Инфоурок Другое ПрезентацииНаука как форма духовного освоения действительности

Наука как форма духовного освоения действительности

Скачать материал
Скачать материал "Наука как форма духовного освоения действительности"

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Корреспондент

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Тема. Наука как форма духовного освоения действительности. Вопросы:...

    1 слайд











    Тема. Наука как форма духовного освоения действительности.
    Вопросы:

    1. Отличия науки от других сфер человеческой деятельности.
    2. Естественнонаучные и гуманитарные дисциплины.

  • Познание - процесс погружения человеческого интеллекта в действительность,...

    2 слайд



    Познание - процесс погружения человеческого интеллекта в действительность, который осуществляется для получения знаний.

    Признаки практического знания:
    возникает и функционирует в контексте различной человеческой деятельности;
    институтом формирования является ученичество;
    использует специальный искусственный язык;
    не может быть вытеснено наукой;
    критерий применимости – эффективность.

    Отличия науки от других
    сфер человеческой деятельности

  • Отличия науки от других сфер человеческой деятельности
ПРЕДМЕТ НАУКИ -  мир...

    3 слайд

    Отличия науки от других
    сфер человеческой деятельности


    ПРЕДМЕТ НАУКИ - мир объективный и субъективный

  • Отличия науки от других сфер человеческой деятельностиЗнание, обладающее ряд...

    4 слайд

    Отличия науки от других сфер человеческой деятельности

    Знание, обладающее рядом
    особенностей:
    систематизированное
    обоснованное
    интерсубъективное

    Стиль научной
    рациональности
    постоянная апелляция к доводам
    разума и рассудка, максимальное
    исключение эмоций, страстей,
    личных мнений при принятии
    решений, касающихся фактов,
    требование дискурсивности,
    логичности, доказательности,
    подчиненности определенным
    методологическим нормам)
    РЕЗУЛЬТАТ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Отличия науки от других сфер человеческой деятельностиНАУКА ЯВЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬ...

    5 слайд

    Отличия науки от других сфер человеческой деятельности

    НАУКА ЯВЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНЫМ ИНСТИТУТОМ

    Наука – социальное явление. Она создается
    сообществом ученых, которое имеет систему
    передаваемых по традиции норм и ценностей.

    Способы социальной организации и взаимоотношений ученых меняются в соответствии с особенностями развития науки, изменением статуса науки в обществе, и с развитием самого общества.

  • Отличия науки от других сфер человеческой деятельностиИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАУЧНОГО...

    6 слайд

    Отличия науки от других сфер человеческой деятельности

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАУЧНОГО ЯЗЫКА
    Язык науки имеет следующие признаки:
    специфическая лексика,
    особая стилистика,
    определенность используемых понятий,
    стремление к четкости и однозначности утверждений,
    стремление к строгой логичности в изложении материала.

  • Отличия науки от других сфер человеческой деятельностиИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬ...

    7 слайд

    Отличия науки от других сфер человеческой деятельности

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ

    Научный метод- совокупность регулятивных
    принципов, приемов и процедур, функция
    которых состоит в том, чтобы
    ориентировать и направлять научный поиск
    по пути достижения объективной истины.

  • МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯСвойства научного метода:
ü     ясность, общепоня...

    8 слайд

    МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    Свойства научного метода:
    ü     ясность, общепонятность
    ü     детерминированность или отсутствие произвола в применении соответствующих регулятивных принципов, что в частности обеспечивает обучаемость методам;
    ü     направленность или способность давать кроме намеченных результатов еще и другие побочные;
    ü     надежность и способность с большой вероятностью обеспечивать получение искомого результата;
    ü     экономность или способность давать результат с наименьшими затратами средств и времени.

  • МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

    9 слайд

    МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

  • НАУЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ - целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основ...

    10 слайд

    НАУЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
    - целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на чувственные способности (ощущение, восприятие, представление), имеющее итогом фиксацию средствами языка исходных сведений об изучаемом объекте .

  • НАУЧНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ  - активный целенаправленный метод изучения явлений в то...

    11 слайд

    НАУЧНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

    - активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут создаваться и контролироваться самим исследователем. Эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов.


    Структура эксперимента:
    1. определение задачи и цели (для чего, с какой целью);
    2. выбор объекта, предмета и ситуации: естественная - экспериментальная;
    управляемая – неуправляемая; спонтанная - организованная, нормальная –
    экстремальная (что наблюдать);
    3. выбор способа наблюдения (как наблюдать?)
    4. выбор способов регистрации наблюдаемого явления (как вести запись?)
    5. обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?)

  • НАУЧНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ  Преимущества эксперимента: 
воспроизводится по желанию...

    12 слайд

    НАУЧНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

    Преимущества эксперимента:
    воспроизводится по желанию субъекта;
    возможно наблюдение свойств, отсутствующих в естественных условиях;
    позволяет изолировать изучаемое явление от усложняющих обстоятельств через вариацию условий;
    расширяет арсенал приборов и инструментов.

  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ: ГИПОТЕЗА, ТЕОРИЯТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ - 
1) усиление...

    13 слайд

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ:
    ГИПОТЕЗА, ТЕОРИЯ

    ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ -
    1) усиление деятельности теоретического мышления; увеличение теоретических методов;
    2) реализация способности к воспроизводству теоретического знания на своей собственной основе и совершенствование теории систем, что предполагает относительную независимость от эмпирии.
    3) способно исследовать природу самих понятий, развивать и совершенствовать понятийный аппарат.


    Цель – установить законы и принципы, позволяющие систематизировать, объяснить и предсказать факты, установленные в ходе эмпирического исследования. Однозначно дискурсивного пути от знания о фактах к знанию о законах не существует.

  • НАУЧНАЯ ГИПОТЕЗАа) форма существования знания, характеризующаяся недостаточно...

    14 слайд

    НАУЧНАЯ ГИПОТЕЗА
    а) форма существования знания, характеризующаяся недостаточностью, недостоверностью, проблематичностью; в широком смысле – любое предположение, догадка или предсказание, основывающееся на предшествующем знании, либо на новых фактах (иногда и на том и на другом одновременно);
    б) метод формирования объяснительных предложений, ведущий к установлению законов и принципов.

    В научном познании гипотеза используется для:
    а) объяснения существования фактов;
    б) предсказания новых фактов.
    То есть, научной гипотезу делает
    ее выдвижение в рамках науки.

  • Требования к научной гипотезе: Призвана объяснить весь круг явлений, для анал...

    15 слайд

    Требования к научной гипотезе:
    Призвана объяснить весь круг явлений, для анализа которых она выдвигается, должна по возможности не противоречить ранее установленным фактам.
    Принципиальная проверяемость гипотезы – следствия из гипотезы должны быть доступны опытной проверке.
    Наивозможнейшая принципиальная простота гипотезы – ее способность, исходя из единичного основания, описать возможно более широкий круг различных явлений, не прибегая к искусственным построениям и произвольным допущениям.

  • 1)осмысленность – операциональная определяемость входящих в теорию понятий.
2...

    16 слайд

    1)осмысленность – операциональная определяемость входящих в теорию понятий.
    2)непротиворечивость – логическая согласованность принимаемых в теории высказываний.
    3)верифицируемость – возможность сравнения высказываний теории с опытом.
    4)подтверждаемость – соответствие теории фактам с заданной степенью точности.
    5)экстраполируемость – способность к обобщению за пределы того опыта, на основе которого она первоначально основывалась.
    6)адаптивность – способность путем каких-либо модификаций объяснять новые факты.
    7)потенциальная фальсифицируемость – существование таких метаопределений, которые однозначно указывают в каких случаях теория расходится с опытом.




    Гипотеза становится теорией, если удовлетворяет следующим требованиям:

  • Научная теорияТеория -  развитая форма организации 
научного знания, дающая ц...

    17 слайд

    Научная теория
    Теория - развитая форма организации
    научного знания, дающая целостное
    представление о закономерностях
    определенной области действительности.

  • Отличия науки от других сфер человеческой деятельностиНАУКА ВЫПОЛНЯЕТ ФУНКЦИИ...

    18 слайд

    Отличия науки от других сфер человеческой деятельности
    НАУКА ВЫПОЛНЯЕТ ФУНКЦИИ:
    1. Описание – фиксация данных эксперимента или наблюдения с помощью принятых в науке определенных систем обозначения.
    2. Объяснение – выявление, раскрытие связей между объектами объяснения (явлениями, событиями) и другими объектами, считающимися понятными и известными.
    3. Предсказание - определение, описание тех или иных явлений природы, общественной жизни, психических состояний, которые отсутствуют или не известны в настоящий момент, но могут возникнуть или быть изучены и открыты в будущем.

  • Выводы: отличия науки от других сфер человеческой деятельностиНАУКА 
имеет пр...

    19 слайд

    Выводы: отличия науки от других сфер человеческой деятельности
    НАУКА
    имеет предметом исследования - мир объективный и субъективный;
    результатом научной деятельности является получение знания, выработка стиля научной рациональности;
    использует специальные методы и приемы деятельности;
    функционирует как социальный институт;
    формирует и использует научный язык;
    выполняет функции описания, объяснения, предсказания.

  • Естествознание и гуманитарные науки: черты сходства и различияДва основных оп...

    20 слайд

    Естествознание и гуманитарные науки: черты сходства и различия
    Два основных определения понятия «естествознание».
    1. естествознание есть особая, отдельная наука о природе как едином целом. Целью естествознания в таком случае выступает поиск единого основания, на котором построено бесчисленное разнообразие предметов и явлений природы, и основных законов микро- и макромира.
    2. естествознание есть множество наук, совокупность наук о природе.

  • Естествознание и гуманитарные науки: черты сходства и различияРазделение наук...

    21 слайд

    Естествознание и гуманитарные науки: черты сходства и различия
    Разделение наук на науки о природе и науки о культуре введено в Баденской школе неокантианства
    (кон. XIX – нач. ХХ в.)

    Вильгельм Виндельбанд

    Генрих Риккерт

  • Естествознание и гуманитарные науки

    22 слайд

    Естествознание и гуманитарные науки

  • Естествознание и гуманитарные науки  
естественнонаучные дисциплины
гуманитар...

    23 слайд

    Естествознание и гуманитарные науки
     

    естественнонаучные дисциплины

    гуманитарные дисциплины

    физика химия

    биология

    история
    языкознание

    предмет исследования

    объекты (отношения и функции)

    события, обладающие ценностью

    механизмы

    организмы (особь или целостность)

    роль
    математизации

    очень высокая

    играет вспомогательную роль

    используется ограниченно

  • Естественнонаучные и гуманитарные дисциплиныдвижение
пространственное...

    24 слайд

    Естественнонаучные и гуманитарные дисциплины
    движение

    пространственное перемещение; перекомбинация известного

    процесс возникновения новизны (рождение, изменение, гибель)

    любое событие

    пространство

    физическое (однородное, симметричное)

    историческое (неоднородное, несимметричное)
    время

    мера движения; пространственный процесс («теперь»)
     

    мера длительности («вчера - сегодня - завтра»)

    преобладающий метод
     

    механицизм

    органицизм

    историцизм

  • Выводы: естественнонаучные и гуманитарные дисциплиныРазбиение наук на естеств...

    25 слайд

    Выводы: естественнонаучные и гуманитарные дисциплины
    Разбиение наук на естественные и гуманитарные достаточно условно. В одной и той же науке могут быть использованы различные методологические стратегии.
    Механизм господствует в физик и химии, органицизм – в биологии, а историцизм - в истории. Однако эти методологические стратегии считать жестоко связанными со своими науками. Основанием для использования метода является его прогностичность.

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 983 материала в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.10.2020 777
    • PPTX 275.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем БЕРОЕВА МАРИНА ЭЛЬБРУСОВНА. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    БЕРОЕВА МАРИНА ЭЛЬБРУСОВНА
    БЕРОЕВА МАРИНА ЭЛЬБРУСОВНА
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 105632
    • Всего материалов: 239

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 328 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Мини-курс

Современные методики базальной стимуляции и развивающего ухода для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

ФАОП: регулирование образовательного процесса и программ

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Проведение и применение трансформационных игр

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 107 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 56 человек