Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
РУССКАЯ ШКОЛА РИСУНКА
2 слайд
«А как рисунок есть начало и основание всем другим частям, который разграничивает краски и отличает предметы один от других, то изящность и исправность оного не менее нужны в живописи, как чистота слова в красноречии»
«Своя мысль». Н.Н.Жуков1949
Понятие о совершенном живописце. СПб., 1789, с. 60.
Работу выполнил студент 3 к.03гр.: Планидин Н.С.
Преподаватель: Гудилина С.И.
3 слайд
Интерес к рисованию как к учебной дисциплине на Руси возник очень давно. Рисование как общеобразовательный предмет и методы его преподавания в Древней Руси были связаны в основном с обучением грамоте. Уже в XI веке рукописная книжная графика и миниатюра достигают достаточно высокой ступени развития («Остромирово Евангелие», 1056—1057, «Изборник Святослава», 1073, «Добрилово Евангелие», 1164, «Трирская Псалтырь», 1078—1087 и ряд других) Почти во всех рукописных книгах содержатся рисунки и рисованные заглавные буквы. Многие инициалы изображались с головами зверей, птиц и даже людей Все это говорит о том, что вместе с грамотой ученики овладевали и рисунком. Грамоте же на Руси начали обучаться с X века. Из летописей мы узнаем, что князь Владимир (988) «послал брать у знатных людей и отдавать на книжное учение, Ярослав (1028), «приде к Новгороду, собра от старост и поповых детей 300 учити книгам».
Миниатюра из «Добрилова Евангелия».1164.
Инициалы из «Остромирова Евангелия». 1056-1057
Прорись.
4 слайд
До XVIII века основным методом обучения рисованию было копирование образцов, то есть копировальный метод. Как общеобразовательный предмет рисование в ту пору еще не получило широкого развития, оно начинает вводиться в учебные заведения только в начале XVIII века
Укрепление могущества России, реформы Петра 1 вызвали общий подъем культуры в стране. Появилась большая потребность в людях, которые умели бы составлять карты, выполнять рисунки и иллюстрации к книгам по военному и инженерному Делу, по медицине, ботанике и другим наукам. Необходимость овладения навыками рисования стала остро ощущаться почти во всех профессиях. Это понимал и глава государства. О. В. Михайлова пишет: «Есть сведения, что Петр I намеревался ввести рисование в школьное обучение вообще. Энергичный Петр и сам пытался обучаться рисунку и гравированию, беря уроки у Шхонебека».
В 1711 году при Петербургской типографии Петр I организует светскую школу рисования, где учащиеся не только копировали оригиналы, но и рисовали с натуры. Руководил этой школой вначале иконописец Григорий Одольский, а затем его брат Иван.
Из-за границы приглашаются педагоги-художники, с которыми заключаются контракты, — датчанин Д. Вухтерс, швейцарцы Георг и Мария Доротея Гзель, немецкий рисовальщик И. Гриммель, итальянец Б. Тарсия, француз Л. Каравак и многие другие.
Рисование начинает широко внедряться в общеобразовательные учебные заведения. Так, рисование было включено в число учебных предметов Морской академии (1715), хирургической школы при Санкт-Петербургском военном госпитале (1716), в Карповской школе феофана Прокоповича (1721), в Кадетском корпусе (1732), в гимназии при Академии наук (1747), в воспитательном училище при Воскресенском (Смольном) монастыре (1764). В 1724 году в Российской Академии наук наряду с прочими науками предусматривалось преподавание и «знатнейших художеств», и студенты, «буде охота есть», могли заниматься рисованием.
Каравак, Луи. Портрет Петра I. 1716.
Л. Каравак. Портрет императрицы Анны Ивановны. 1730.
5 слайд
Для правильной организации методики преподавания рисования в этих учебных заведениях была издана книга И. Д. Прейслера «Основательные правила, или Краткое руководство к рисовальному художеству». Это было первое серьезное методическое пособие по рисунку в России. Книга была издана одновременно на русском и немецком языках.
Особый интерес для нас представляет книга Прейслера с методической точки зрения. В пособии намечается определенная система обучения рисунку. Книга давала наставления не только начинающим художникам, но и тем, кто обучал рисованию.
Титульный лист из пособия И. Д. Прейслера
6 слайд
Обучение по системе Прейслера начинается с объяснения назначения в рисунке прямых и кривых линий, затем геометрических фигур и тел и, наконец, правил их использования на практике. Автор с методической последовательностью указывает ученику, как можно, переходя от простого к сложному, овладеть искусством рисунка.
Таблица из пособия И. Д. Прейслера
7 слайд
Это мы видим на каждой таблице, идет ли разговор о рисовании частей человеческого лица или всей головы Как и большинство художников-педагогов того времени, в основу обучения рисунку Прейслер кладет геометрию. Геометрия помогает рисовальщику видеть и понимать форму предмета, а при изображении ее на плоскости облегчает процесс построения. Однако, предупреждает Прейслер, применение геометрических фигур должно сочетаться со знанием правил и законов перспективы и пластической анатомии.
Таблицы из пособия И. Д. Прейслера
Какой бы объект для рисования Прейслер ни предлагал, он прежде всего старается помочь ученику справиться с трудностями анализа формы предмета и построения его на плоскости. Он наглядно показывает, как следует методически последовательно строить изображение.
8 слайд
Методика построения изображения и анализа натуры, указывает Прейслер, должна подчиняться строгой последовательности. Вначале наносятся основные ориентиры — взаимно пересекающиеся (вертикальная и горизонтальная) прямые линии, которые должны помогать ученику правильно определять положение в пространстве как всей фигуры, так и каждой ее части: «Параллельные и перпендикулярные линии служат для проверки отношений: как далеко плечо перед локтем, левое колено перед плечом, одно плечо выше другого, одна пятка ниже другой». Затем, намечая общий характер формы, надо “ухватить” движение фигуры и определить “средние” (осевые) линии как всей фигуры, так и каждой ее части: «Сии линии членов суть средние линии всякой части, что бы она ни изображала — руку ли, ногу ли или тело».
Чтобы научиться быстро и хорошо улавливать движения человеческой фигуры, Прейслер предлагает ученику запомнить основные схемы движения.
Когда характер формы и движения найдены, нужно установить пропорции, для чего следует основательно ознакомиться с законами антропометрии. Прейслер предлагает основательно изучить те таблицы, где законы пропорций изложены и наглядно показаны. Однако, говорит художник-педагог, измерение и проверка пропорциональных отношений должны проходить не с помощью линейки и циркуля, а на глаз «Рисовальщик должен иметь циркуль в глазу, а резчик — в руках»
9 слайд
Вполне естественно, передовые люди России стали думать о создании специальных художественных заведений. В 1724 году А. К. Нартов, а в 1725 году М. П. Абрамов предлагают проекты создания Академии художеств. В 1746 году профессор Струбе подает правительству записку об организации Академии художеств, однако и она успеха не имела.
В 1755 году И. И. Шувалов вновь поднимает вопрос о необходимости создания Академии художеств и получает от Елизаветы согласие.
В 1756 году он едет за границу, где при посредстве Дидро и Вольтера знакомится с постановкой художественного образования во Франции. Возвратившись в Россию, он подает проект об утверждении Академии художеств в Москве при университете. 6 ноября 1757 года последовал указ Сената на имя куратора (Шувалова), в котором разрешалось ему, согласно его представлению, учредить Академию художеств. В 1758 году Академия художеств была переведена в Санкт-Петербург с шестнадцатью учениками.
Так в 1758 году по инициативе И. И. Шувалова в Петербурге была основана академия трех знатнейших художеств — живописи, скульптуры и архитектуры, где впервые стали серьезно обучать изобразительному искусству русских художников. Здесь начала формироваться новая методика преподавания рисования.
Основным учебным предметом в академии должен был стать рисунок. В первом Уставе Академии художеств Шувалов писал: «Следовательно, к достижению всего вышеписанного началом и основанием служить имеет твердое и исправное рисование, без чего упражняющийся в сих благородных художествах желаемого совершенства достигнуть не может».
10 слайд
Воспитанники академии разделялись на группы по возрастам: 1-я группа — с 6 до 9 лет, 2-я — с 9 до 12, 3-я — с 12 до 15 лет, 4-я — с 15 до 18 лет.
В первой группе, помимо общеобразовательных дисциплин, практиковалось рисование с оригиналов, гипсов и с натуры. Рисование начиналось со знакомства с техникой и технологией. Карандаш требовалось держать дальше от очищенного конца, что давало большую свободу и подвижность руки. Образцами в оригинальных классах служили гравюры с рисунков выдающихся мастеров, рисунки преподавателей академии, а также и рисунки особо отличившихся учеников.
Особой популярностью у преподавателей и воспитанников пользовались рисунки. Выразительность Линий в его рисунках помогала учащимся наглядно видеть и понимать пластику форм. Множество рисунков для оригинального класса сделали Г. Ф. Шмидт, А. П. Лосенко.
Рисунки Греза
Г. Ф. Шмидт. Рисунок-оригинал
А. П. Лосенко. Рисунок-оригинал
11 слайд
В третьей группе изучались перспектива, рисование с оригиналов, гипсов и с натуры, живопись, скульптура, архитектура, гравировальное искусство. С натуры рисовали гипсовые фигуры Антиноя, Аполлона, Германика, Геракла, Геркулеса, Венеры Медицейской.
Родчев. Натурщик
Во второй группе рисовали с оригиналов, гипсов и с натуры. К концу года ученика начинали копировать с оригиналов рисунки голов, частей человеческого тела и обнаженные человеческие фигуры (академии), вначале гипсовые, а затем живые. С натуры рисовали орнаменты и гипсовые головы.
Ф. Ф. Репнин. Рисунок с оригинала
12 слайд
Здесь ученик рисовал с гипсовых слепков до тех пор, пока у него не появлялись необходимые профессиональные навыки. После этого он мог перейти к рисованию живой натуры в натурном классе. Рисуя фигуру, ученик обязан был тщательно изучить не только схему ее построения, но и точный абрис той или иной модели.
Чтобы досконально заучить фигуру, ученику приходилось рисовать одну и ту же постановку несколько раз. Известно, что К. П. Брюллов сделал сорок рисунков с группы Лаокоона. Мастерство было настолько велико, что некоторые академики могли начать рисунок с любого места. Так, виртуоз академического рисунка Егоров мог нарисовать человеческую фигуру наизусть одной линией, не отрывая карандаша от бумаги, начиная с мизинца ноги.
Зевс. учебный рисунок.
Апоксиомен. учебный рисунок.
13 слайд
Cистема и методика обучения рисунку в России в XVIII веке была отличной от многих академий Западной Европы и современных художественных учебных заведений. Если в современных учебных заведениях студент обязан выполнить программу курса в течение года, невзирая на успехи, то в академии XVIII века, а также в первой половине XIX века воспитанник мог переходить из одного класса в другой, например из гипсофигурного в натурный, только достигнув определенных успехов. Поэтому не удивительно, что в 14 лет Ф. Бруни уже рисовал сложные двухфигурные постановки с обнаженных натурщиков, оставаясь в третьей возрастной группе.
Ф. А. Бруни. Академический рисунок
14 слайд
Пять стадий работы над рисунком с натуры гипсовой головы античной скульптуры.
Афродита
15 слайд
Пять стадий работы над рисунком головы натурщика
16 слайд
Наброски головы в разных положениях
17 слайд
Четыре стадии работы над рисунком фигуры натурщика
18 слайд
Источники информации
http://www.artacademy.spb.ru/index.htm
http://www.rah.ru/content/ru/home_container_ru.html
http://graphic.org.ru/
http://rosculture.ru/
Школа изобразительного искусства в девяти выпусках. Выпуск 3. Москва, 1961.
Школа изобразительного искусства в девяти выпусках. Выпуск 4. Москва, 1962.
Дети. Рисунки Н.Н.Жукова. Москва 1962.
Серов. Автопортрет.
19 слайд
Вопросы и задания
Вопросы:
Как вы думаете, почему рисунок одинаково важен для живописцев, скульпторов и архитекторов?
По современной методике или по методике 18 века вы бы хотели заниматься?
В чем преимущества и недостатки этих методик?
Можно ли в ахроматическом рисунке увидеть (почувствовать) цвет?
Задания:
Проанализируйте поэтапное выполнение рисунка гипсовой головы и головы натурщика. В чем заключается задача каждого этапа?
Выполните конструктивную зарисовку головы человека и быстрый эмоциональный набросок. Сравните результаты.
20 слайд
Сопроводительный текст
Цели: познакомить учеников с русской Академической Школой Рисунка, с ее образованием, формированием, становлением, традициями и законами. Рассказать о том, как воспитывались и учились великие русские художники. Показать основные стадии выполнения рисунка.
Возрастная группа: Данная информация и задания рассчитаны на учеников 9-10 классов школ.
Источники информации http://www.artacademy.spb.ru/index.htm http://www.rah.ru/content/ru/home_container_ru.html
http://graphic.org.ru/
http://rosculture.ru/
Школа изобразительного искусства в девяти выпусках. Выпуск 3. Москва, 1961.
Школа изобразительного искусства в девяти выпусках. Выпуск 4. Москва, 1962.
Дети. Рисунки Н.Н.Жукова. Москва 1962.
Вопросы:
Как вы думаете, почему рисунок одинаково важен для живописцев, скульпторов и архитекторов?
По современной методике или по методике 18 века вы бы хотели заниматься?
В чем преимущества и недостатки этих методик?
Можно ли в рисунке ахроматическом рисунке увидеть (почувствовать) цвет?
Задания:
Проанализируйте поэтапное выполнение рисунка гипсовой головы и головы натурщика. В чем заключается задача каждого этапа?
Выполните конструктивную зарисовку головы человека и быстрый эмоциональный набросок. Сравните результаты.
О.Кипренский.Натурщик
Тема: РУССКАЯ ШКОЛА РИСУНКА
Работу выполнил студент 3 к.03гр.: Планидин Н.С. Преподаватель: Гудилина С.И.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 662 916 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Колпакович Наталья Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
10 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.