы – ее способность, исходя из единичного основания, описать возможно более широкий круг различных явлений, не прибегая к искусственным построениям и произвольным допущениям.
16 слайд
1)осмысленность – операциональная определяемость входящих в теорию понятий.
2)непротиворечивость – логическая согласованность принимаемых в теории высказываний.
3)верифицируемость – возможность сравнения высказываний теории с опытом.
4)подтверждаемость – соответствие теории фактам с заданной степенью точности.
5)экстраполируемость – способность к обобщению за пределы того опыта, на основе которого она первоначально основывалась.
6)адаптивность – способность путем каких-либо модификаций объяснять новые факты.
7)потенциальная фальсифицируемость – существование таких метаопределений, которые однозначно указывают в каких случаях теория расходится с опытом.
Гипотеза становится теорией, если удовлетворяет следующим требованиям:
17 слайд
Научная теория
Теория - развитая форма организации
научного знания, дающая целостное
представление о закономерностях
определенной области действительности.
18 слайд
Отличия науки от других сфер человеческой деятельности
НАУКА ВЫПОЛНЯЕТ ФУНКЦИИ:
1. Описание – фиксация данных эксперимента или наблюдения с помощью принятых в науке определенных систем обозначения.
2. Объяснение – выявление, раскрытие связей между объектами объяснения (явлениями, событиями) и другими объектами, считающимися понятными и известными.
3. Предсказание - определение, описание тех или иных явлений природы, общественной жизни, психических состояний, которые отсутствуют или не известны в настоящий момент, но могут возникнуть или быть изучены и открыты в будущем.
19 слайд
Выводы: отличия науки от других сфер человеческой деятельности
НАУКА
имеет предметом исследования - мир объективный и субъективный;
результатом научной деятельности является получение знания, выработка стиля научной рациональности;
использует специальные методы и приемы деятельности;
функционирует как социальный институт;
формирует и использует научный язык;
выполняет функции описания, объяснения, предсказания.
20 слайд
Естествознание и гуманитарные науки: черты сходства и различия
Два основных определения понятия «естествознание».
1. естествознание есть особая, отдельная наука о природе как едином целом. Целью естествознания в таком случае выступает поиск единого основания, на котором построено бесчисленное разнообразие предметов и явлений природы, и основных законов микро- и макромира.
2. естествознание есть множество наук, совокупность наук о природе.
21 слайд
Естествознание и гуманитарные науки: черты сходства и различия
Разделение наук на науки о природе и науки о культуре введено в Баденской школе неокантианства
(кон. XIX – нач. ХХ в.)
Вильгельм Виндельбанд
Генрих Риккерт
22 слайд
Естествознание и гуманитарные науки
23 слайд
Естествознание и гуманитарные науки
естественнонаучные дисциплины
гуманитарные дисциплины
физика химия
биология
история
языкознание
предмет исследования
объекты (отношения и функции)
события, обладающие ценностью
механизмы
организмы (особь или целостность)
роль
математизации
очень высокая
играет вспомогательную роль
используется ограниченно
24 слайд
Естественнонаучные и гуманитарные дисциплины
движение
пространственное перемещение; перекомбинация известного
процесс возникновения новизны (рождение, изменение, гибель)
любое событие
пространство
физическое (однородное, симметричное)
историческое (неоднородное, несимметричное)
время
мера движения; пространственный процесс («теперь»)
мера длительности («вчера - сегодня - завтра»)
преобладающий метод
механицизм
органицизм
историцизм
25 слайд
Выводы: естественнонаучные и гуманитарные дисциплины
Разбиение наук на естественные и гуманитарные достаточно условно. В одной и той же науке могут быть использованы различные методологические стратегии.
Механизм господствует в физик и химии, органицизм – в биологии, а историцизм - в истории. Однако эти методологические стратегии считать жестоко связанными со своими науками. Основанием для использования метода является его прогностичность.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 664 983 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем БЕРОЕВА МАРИНА ЭЛЬБРУСОВНА. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.