Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Образ дома в произведениях
русских писателей
2 слайд
Цели:
- воспитывать нравственные качества: любовь к родителям, чувство ответственности за свои поступки, осознание ценности связи с домом, с родными, уважительное отношение к мнению других людей.
- обучать аналитическому чтению текста художественного произведения, умению сравнивать, критически мыслить, делать самостоятельные выводы из прочитанного, умению работать в группах.
3 слайд
Формы работы на уроке:
- работа с текстами художественного произведения;
- дискуссия;
- ответы, заранее подготовленные дома;
- творческая работа в группах.
4 слайд
Ход урока.
Ситуация вызова.
- С чем у вас ассоциируется слово «дом»?
Каждая группа записывает свои ответы, затем выносим их на доску. К этим словам обратимся в конце урока.
Объявление темы урока. Вступительное слово учителя.
Дом… Что значит это слово для каждого из нас? Что вкладывали в это понятие наши предки? Русские писатели?
Давайте попробуем сегодня ответить на эти важные для каждого из нас вопросы, ведь вся жизнь человека связана с домом.
Согласны ли вы с тем, что дом в определенном смысле является частью и продолжением своего хозяина?
Наши предки осознавали себя частью большого рода, а дом был единой его оболочкой.
Еще в наши дни слово «дом» может означать «род»( «Дом Романовых» означает российскую императорскую семью).
В древнейшие времена люди считали, что, строя общий дом (деревню, город), они творят маленький мир по примеру Бога, создавшего вселенную.
Дом в русской культуре, в русской литературе – одна из ключевых клеточек понимания мира и человека.
Во всех произведениях русской литературы мы обнаруживаем заинтересованное внимание к дому как образу русского мира и человека в нем. Российская литература рассматривает дом как ключ к характеру, к судьбе человека.
5 слайд
Переход к основной части урока.
Проверка заданий, подготовленных учащимися дома.
Учитель:
В этом году мы познакомились с пьесой Д.И.Фонвизина «Недоросль» и обратили внимание на некоторые сходства с повестью А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Каждая группа проанализировала, в чем состоят эти сходства и чем отличаются герои, жизненный уклад семей, изображенных в этих произведениях.
6 слайд
Ответы учащихся:
Сходство в домашнем укладе. Семьи владеют крепостными. У Митрофана нянька Еремеевна, Савельич – дядька Петра Гринева.
Учителя, которых наняли для детей, необразованны, неспособны научить детей чему-то путному. И Митрофан, и Петр мало задумываются о будущем.
Различия: В семье Простаковых нет понятия о чести. А в семье Гриневых?
Поэтому Митрофан, в отличие от Петра Гринева, вряд ли способен на честные поступки. Петр же прошел с честью через испытания.
Учитель: Сделайте вывод о связи судьбы человека с тем воспитанием, которое он получил дома, с атмосферой в семье.
Учитель: Каждая группа выбрала произведения, в которых описывается семейная атмосфера, обстановка в доме. Поделитесь своими наблюдениями, сделайте выводы.
7 слайд
Выступления от групп по заранее предложенным планам.
1 группа .«Капитанская дочка».
Вопросы:
- Опишите дом Петра Гринева.
- Какую роль в судьбе героя сыграл отец?
- Чем схожи семьи Гриневых и Мироновых?
Вариант ответа.
Повесть эту читали в 8 классе. Дом, семья – это то, что закладывает в человеке такие качества, о которых мы сами порой и не подозреваем. Так и Петр по пути на службу совершает ошибки, немало он их наделал и в Белогорской крепости.
Но самое важное – завет отца «беречь честь» - он пронесет через суровые испытания. Отец мог гордиться своим сыном: тот выстоял, когда Пугачев потребовал принять присягу, выстоял и на суде, когда сумел не втянуть в судебное разбирательство возлюбленную Машу Миронову.
Все эти качества были заложены в доме отца и матери.
2группа. «Станционный смотритель»
Вопросы:
-Проследите, как меняется дом С.Вырина в повести Пушкина.
- Почему разрушен дом = семья С.Вырина?
- Кто в этом виноват?
8 слайд
3 группа. «Евгений Онегин»
Вопросы:
- Кабинет Евгения Онегина, описанный в романе, – средство характеристики героя. Что узнаем нового о герое в его доме?
- Каким увидела этот дом Татьяна?
- Повлиял ли этот визит на ее судьбу?
4 группа. «Мертвые души»
Задания:
- Проанализируйте главу, где описан дом Плюшкина.
- Докажите, что судьба хозяина и его дома неразрывно связаны.
- Ответьте на вопрос: Что говорит о жизни его жилище?
Докажите, что образ дома символичен.
9 слайд
Заключительная часть урока.
Учитель:
Сделаем выводы о связи судьбы человека с его семьей, домом.
- Каким должен быть, с вашей точки зрения, идеальный дом?
Обращаемся к записи на доске, сделанной в начале урока.
Дополняем новыми ответами.
Заключительное слово учителя или чтение ответов об идеальном доме ( в зависимости от времени).
Вариант заключительного слова.
Семья влияет на формирование личности, характера. Именно в ней человек приобретает интеллект, свой нравственный образ, привычки и традиции.
Если ребенок с детства окружен любовью, заботой, вниманием семьи, он пронесет этот оптимизм, доброту, человеколюбие через всю жизнь.
Если же в семье процветает грубость, ханжество, неуважение к окружающим, человек будет либо надломленным и слабым, либо жестоким и эгоистичным.
Думаю о значении семьи в жизни общества и прихожу к мысли о том, что, чем больше счастливых семей, тем более благополучным, счастливым оно будет.
Научиться любить человека, все живое, уважать других людей, ценить жизнь можно только в полноценной семье.
10 слайд
Домашнее задание.
Написать сочинение на одну из тем:
«Роль семьи в жизни человека», «Каким бы я хотел(а) видеть свой дом».
11 слайд
Из сочинений учащихся 9 «Б» класса
Дом – это место, где рождается новая жизнь, место, где можно отдохнуть. Дома можно услышать теплое слово, поделиться своими проблемами, получить хороший совет.
Я считаю, что настоящая семья должна быть основана на христианской любви…
Паукштите Элина
Ту любовь, нежность и покой, которые человек получает от семьи, он пронесет через всю жизнь и подарит дому, построенному своими руками. Мой дом – моя крепость.Крепость не только как постройка, но и как защита нашего внутреннего мира.
Степнова Алена
Когда я вырасту и у меня будет семья, я буду учиться на ошибках моей мамы. Постараюсь дать ребенку все должное и даже больше (по возможности). Я буду хозяйкой домашнего очага и постараюсь создать в доме такой уют, который будет притягивать людей. Я окружу свой дом любовью…
Соловьева Аня
Встречаю я родных, любимых,
Родную маму,милый дом!
Я вижу лапу кошки милой,
Как будто машет мне рукой.
Чусов Миша
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 626 933 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Рак Ольга Андреевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.