Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Психология больших социальных групп
2 слайд
План:
Психология больших социальных групп.
Методы изучения больших социальных групп.
Психология нации.
Психология социальных классов.
Стихийные группы и массовые движения.
5.1. Толпа.
5.2. Масса.
5.3. Публика.
6. Социальное движение.
3 слайд
1. В больших группах существует специфический регулятор поведения, которого нет в малых группах – нравы, обычаи, традиции, которые дают важную характеристику образа жизни.
4 слайд
Большие группы
Кратковременно-существующие
группы
Долговременные устойчивые
группы
Толпа
Масса
Публика
Нации
Классы
5 слайд
Структура группы:
психологический склад (национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы);
эмоциональная сфера (потребности, настроения, интересы).
6 слайд
2. Методы изучения больших соц.групп:
методы этнографии (анализ продуктов культуры разных народов, религии);
методы социологии (различные приемы статисти-ческого анализа);
приемы языкознания (анализ знаковых систем);
методы изучения художественной литературы, журналистики;
современные сравнительные, межкультурные исследовательские методы социальных представлений.
7 слайд
3. Психология нации:
Этнос (нация) – социальная общность, исторически сложившаяся на определенной территории, осознающая свое этническое единство и обладающая относительно стабильными особенностями культуры, в том числе общим языком.
8 слайд
Существуют две исторические формы этнической общности людей – племя и нация.
Отличие нации от племени:
объединяет людей, характеризуется социальным неравенством;
возникновением государства, четких границ расселе-ния, наличием публичной власти и других атрибутов государства, распространением культуры, традиций и обычаев, внедрением государственного языка;
формированием и развитием национальной гордос-ти, проявлением национализма и шовинизма.
9 слайд
Нация – высший этап развития этнической общности, который соответствует определенной экономической формации.
Национальная психика – составная часть общественного сознания, его важнейшего компонента.
Структура национальной психологии – совокупность национально-психических явлений, составляющих ее содержание, включающая системообразующие и динамические компоненты.
10 слайд
К системообразующим относятся:
национальное самосознание;
национальный характер;
национальные интересы, ориентации;
национальные чувства и настроения;
традиции и привычки.
11 слайд
Динамические компоненты:
мотивационные особенности
интеллектуально-познавательные особенности,
эмоционально-волевые особенности
коммуникативно-поведенческие особенности
национально-психологические особенности.
12 слайд
4. Психология социальных классов
Классы в социальной психологии – большие организованные группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда и по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.
13 слайд
Структура психологии классов:
верхний (политическая, экономическая элита;
верхний средний (собственники, менеджеры крупных предприятий);
средний (мелкие предприниматели, менеджеры, администраторы соц.сферы, среднее звено аппарата управления, работники силовых ведомств и частных предприятий);
базовый (массовая интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики);
низший (неквалифицированные работники гос.предприятий, пенсионеры;
социальное дно.
14 слайд
5.1. Толпа – изначально неорганизованное скопление людей, не имеющее общей осознанной цели или утрачиваемая ей и находящаяся в состоянии эмоционального возбуждения.
15 слайд
Виды толпы:
пассивная – любопытствующая (эмоциональ-
ный фон слабо выражен, проявляется лишь в заражении любопытством).
активная – эмоциональный фон отчетливо выражен.
агрессивная (доминируют эмоции – гнева);
паническая (главная эмоция – страх);
стяжательная (продовольственные
программы);
демонстрирующая (показать себя).
16 слайд
Закон единства толпы (Лебон):
происходит уравнение всех, сведение людей к одному уровню психических проявлений, возникает однородность людей. Люди руководствуются лишь бессознательно – инстинктами, сознательная часть перестает функционировать;
толпа интеллектуально ниже индивидов ее состав-ляющих, она склонна к быстрым переносам внимания;
человек в толпе способен совершать более агрессив-ные действия, чем в обычной жизнедеятельности, т.к. существующие проблемы ответственности, которые размываются в толпе;
отличается повышенной импульсивностью и эмоциональностью.
17 слайд
Три основных механизма с помощью которых проявляются эти свойства:
анонимность;
2. заражение – бессознательная, невольная подвер-женность индивида определенным психическим состояниям.
Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники (возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся след-
ствием, либо дефицита, либо избытка информации).
3. внушение – целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу.
18 слайд
5.2. Масса – более стабильное образование с довольно нечеткими границами.
Масса может выступать не обязательно как сиюминутное образование, подобное толпе, она может оказаться в значительно большей степени организованной, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: демонстрации, манифестации, митинга.
Организаторы известны заранее, действие их более четкие, продуманные, тактика поведения.
19 слайд
5.3. Публика – кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким-то зрелищем (зрительный зал, стадион).
В более замкнутых помещениях, публику часто именуют аудиторией.
Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, есть нормы поведения, требующие от этого зрелища, но достаточно инцидента и публика может стать неуправляемой.
20 слайд
6. Социальное движение – достаточно организованное единство людей, ставящих определенную цель, связанную с каким-либо изменением социальной действительности.
21 слайд
Социальные движения обладают разным уровнем:
широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение, против ядерных испытаний);
локальные движения, которые ограничены либо территорией, либо определенной соц.группой (за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств);
движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещение
кого-либо из членов администрации).
22 слайд
Основные черты:
движения подготавливает определенное общественное мнение;
целью имеет изменение ситуации;
формируются программы движения;
отдается отчет об использовании средств, которые могут быть использованы для достижения целей;
используют различные проявления массового поведения (демонстрации, манифестации, съезды, митинга и пр.).
Успех движения зависит во многом от прочности позиции лидера и его авторитета.
23 слайд
Посмотрите телевизионные передачи и запишите содержание рекламы на предлагаемом бланке. Укажите, какой продукт рекламируется (мыло, пиво, автомобили и т.п.). Затем опишите основное лицо (лица), которое рекламирует товар (пол, возраст, статус и т.д.). Проанализируйте, к какому типу относится убеждающее обращение, используемое в рекламном ролике.
Преобладал ли какой-нибудь тип убеждающих обращений, и если да, то какой?
Заметили ли вы какие-либо закономерности в структуре рекламных обращений? Например, изменялось ли содержание обращений в зависимости от того, кто занимался убеждением зрителей – мужчина или женщина, кто был аудиторией-мишенью – дети или взрослые?
Какие убеждающие обращения, на ваш взгляд, наиболее эффективны и почему?
Сбор и анализ данных об обращениях к людям с целью их убеждения (о телевизионных роликах)
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 664 236 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Толпекина Мария Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.