Инфоурок Другое ПрезентацииМихаил Евграфович Салтыков – Щедрин ( 1826 – 1889 )

Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин ( 1826 – 1889 )

Скачать материал
Скачать материал "Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин ( 1826 – 1889 )"

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инженер по охране окружающей среды

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889)«Я писатель – в этом моё   приз...

    1 слайд

    Михаил Евграфович
    Салтыков-Щедрин (1826-1889)
    «Я писатель – в этом моё призвание»
    «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России»
    «Живость боли и непрерывное её ощущение служило источником живых образов»
    «Мир грустен - и я грущу вместе с ним; мир вздыхает – и я вместе с ним вздыхаю. Мало того, я приглашаю грустить и вздыхать вместе со мною и читателя»

  • Михаил Евграфович родился 15 января 1826 года в старой дворянской семье, в им...

    2 слайд

    Михаил Евграфович родился 15 января 1826 года в старой дворянской семье, в имении родителей, селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии.

    Умер 28 апреля 1889 года в Петербурге и погребен 2 мая на Волковом кладбище, рядом с Тургеневым.

  • «Я вырос на лоне крепостного права, вскормлён молоком крепостной кормилицы, в...

    3 слайд

    «Я вырос на лоне крепостного права, вскормлён молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем…»
    М.Е. Салтыков-Щедрин
    Первым учителем Салтыкова-Щедрина был крепостной человек его родителей, живописец Павел; потом с ним занимались старшая его сестра, священник соседнего села, гувернантка и студент московской духовной академии.
    Десяти лет от роду он поступил в московский дворянский институт, а два года спустя был переведен, как один из отличнейших учеников, воспитанником в Царскосельский лицей, который окончил в 1844.
    Своё детство, картины жизни и быта усадьбы воссоздал в «Пешехонской стороне» и в «Господах Головлёвых».
    В августе 1844 года был зачислен на службу в канцелярию военного министра. Литература уже тогда занимала его гораздо больше, чем служба: он не только много читал, но и писал. Повести «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848), исполненные острой социальной проблематики вызвали недовольство властей.
    28-го апреля 1848 года был выслан в Вятку и 3-го июля определен канцелярским чиновником при вятском губернском правлении. О службе его в Вятке сохранилось мало сведений.

  • Вид центра г.Вятки на берегу реки Вятки.

    4 слайд

    Вид центра г.Вятки на берегу реки Вятки.

  • В ноябре 1855 года ему разрешено было оставить Вятку; в феврале 1856 года он...

    5 слайд

    В ноябре 1855 года ему разрешено было оставить Вятку; в феврале 1856 года он был причислен к министерству внутренних дел и назначен чиновником особых поручений при министре, в августе командирован в губернии Тверскую и Владимирскую для обозрения делопроизводства губернских комитетов ополчения.
    Вслед за возвращением Салтыкова-Щедрина из ссылки возобновилась его литературная деятельность. Имя надворного советника Щедрина, которым были подписаны появлявшиеся в "Русском Вестнике" с 1856 года "Губернские Очерки", сразу сделалось одним из самых любимых и популярных. Юмор, как и у Гоголя, чередуется в "Губернских Очерках" с лиризмом; такие страницы, как обращение к провинции (в "Скуке"), производят до сих пор глубокое впечатление. Провинциальную жизнь, в самых темных ее сторонах Салтыков-Щедрин узнал как нельзя лучше, благодаря командировкам и следствиям, которые на него возлагались во время службы в Вятке - и богатый запас сделанных им наблюдений нашел себе место в "Губернских Очерках".
    В марте 1858 года Салтыков-Щедрин был назначен рязанским вице-губернатором, в апреле 1860 года переведен на ту же должность в Тверь. Пишет он в это время очень много. Из написанного им между 1858 и 1862 годами составились два сборника - "Невинные рассказы" и "Сатиры в прозе".

  • В феврале 1862 года Салтыков-Щедрин в первый раз вышел в отставку. Он хотел п...

    6 слайд

    В феврале 1862 года Салтыков-Щедрин в первый раз вышел в отставку. Он хотел поселиться в Москве и основать там двухнедельный журнал; когда ему это не удалось, он переехал в Петербург и с начала 1863 года стал, фактически, одним из редакторов "Современника".















    Дом, в котором жил и умер писатель М. Е. Салтыков-Щедрин в Петербурге

  • В ноябре 1864 года он был назначен управляющим пензенской казенной палатой, д...

    7 слайд

    В ноябре 1864 года он был назначен управляющим пензенской казенной палатой, два года спустя переведен на ту же должность в Тулу, а в октябре 1867 года - в Рязань. Эти годы были временем его наименьшей литературной деятельности. Тяга его к литературе оставалась, однако, прежняя: как только "Отечественные Записки" перешли (с 1 января 1868 года) под редакцию Некрасова, Салтыков-Щедрин сделался одним из самых усердных их сотрудников, а в июне 1868 года окончательно покинул службу и сделался одним из главных сотрудников и руководителей журнала, официальным редактором которого стал десять лет спустя, после смерти Некрасова. Пока существовали "Отечественные Записки", т. е. до 1884 года, С. работал исключительно для них. Большая часть написанного им в это время вошла в состав следующих сборников: "Признаки времени" и "Письма из провинции" (1870), "История одного города" (1870), "Помпадуры и Помпадурши" (1873), "Господа Ташкентцы" (1873), "Дневник провинциала в Петербурге" (1873), "Благонамеренные речи" (1876), "В среде умеренности и аккуратности" (1878), "Господа Головлевы" (1880), "Сборник" (1881), "Убежище Монрепо" (1882), "Круглый год" (1880), "За рубежом" (1881), "Письма к тетеньке" (1882), "Современная Идиллия" (1885), "Недоконченные беседы" (1885), "Пошехонские рассказы" (1886).

  • «СКАЗКИ» М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНАПервые три сказки («Повесть о том как один муж...

    8 слайд

    «СКАЗКИ» М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА
    Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е. Салтыков-Щедрин написал еще в 1882 году.
    К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.
    Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние», в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм).

  • В жанровом отношении сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной...

    9 слайд

    В жанровом отношении сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой. Они аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует» их.
    Кроме того важную роль в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни.
    Основные темы Сказок
    Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы:
    Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.);
    Тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.);
    Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.);
    Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь»).
    ___________________________________
    Аллегория – иносказание
    Зачин – ритмически организованная прибаутка: «Жили – были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»
    Постоянный эпитет - в народной словесности, например, «сердце золотое», «тело белое».

  • Художественные особенности Сказок
Важнейшими художественными особенностями ск...

    10 слайд

    Художественные особенности Сказок
    Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и гротеск. Большую роль в сказках играет также прием антитезы и философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими и в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не вводят, но и от современников не получают похвалы»).




    ______________________________
    Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: «какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого?»)
    Гипербола – преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: «Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!»)
    Гротеск - комическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить»)
    Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука)

  • К жанру литературной сказки в XIX веке обращались многие писатели: Л.Н.Толсто...

    11 слайд

    К жанру литературной сказки в XIX веке обращались многие писатели: Л.Н.Толстой, В.М.Пришвин, В.Г.Короленко, Д.Н. Мамин-Сибиряк. Главная особенность сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина заключается в том, что фольклорный жанр в них используется для создания «эзоповского» повествования о жизни русского общества в 1880-е годы. Отсюда их основная тематика (власть, интеллигенция, народ) и проблематика (взаимоотношения народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения). Заимствуя из русских народных сказок образы (прежде всего животных) и приемы (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы), М.Е .Салтыков-Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. При этом ирония, гипербола, гротеск, а также другие художественные приемы служат писателю для обличения не только социальных, но и общечеловеческих пороков. Именно поэтому сказки М.Е. Салтыков-Щедрин уже много десятилетий пользуются популярностью у российского читателя.

    _____________________________
    Эзопов язык - совокупность семантических, синтаксических и других приёмов, придающих художественным элементам двузначность, когда за прямым смыслом таится второй план. Само понятие и приемы эзопова (эзоповского) языка введены в широкий обиход М.Е. Салтыковым-Щедриным, который называл иносказательное изложение также "рабьей" манерой, необходимой в условиях царской цензуры.

  • 


Благодарю за внимание!

    12 слайд




    Благодарю за внимание!

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 871 материал в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 13.04.2020 450
    • PPTX 813.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Колокольцова Валентина Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 71319
    • Всего материалов: 251

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 326 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Мини-курс

Эффективная самопрезентация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 33 человека

Мини-курс

Возрастные кризисы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию дошкольников

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек