Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Исторический жанр живописи
2 слайд
3 слайд
3. произведения, в которых запечатлен
внешний облик конкретного человека
Портрет – это:
2. изображение животных, рыб, птиц
1. изображение естественной или измененной человеком природы
Жанр портрета ведет свою историю с
1. Файюмских портретов
2. Парсун
3. Иконописи
Достигает расцвета:
1. Эпоху Средневековья
2. Эпоху Возрождения
3. Эпоху Просвещения
4 слайд
индивидуальный
групповой
парадный
5 слайд
Исторический жанр живописи
6 слайд
Исторический жанр - изображение важнейших исторических событий прошлого и современности.
Караваджо. Вакх
В эпоху античную тесно переплетен с мифологией
7 слайд
В средневековой Европе жанр почти отсутствует, он был заменен религиозно-мифологическим жанром
Караваджо. Бичевание Христа
8 слайд
Новое рождение исторического жанра произошло в эпоху Возрождения.
Пуссен. Парнас
Рубенс. Битва греков с амазонками
9 слайд
Брюллов. Последний день Помпей
В 18 веке возрастает общественная роль исторической живописи, ее воспитательное и политическое значение.
10 слайд
Историческая живопись Василия Ивановича Сурикова
11 слайд
«Утро стрелецкой казни» - первая значительная работа художника, сюжетом для которой послужил бунт стрельцов 1668года.
Хотя картина и называется “Утро стрелецкой казни”, в ней изображена не сама казнь, а минуты перед казнью. Поэтому в картине нет крови, но есть ее ощущение. Как художнику удалось передать эти ощущения?
Художник использовал в работе все оттенки красного цвета. Алые пятна разбросаны по всей картине. Как лужа крови воспринимается брошенный на землю кафтан стрельца.
12 слайд
Суриков хотел показать народную драму. Главный герой картины – народ, занимающий большую часть полотна. Фигуры размещены так, что можно рассмотреть лицо каждого персонажа. Вот стоит на коленях старуха. Вот кричит от горя молодая женщина. Вот тянет ручки к зрителям девочка - сирота, написанная Суриковым со своей трехлетней дочери.
Кто по вашему является главным действующим героем картины?
13 слайд
В этой толпе есть две фигуры, которые резко выделяется на фоне других.
Кто они?
14 слайд
Это стрелец в распахнутой рубахе, в красной шапке на рыжих кудрях. Он с силой сжимает в кулаке горящую свечу, гневно и яростно смотрит на царя.
С его взглядом скрестился твердый взгляд Петра I. Вот оно – противоборство двух сил!
15 слайд
Горящая свеча – жизнь, душа. Свеча едва теплится на холодном ветру пасмурного дня. Чтобы огонек светился ярче, художник сделал фон темнее. Поэтому свечи горят на полотне, отбрасывая на мертные рубахи стрельцов красноватые блики
У каждого стрельца в руке зажата горящая свеча, что она означает?
16 слайд
Суриков долго и тщательно искал модели для персонажей картины. Он сделал множество зарисовок и этюдов со случайных прохожих, со своих друзей и родственников.
Так, дядя художника послужил моделью для чернобородого стрельца
А “чудо-тип” для непокорного стрельца нашел среди могильщиков Ваганьковского кладбища. Резкий, злой, непокорный, он долго отказывался позировать, и художник с трудом уговорил его.
Единственное лицо в картине, написанное со старинного портрета – это лицо Петра 1. Все остальные персонажи и все детали одежды и обстановки писались с натуры.
17 слайд
"Боярыня Морозова"- жемчужина Третьяковки, одна из самых потрясающих картин планеты.
Что привлекает наше внимание в картине, прежде всего?
18 слайд
Картина, названа по имени центрального действующего лица, Феодосии Прокопьевны Морозовой, ярой сподвижницы протопопа Аввакума, возглавлявшего раскол. Сюжетом картины стал эпизод ее мученической жизни: по царскому указу ее везут московскими улицами в ссылку.
19 слайд
Что в ней нас поражает?
Её бледное лицо, горящий, исступлённый взгляд, сильный жест (двуперстие).
Каков характер героини?
Сила духа, мужество и стойкость, самоотверженность, способность к самопожертвованию во имя идеи. Перед нами женщина, измученная заточением, пыткой, закованная в цепи, но не сломленная.
- А какое впечатление производит Морозова на окружающих?
- Как можно назвать людей, окружающих её? Единомышленники, враги?
20 слайд
Моделью фигуры “юродивого” Суриков нашел на толкучке, он торговал там огурцами. Для достоверности образа пришлось уговаривать этого человека позировать сидя в одной холщовой рубахе, босиком на снегу.
Большое внимание привлекает юродивый, который протягивает двуперстное знамение. Юродивых на Руси почитали. Он одной веры с боярыней. Возможно, вот такие юродивые приходили в дом к боярыне, и она покровительствовала им, пригревала, давала подаяние, привечала, помогала выжить. На груди юродивого мы видим тяжёлый железный крест на цепи.
Юродивый олицетворяет собой страдания русского народа, его скорбь.
21 слайд
И пожилая горожанка, держащая платок, расшитый жемчугом (символизирующим в народной поэзии слёзы).
Мудрым состраданием полны и странник (преследования за веру) со старообрядческим посохом в руках, снявший шапку перед боярыней.
22 слайд
Низко склонилась боярышня в золотом платке и сине-голубой шубке. В образе боярышни воплощены душевная кротость и стойкость. Не случайно художник сопоставляет её с Богоматерью на иконе. Наклон головы, цветовое решение фигуры (в идее самоотвержения лежит это сопоставление).
23 слайд
Слева, за спиной боярыни слышится злорадное хихиканье попа и хохочущий басок самодовольного купца, но их смех тонет в общем настроении глубокого сострадания и сочувствия - таково общее настроение народа.
Отчего же у нас создаётся такое впечатление?
24 слайд
Это видно по выражению лиц, по тому, как люди сдвинулись вокруг саней, фигуры словно срослись, это передаёт движение, взволнованность. В сердца людей словно проникает огненный взор боярыни, и потрясённая толпа превращается в народ, сознающий себя как единое целое.
25 слайд
«Меньшиков в Берёзове» - очень красноречивая картина.
Свет зимнего дня сочится сквозь заледенелое слюдяное оконце сибирской избы, где проходят последние годы «Алексашки», «полудержавного властелина» светлейшего князя Александра Данилыча, брошенного с детьми в далекую ссылку.
26 слайд
Нарушая перспективы (слишком низкий потолок, непропорционально большая фигура Меньшикова) Суриков хотел показать исключительность Меньшикова. Меньшиков – это удивительный человек, вознесенный из самого низа и поднявшийся благодаря своему уму, хитрости, смелости и везению до самых больших высот. Вчера еще самовластный правитель огромной страны, владелец несметных богатств, вершитель судеб, на картине – уже никто, прошлое, и другого будущего у него нет.
27 слайд
Фигуры сына и дочери – оба были названы именем отца – на заднем плане. Лица их грустны, но спокойны. Они выживут и вернутся из ссылки.
В фигуре старшей дочери, шестнадцатилетней Марии, которая еще недавно была невестой царевича– обреченность. Её лицо бледное, вокруг глаз глубокие тени, взгляд в никуда…
Точно так же художник дает почувствовать дальнейшие судьбы детей Меньшикова.
28 слайд
Стол – обычный символ объединения в данном случае разъединяет. Ближние к нам - Меньшиков и его старшая дочь, примостившаяся в ногах у отца, погружены в свои мысли, и уже осознают возможное будущее. Угол, в котором они сидят, противопоставлен иконостасу с горящей лампадкой – последним в их жизни верхним светом. По ту сторону стола сидят сын и младшая дочь бывшего вельможи. Окно за их спинами – символ покинутого внешнего пространства, туманной фортуны, которая будет к ним благосклонна.
Какая деталь обстановки призванная объединять семью на картине разъединяет героев?
29 слайд
Отвергнутая и смертельно больная Мария была написана с жены художника. Сохранился акварельный этюд – Елизавета Августовна, закутанная в бархатную шубку, сидит на низкой скамеечке.
Сына Меньшикова Суриков нарисовал со знакомого юноши. А младшую дочь угадал в случайной прохожей и долго преследовал ее до самого дома, но, все же добившись доверия, сделал с нее эскиз.
В образе Меньшикова был увековечен простой московский учитель, которого художник увидел во время одной из своих прогулок по Москве
30 слайд
31 слайд
Домашние задания:
? Кто является прототипом странника
? О каких событиях нам рассказывают картины Сурикова : «Переход Суворова через Альпы», «Взятие снежного городка», «Степан Разин»
32 слайд
Список литературы:
Большая серия знаний. Изобразительное искусство.- М.: ООО ТД Издательство Мир книги, 2006
Данилова Г.И. МХК 5-6 кл.-М.: Дрофа, 2007
Данилова Г.И. МХК 7-8 кл.-М.: Издательский Дом Магистр-Пресс, 2007
Данилова Г.И. МХК 10,11кл.-М.: Издательский Интербург, 1999
C.Каплова. От замысла и натуры к законченному произведению. -М.: Изобразительное искусство, 1981
Русский музей/альманах. Вып.161. – Спб.: Palace Editions,2007
Шедевры русской живописи.- М.: Белый город, 2006
Энциклопедический словарь юного художника/ сост. Н.и. Платонова, в.д. Синюков.- М.: Педагогика, 1983
Аудио-и видеопособия:
Азбука искусств. Как научиться понимать картину. СD
Большая энциклопедия. России. Искусство России. СD
Русский государственный музей. CD.
Интернет-ресурсы:
http://images.goole.ru|
http://visaginart.nm.ru|
http://culture.mincult.ru|
http:/w.w.w.anabarsis.ru|
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 661 494 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Фирсова Мария Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
10 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.