Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Проблема
познаваемости
мира
2 слайд
План урока
Бытие и познание
Проблема познаваемости мира
Познание как деятельность
Чувственное познание
Рациональное познание
3 слайд
1. Бытие и познание
«Знание - сила»
Френсис Бэкон (1561-1626)
Знания необходимы для жизни любому человеку. Однако, в настоящее время количество накопленных и прибавляющихся ежедневно знаний уже невозможно усвоить в полном объеме любому человеку.
Представления и идеи о том, как формируются общие принципы человеческого познания, его соотношения с реальным миром, граница между знанием и верой, пределы познавательных возможностей человека – рассматриваются философами.
Подходы к решению этих вопросов могут быть разными.
4 слайд
1. Бытие и познание
Онтоло́гия (лат. ontologia от др.греч. ὤν род. п. ὄντος - сущее, то, что существует и λόγος - учение, наука) - раздел философии, изучающий бытие.
Основной вопрос онтологии: что существует?
Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение. Онтология представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним.
«Вопрос, который издревле ставился и ныне постоянно ставится и доставляет затруднения, - вопрос о том, что такое сущее»
Аристотель
5 слайд
1. Бытие и познание
Вопрос соотношения бытия и сознания – один из основных вопросов философии.
Основа всего сущего (бытия) – ВОДА. Фалес Милетский
Основа всего сущего (бытия) – ОГОНЬ. Гераклит
Основа всего сущего (бытия) – НЕДЕЛИМЫЕ АТОМЫ. Демокрит
6 слайд
1. Бытие и познание
В средневековье БЫТИЕ в основном сводилось к существованию БОГА.
Фома Аквинский
С развитием естествознания БЫТИЕ стали понимать как ПРИРОДУ.
Иммануил Кант
И.Кант разделял ВНЕШНИЙ МИР и АПРИОРНЫЕ формы чувственного познания человека. Человек познает внешнюю сторону вещей.
7 слайд
2. Проблема познаваемости мира
Вопрос о познаваемости мира – один из основных вопросов философии.
Для того чтобы судить каков мир на самом деле человеку нужно выйти за пределы своего сознания – НЕВОЗМОЖНО!
Следовательно судить о соответствии нашего познания реальности НЕЛЬЗЯ, а значит – МИР НЕПОЗНАВАЕМ.
Сторонники теории о непознаваемости мира называются АГНОСТИКАМИ (от др.-греч ἄγνωστος - непознаваемый, непознанный ), а философское учение – АГНОСТИЦИЗМ.
8 слайд
2. Проблема познаваемости мира
Cogito, ergo sum (лат. - «Мыслю, следовательно, существую»)
Рене Декарт
Это утверждение Декарт выдвинул как первичную достоверность, истину, в которой невозможно усомниться - и с которой, следовательно, можно начинать отстраивать здание достоверного знания. На нем основывается современное рационалистическое познание.
9 слайд
3. Познание как деятельность
Знания – результат познавательной деятельности. Познание может происходить непроизвольно, а может целенаправленно.
В процессе познания ВСЕГДА есть:
СУБЪЕКТ (познающий человек)
ОБЪЕКТ (познаваемый предмет)
Познающий СУБЪЕКТ (человек) находится внутри мира который он познает.
ЦЕЛЬ ПОЗНАНИЯ - описать объекты такими какие они есть на самом деле, то есть ОБЪЕКТИВНО. Однако, познание всегда субъективно.
10 слайд
4. Чувственное познание
Человек наделен органами чувств с помощью которых и начинается его познание мира.
ВСЕГДА ЛИ ПОЛУЧЕННЫЕ ОТ ОРГАНОВ ЧУВСТВ ДАННЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ ТОЧНЫМИ (ОБЪЕКТИВНЫМИ) ?
11 слайд
4. Чувственное познание
ТРИ формы чувственного познания:
1. Ощущение (возникает в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств)
2. Восприятие – формирование целостного образа предмета
3. Представление – чувственный образ предмета сохраняемый в сознании
12 слайд
5. Рациональное познание
от лат. ratio - «разум»
высшая ступень познания - осуществляется при помощи мышления и разума в форме суждений, умозаключений и понятий.
Психологи определяют рациональное познание как процесс решения проблемы. Получение данных и преобразование полученной информации с помощью имеющегося опыта.
Каждое ПОНЯТИЕ имеет ОБЪЕМ - класс объектов, выделяемых из общего объема объектов и обобщаемых в понятии и СОДЕРЖАНИЕ – присущий именно данному понятию признак.
Закон обратного отношения между содержанием и объемом : чем шире объем – тем беднее содержание.
ПРИМЕРЫ ?
13 слайд
5. Рациональное познание
Понятия связываются между собой образуя СУЖДЕНИЯ (утверждение):
«Планеты имеют шарообразную форму»
Определенная связь суждений (утверждений) приводит к УМОЗАКЛЮЧЕНИЯМ. Из некоторых суждений (посылок) путем преобразования имеющейся в них информации мы делаем ВЫВОДЫ.
При проведении таких действий человек использует ЛОГИКУ.
14 слайд
5. Рациональное познание
«Планеты имеют шарообразную форму»
«Петя – хороший спортсмен»
ВЫВОД ?
Формальная логика не позволяет сделать ВЫВОД из двух этих суждений!
ПОЧЕМУ?
15 слайд
5. Рациональное познание
«Планеты имеют шарообразную форму»
«Земля – планета»
ВЫВОД ?
Земля имеет шарообразную форму.
16 слайд
Полные блоки презентаций по всему годовому курсу по Обществознанию и Истории Вы можете найти на сайте http://presentation-history.ru/
На сайте также размещены тестовые задания (с ответами) банка ФИПИ к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию, большой набор карт по истории, материалы для дополнительных занятий и многое другое.
17 слайд
Домашнее задание
Изучить параграф 21
Ответить на вопросы на стр.224 (устно)
Подготовиться к выполнению заданий №1-4 на стр.224-225 на уроке
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 663 551 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Цицар Жанна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
10 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.