Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Русские столичные,
провинциальные
и
крепостные театры
Русские
столичные,
провинциальные
и
крепостные
театры
2 слайд
Теа́тр
(греч. основное значение - место для зрелищ, затем - зрелище, - смотрю, вижу) –
одно из направлений искусства, в котором чувства, мысли
и эмоции автора
(творца, художника) передаются зрителю
или группе зрителей посредством действий актёра или группы актёров.
3 слайд
Театру в России предшествовали различного рода народные обряды.
В Древней Руси земледельцы отмечали дни зимнего солнцестояния, т. е. нача-ло нового земледельческого года. За днями зимнего солнцестояния следовали празднества в честь весеннего равноденствия и летнего солнцестояния. Во вре-мя этих празднеств устраивались различные игрища, пляски, песни, ряженья, игра на музыкальных инструментах.
Истоки русского театра
4 слайд
В конце I - начале II тыс. н. э. в массовых ритуальных и обрядовых праздниках выделились наиболее умелые исполнители, на Руси их назывались скомороха-ми. Уже в 1068 г. о них упоминают летописи. Скоморохи исполняли драматиче-ские сценки, героические песни, играли на музыкальных инструментах, рас-сказывали сказки, показывали дрессированных животных, выступали как акро-баты. Их искусство требовало большого умения.
«Всяк спляшет, да не как скоморох» (пословица).
5 слайд
Скоморохи составляли специальные артели, или «ватаги», и бродили, показы-вая свое искусство, по городам и селам. Жили они в отдельных селениях, в Новгороде они занимали целые улицы. Первые на Руси носители «актерского» искусства - были душою всех праздничных собраний, особенно святок, масле-ницы, свадеб.
Некоторые скоморохи служили у бояр и князей, воспевая воинские подвиги и дела наших предков. Известно, что скоморохи веселили царей Ивана IV и Алексея Михайловича,
в 1571г. некоторые цирка-чи-скоморохи были взяты
в придворный штат. В 1634 г. скоморох Петр Иван-Городец носил пе-ред царем бревна, в 1637-1638 гг. выступали скомо-рохи - «метальники», т. е. прыгуны Макар и Иван Андреевы, в 1619 г. ряза-нец Григорий Иванов впе-рвые показал дрессиро-ванного льва.
6 слайд
В XVII в. в Москве скоморохи показывали фарс: на сцену выходил «боярин», толстый, чванливый, карикатурно одетый в высокую шапку из бересты. К нему шли различные просители-челобитчики и несли в лукошках подарки. Они кла-нялись ему до земли и просили милости. Боярин разругал их и прогнал. «Ой, боярин! Ой, воевода! - просили челобитчики. - Любо тебе было над нами изде-ваться, веди же нас теперь на расправу над самим собою!» Они начали бить его прутьями, приговаривая: «Посмотрите, добрые люди, как холопы из господ жир вытряхивают!» После боярина «добрые молодцы» принимались за купца,
у которого отнимали деньги. Искусство скоморохов было на-родным, ярким, жиз-нерадостным, содер-жало насмешку и са-тиру против верхов феодального общест-ва и отрицательных явлений народного быта.
7 слайд
Возникновение театров в России
В 1635 г. царю Михаилу I Федоровичу сообщи-ли о том, что у польского короля имеется при-дворный театр.
В 1659 г. Алексею Михайловичу донесли о «ко-медиях» во Флоренции. Царь решил завести свой театр, но многие посчитали эту затею греховной.
Михаил I
Федорович
Романов
В 1660 г. Ивану Гебдону было приказано прис-лать из-за границы «мастеров комедию делать»,
но среди иноземных актеров не нашлось желаю-щих ехать в далекую Московию. Не дали резуль-татов и последующие приглашения.
Алексей I
Михайлович
8 слайд
В 1672 г. царь поручил немцу Иоганну Грегори, подготовить спектакль сила-ми местных немцев и русских. 17 октября 1672 г. в селе Преображенском под Москвой в специально возведенной «комедийной храмине» состоялась первая постановка «Артаксерксова действа». Пьеса
была написана на немецком языке, переложе-ние ее на русский язык сделал Петр Долгов и его помощники. Сначала царь не хотел, что-бы спектакль сопровождался музыкой, счи-тая это делом языческим, противным церкви, но его убедили, что без музыки нельзя устро-ить хора, как танцовщикам нельзя плясать без ног. Царь неохотно предоставил все на усмотрение самих актеров. Спектакль понра-вился: Алексей Михайлович смотрел его це-лых десять часов, не вставая с места. Царица и дети смотрели сквозь щели специально от-гороженного помещения: им нельзя было по-казываться в театре. Вельможи стояли перед сценой и на самой сцене. Всего было постав-лено девять пьес.
9 слайд
Первые крепостные театры
В конце XVII в. появились первые крепостные театры. Через 100 лет - в кон-це XVIII - начале XIX в. их насчитывалось уже свыше 170.
Вначале крепостной театр обслуживал небольшое число «избранной» публи-ки, позднее, он открыл свои двери для широких слоев народа и приносил сво-им владельцам подчас немалые доходы. Но многие крепостные усадебные те-атры так и остались на уровне барского развлечения.
Сцена
крепостного театра
в Останкино
10 слайд
Было несколько разновидностей крепостного театра:
театр домашний, рассчитанный на узкий круг близких помещику людей;
театр помещичий коммерческий, попавший в результате разорения помещика в руки предпринимателей-коммерсантов из купцов, разночинцев или зажиточных, предприимчивых крестьян.
Некоторые крепостные театры переходили из одной разновидности в другую.
В большинстве крепостных театров в XVIII в. был оперно-
балетный репертуар. Театры некоторых богатых помещиков отличались вызывающей рос-кошью своих постановок, ни-чуть не уступая по уровню ис-полнения и оформления при-дворным театрам. Постановки мелких усадебных театров бы-ли скромными, но тоже пресле-довали в основном развлека-тельные цели.
Зрительный зал крепостного театра
в Останкино
11 слайд
На протяжении нескольких столетий Москва была центром театральной жизни. Здесь любили давать свои представления скоморохи.
В 1702 г. актер Яков Кунст набрал русских учеников и открыл театр в немецкой слободе. Позднее эти актеры давали спектакли в специальной «комедийной храмине» на Красной площади. В 1740 г. некто Ванька Каин представлял на Масленой «игру» о «Царе Соломоне». Труппа его состояла из 30 комедиантов.
При Петре I в Москве было открыто несколько учебных заведений, позднее, в 1755 г.,- университет. При этих учебных заведениях возникли в разное время любительские театры. В репертуаре университетского кружка были пьесы М. М. Хераскова, А. П. Сумарокова, Ж-Б. Мольера, Ж. Ж. Руссо, Л. Гольберга.
Театры Москвы
Клад
Ваньки-Каина
12 слайд
Театры Петербурга
Основатель новой столицы Петр I придавал большое значение театральному искусству. Больше других театром увлекалась сестра Петра I Наталья Алексе-евна. В Петербург она привезла из Москвы актеров. В огромном пустующем доме устроили зрительный зал и сцену. В 1714 г. здесь начались спектакли. Театр был закрыт в 1716 г. после смерти Натальи Алексеевны.
13 слайд
Крепостные актеры выступали на сце-не придворного театра в Петербурге в 1744 г. по случаю бракосочетания на-следника престола Петра Федоровича (будущего Петра III) с принцессой Ангальт-Цербтской (будущей Екатери-ной II). Был исполнен «Балет цветов». Выступление было удачным, учеников взяли на казенное содержание. Количе-чество учащихся в балетной школе уве-личилось. В балетной школе большин-ство учеников составляли дети мещан и вольноотпущенников, однако и кре-постные были там не в редкость. Так, в 1797 г. камергер Н. Н. Демидов отдал учиться, танцам своих трех крепост-ных девушек. Подобных случаев до этого было несколько.
В 1732-1737 гг. в Зимнем дворце был оборудован придворный театр, в это же время приступили к созданию из крепостных мальчиков и девочек балетной труппы.
14 слайд
Эрмитажный
театр
(придворный
театр
в Зимнем
дворце)
15 слайд
Балаган - один из видов народного театра, спектакль развлекательного харак-тера. Балаган устраивали во время ярмарок и народных гуляний, ставились сценки, пантомима, выступали фокусники, чревовещатели, гимнасты, жонгле-ры, дрессировщики, показывались разные чудеса природы - карлики, велика-ны, уроды.
Балаган
Балаган
16 слайд
В балаганах использовались многие трюки, которые показывали большую изобретательность их постановщиков. Постановка пантомим осуществлялась с переменами многих декораций. «Чистая перемена» одной картины на другую осуществлялась очень быстро.
В некоторых случаях в ба-лаганах применяли слож-ную театральную машине-рию. Имея в своем распоря-жении масляные, а позднее керосиновые лампы, осве-тители балаганов добива-лись удивительных эффек-тов: блеска молнии, пожара, восхода и заката солнца ли-бо луны. Дирекция импера-торских театров приглашала балаганных механиков, что-бы устроить и у себя нуж-ные театральные эффекты и освещение.
17 слайд
Художественный театр
Во многих русских городах появляются в 18 в. любительские театры, разыг-рывающие, как правило, пьесы европейского репертуара. В конце 18 веке в театральном искусстве классицизм сменяют начинающиеся сентиментализм и романтизм. Первая русская театральная труппа появилась в Ярославле в царст-вование Елизаветы. Ее создали Федор Волков и Иван Дмитриевский, а твор-цом ее репертуара был Александр Сумароков. В эпоху Екатерины II ведущими драматургами были Д. Фонвизин, высмеивавший провинциальных помещиков и их подражание всему французскому.
Городской
театр
имени
Ф. Г. Волкова
г. Ярославль
18 слайд
Могила родоначальника
русского театра Федора Волкова
Спасо-
Андрониковский
монастырь
19 слайд
Самые известные театры России
В начале XIX века в подмосковных усадьбах было более десяти крепостных театров. Пионером и одним из наиболее выдающихся был крепостной театр графов Шереметевых в Кускове (позже в Останкине).
Комическая опера А. Э. Гретри «Говорящий портрет»
в Останкинском театре
20 слайд
Наиболее
известными были
подмосковном
Архангельском
театры
князя Юсупова
на Мойке
и
21 слайд
Театр
графов Шуваловых
на Фонтанке
Театр
Потемкина
в Таврическом дворце,
22 слайд
Театр
Апраксиных
в Ольгове
Зрительный зал
театра
23 слайд
Театр
Закревских
в Ивановском,
Театр
Паниных
в Марфине
24 слайд
А граф А. К. Разумовский, Шереметев, князь Трубецкой имели свой хор.
Свои певческие хоры существовали у митрополитов, епископов, архимандри-тов, у полковых командиров. Крепостной театр или хор создавал особый почет своему хозяину, впрочем как и другие украшения жизни - псарни или оранже-реи и невесть что еще.
Шереметев
Николай Петрович
(1751-1809)
Граф,
покровитель искусств.
Разумо́вский
Алексе́й Григо́рьевич
(1709-1771)
Граф,
генерал-фельдмаршал.
Василий Сергеевич Трубецкой (1776 – 1841) Российский командир
эпохи наполеоновских войн, генерал от кавалерии, генерал-адъютант.
25 слайд
Проверочный тест №6 по теме:
«Русские столичные, провинциальные
и крепостные театры»
26 слайд
27 слайд
28 слайд
Критерии выставления оценок
за выполнения теста № 6
«5» - за 12 - 11 правильных ответов;
«4» - за 10 - 9 правильных ответов;
«3» - за 8 - 5 правильных ответов;
«2» - за 4 - 0 правильных ответов.
29 слайд
Бланк ответов к тесту № 6
Русские столичные, провинциальные
и крепостные театры
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 626 748 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Сумишевская Юлия Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
5 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.