Инфоурок Другое ПрезентацииПодструктуры математического мышления: как их выявить и использовать в преподавании

Подструктуры математического мышления: как их выявить и использовать в преподавании

Скачать материал
Скачать материал "Подструктуры математического мышления: как их выявить и использовать в преподавании"

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Заведующий филиалом музея

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • «Подструктуры математического     
                 мышления: 
      как...

    1 слайд

    «Подструктуры математического
    мышления:
    как их выявить и использовать
    в преподавании»


    Посвящается году учителя!

  • Актуальность Математика – царица наук, пожалуй, самая точная и въедливая на...

    2 слайд

    Актуальность
    Математика – царица наук, пожалуй, самая точная и въедливая наука из всех. Ученые-психологи пришли к интересному выводу. В общей структуре мышления можно выделить пять типов математического мышления. Доминирующий тип и определяет мыслительную деятельность человека в разных практических случаях.
    Для адаптации человека в обществе и полноценного функционирования в нем необходим высокий уровень общего развития. Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Одной из основных целей обучения математике является развитие мышления учащихся.
    Данная работа открывает перед учащимися и учителями возможность оценить важность выявления доминирующей структуры мышления учеников, для развития индивидуальных способностей, подбора правильного курса обучения и помощи с освоением такой сложной, но интересной науки, как математика.

  • Определение и характеристика основных типов мышления, а также выявление домин...

    3 слайд

    Определение и характеристика основных типов мышления, а также выявление доминирующих структур математического мышления на базе 5-х и 11-х классов, для
    помощи учителям в построение процесса обучения с учетом математической индивидуальности учеников.
    Цель исследования
    Задачи
    Дать определения и охарактеризовать основные подструктуры мышления
    Показать важность выбора учителем правильного курса обучения математике
    Выявить доминирующие структуры математического мышления школьников младшего и старшего
    звена
    Информационно-аналитический
    Статический
    Сравнительного
    и системного анализа
    Методы исследования

    Социологический

  • Историческая справка   Каждый выдающийся математик отличался собственным стил...

    4 слайд

    Историческая справка
    Каждый выдающийся математик отличался собственным стилем творчества, проявлявшимся во многих произведениях.
    Для Пифагора и его школы характерен мистико-математический стиль, т.е. изотерическое мировоззрение.
    Для Демокрита был характерен математический атомизм, ставший первым предвестником дифференциального и интегрального исчислений.
    Для Евклида - строго последовательный, предельно лаконичный.
    Для Архимеда - гениальный своей простотой и смелостью механико-геометрический стиль доказательств

  • Основные подструктуры математического мышленияТопологическоеПорядковоеМетрич...

    5 слайд

    Основные подструктуры
    математического мышления
    Топологическое
    Порядковое
    Метрическое
    Проективное
    Алгебраическое

  • Топологическое мышление 
Задачу сто раз «проверят», ошибок не допускают...

    6 слайд

    Топологическое мышление

    Задачу сто раз «проверят», ошибок не допускают

    Люди-топологи не любят действовать наобум
    Склонны проделывать постоянные преобразования с объектом.
    Им необходимо всегда начать действие с начала, не торопясь,
    довести до конечного результата.

  • Порядковое мышлениеЗадачу решают 
строго по алгоритму«Порядковцы» любят стро...

    7 слайд

    Порядковое мышление
    Задачу решают
    строго по алгоритму
    «Порядковцы» любят строгий линейный порядок
    В любых действиях стараются выработать алгоритм,
    зависящий от какого-то объективного принципа.

  • Алгебраическое мышление     К решению каких-либо задач подходят с хаотическим...

    8 слайд

    Алгебраическое мышление
    К решению каких-либо задач подходят с хаотическим настроем –
    начинают с того места, которое им нравится
    Алгебраистов сложно заставить делать что-то по правилам

    Задачу решают быстро без объяснений, часто ошибаются

  • Задачу решают по действиям
Они всегда ясно представляют себе, что выйдет в ре...

    9 слайд

    Задачу решают по действиям

    Они всегда ясно представляют себе, что выйдет в результате работы
    Метрическое мышление
    Всегда и во всем они пытаются сводить к конкретным величинам
    «Метристы» не любят образность и общность

  • Задачу решают самым неожиданным способом
Проективное мышление Самый сложный...

    10 слайд


    Задачу решают самым неожиданным способом

    Проективное мышление
    Самый сложный тип из всех пяти
    «Проективисты» склоны рассматривать предмет с разных точек зрения
    Мыслят нестандартно, удивляют окружающих многовариантностью решений

  • BDAFCO12345ЗадачаДано: 
АВСDF – звезда

Найти: 
‹1, ‹2, ‹3, ‹4, ‹5BDAFCO12345...

    11 слайд

    B
    D
    A
    F
    C
    O
    1
    2
    3
    4
    5
    Задача
    Дано:
    АВСDF – звезда

    Найти:
    ‹1, ‹2, ‹3, ‹4, ‹5
    B
    D
    A
    F
    C
    O
    1
    2
    3
    4
    5
    1 Способ решения
    Дополнительное построение
    с применением теорем
    о сумме внутренних углов треугольника
    и о связи внешнего угла
    треугольника
    с его внутренними углами
    (свойственен людям с топологическим мышлением)
    K
    A
    E
    D
    B
    C
    O₅
    O₄
    O₃
    O₁
    O₂
    8
    9
    10
    1
    11
    12
    2
    3
    13
    4
    5
    6
    7
    14
    15
    2 Способ решения
    Традиционный способ
    с применением теорем
    о сумме углов треугольника,
    свойстве внешнего угла и сумме внутренних углов пятиугольника
    (свойственен людям с алгебраическим мышлением)
    3 Способ решения
    A
    E
    D
    B
    C
    4
    2
    3
    1
    5
    K
    ₎₎


    ₎₎
    Способ с применением свойства внешнего угла треугольника, свойства вертикальных углов
    N
    (свойственен людям с порядковым мышлением)
    A
    E
    D
    B
    C
    4 Способ решения
    Дополнительное построение с применением теоремы о сумме внутренних углов пятиугольника
    (свойственен людям с метрическим мышлением)
    F
    N
    G
    M
    H
    5 Способ решения
    A
    E
    D
    B
    C
    4
    2
    3
    1
    5
    K
    Дополнительное построение с применением теории параллельных прямых.
    Построение трех прямых, проходящих через 3 вершины звезды, параллельных одной из сторон звезды
    N
    6
    7
    L
    M
    a
    b
    c
    (свойственен людям с проективным мышлением)

  • Всего анкетируемых – 90 человек   Исследование на базе 2х и 5х классов

    12 слайд

    Всего анкетируемых – 90 человек
    Исследование на базе 2х и 5х классов

  •    Исследование на базе 9-11 классов

    13 слайд

    Исследование на базе 9-11 классов

  • Всего анкетируемых – 204 человек Результирующая диаграмма

    14 слайд

    Всего анкетируемых – 204 человек
    Результирующая диаграмма

  • Наши рекомендацииПроводить входящее тестирование (1й класс; 5й класс;). 
Чем...

    15 слайд

    Наши рекомендации
    Проводить входящее тестирование (1й класс; 5й класс;).
    Чем раньше учитель узнает тип мышления ученика, тем проще потом будет строить процесс обучения, и благодаря этому, ребенку в будущем будет легче раскрыть свои способности, и он сможет легче усваивать учебный материал.
    Не навязывать детям тот способ рассуждения, который свойствен самому учителю.
    В этом случае дети, ведущая подструктура которых совпадает с
    ведущей подструктурой педагога, легко его понимают, для них он понятно
    и доступно объясняет. Для остальных же школьников усвоение
    математики становится мукой.

  • Наши рекомендации  
  Проводить  выходящие тесты (9й класс; 11й класс). Этот...

    16 слайд

    Наши рекомендации

    Проводить выходящие тесты (9й класс; 11й класс). Этот вид тестирования сможет помочь выпускникам подобрать правильный курс при подготовке к предстоящим экзаменам, а также, возможно, поможет определиться с выбором будущей профессии.

    Не ломать математическую индивидуальность ученика, а учитывать ее и
    строить процесс обучения в соответствии с ней – главная задача.
    Зная математические особенности учеников,
    учитель может учитывать их при составлении учебного плана, а также подбирать
    задачи с несколькими вариантами решения.

  • В  результате   проделанной  нами   работы,  мы   добились реализации   поста...

    17 слайд

    В результате проделанной нами работы, мы добились реализации поставленных перед собой целей.
    Во-первых, подробно изучили основные типы мышления.

    Во-вторых, показали важность выявления доминирующей структуры мышления учеников.
    В-третьих, показали важность выбора учителем правильного курса обучения математике.
    В-четвертых, проведя собственное исследование, выявили доминирующие структуры математического мышления школьников младшего и старшего
    звена.
    Заключение

  • Спасибо за внимание!

    18 слайд

    Спасибо за внимание!

  • Список использованной литературы:

Каплунрович...

    19 слайд

    Список использованной литературы:

    Каплунрович И.Я. Пять подструктур математического мышления// «Математика в школе» [Текст] // И.Я. Каплунрович, Т.А. Петухова//1998. – №5. – с.45

    Баженова И.Н. Педагогический поиск [Текст]//Сост. И.Н. Баженова. – М.: Изд. П24 Педагогика,1987. – 544с.

    Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 624 с.

    Дорофеев Г.В. «Математика в школе» [Текст]//Дорофеев Г.В.//2007. – №3. – С.17

    Зинченко В.П. Большой психологический словарь [Текст]//Сост. и общ. ред. Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко. – СПб.: Изд. Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.-672с.

    Иванов П.И. «Общая психология» [Текст]// (Переработ. и доп. изд.) Ташкент.- 1967.

    Корзникова Г.Г. Обучение интеллектуально одаренных старшеклассников: содержание умений и навыков самообразования: Метод. Рекомендаций [Текст] //Урал. Гос. пед. ун-т. - Екатеринбург,2004.-29с.

    Немов. Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. Заведений [Текст] В 3 кн. Кн. 2. Психология образования/ Р. Немов.— М.: Изд. «Просвещение»: ВЛАДОС, 1995. - 496 с

    Петровский А.В. Введение в психологию [Текст]/ / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. – М.: Издательский центр "Академия", 1997.- 496с.

    Фридман Л.М. Психологическая наука – учителю [Текст]// Л.М. Фридман, К.Н. Волков. – М.: Изд. «Просвещение», 1985. – 224с.

    Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике: Пособие для учителей, методистов и педагогических высших учебных заведений.[Текст]// М. Московский социальный институт: Флинта 1998.

    Шумилин Е.А. Психологические особенности личности школьников [Текст]//Под. ред. В.В.Давыдова. – М.: Изд. Педагогика, 1979. – 152с.

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 115 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Социальный проект «Школьная газета «Краснозвездинская СОШ (Среда Обитания Школьников)»»
  • Учебник: «Основы учебно-исследовательской деятельности: учебное пособие для среднего профессионального образования», Байкова Л.А.
  • Тема: Приложение 11. Требования к оформлению текста методических рекомендаций
  • 28.12.2020
  • 1438
  • 0
«Основы учебно-исследовательской деятельности: учебное пособие для среднего профессионального образования», Байкова Л.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.11.2020 361
    • PPTX 5.1 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Золотина Ирина Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Золотина Ирина Евгеньевна
    Золотина Ирина Евгеньевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 75428
    • Всего материалов: 240

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 847 человек

Мини-курс

Управление рисками и финансовое моделирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методы решения нестандартных математических задач

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

ИТ-инструменты в управлении документооборотом

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе