Инфоурок Другое ПрезентацииЭкстралингвистическая разметка. Метаданные

Экстралингвистическая разметка. Метаданные

Скачать материал
Скачать материал "Экстралингвистическая разметка. Метаданные"

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист контроля качества

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Лекция 4.Экстралингвистическая разметка. Метаданные. В.П. Захаров
Санкт-Пете...

    1 слайд

    Лекция 4.
    Экстралингвистическая разметка. Метаданные.
    В.П. Захаров
    Санкт-Петербургский государственный университет

  • Лекция 4Корпусная лингвистика2Метаразметка  Метаданные – 
структурированные...

    2 слайд

    Лекция 4
    Корпусная лингвистика
    2
    Метаразметка
     Метаданные –
    структурированные данные о данных:
    помогают установить порядок среди хаоса,
    позволяют осуществить автоматическое обнаружение и обработку данных.

  • Лекция 4Корпусная лингвистика3Экстралингвистическая разметка "внешняя", "инте...

    3 слайд

    Лекция 4
    Корпусная лингвистика
    3
    Экстралингвистическая разметка
    "внешняя", "интеллектуальная" разметка
    библиографические характеристики
    типологические характеристики
    тематические характеристики
    социологические характеристики
    ………………………….
    "формальная" структурная разметка
    текст, раздел, глава, часть, абзац, предложение …
    технико-технологическая разметка
    кодировка
    даты обработки
    исполнители
    источник электронной версии
    …………………………

  • Лекция 4Корпусная лингвистика4"Внешняя", "интеллектуальная" разметка Нужна:...

    4 слайд

    Лекция 4
    Корпусная лингвистика
    4
    "Внешняя", "интеллектуальная" разметка
    Нужна:
    для выявления взаимосвязи языка и условий его существования;
    для изучения отдельных подмножеств языка.

    Выделяют два класса факторов, влияющих на язык текстов:
    внешние, внеязыковые факторы (E - external);
    внутренние факторы (I - internal).
    ( См. Sinclair (1996). Preliminary recommendations on text typology. EAGLES Document EAG-TCWG-TTYP/P. http://www.ilc.pi.cnr.it/EAGLES96/texttyp/texttyp.html)

  • Лекция 4Корпусная лингвистика5"Внешняя", "интеллектуальная" разметка (продолж...

    5 слайд

    Лекция 4
    Корпусная лингвистика
    5
    "Внешняя", "интеллектуальная" разметка (продолжение)
    Синклер выделяет:
    три группы E-факторов:
    Е1 (origin) - факторы, относящиеся к созданию текста автором;
    E2 (state) - факторы, относящиеся к внешним признакам текста (включая устную или письменную речь);
    Е3 (aims) - факторы, относящиеся к причинам создания текста и его влиянию на аудиторию.
    и две группы I-факторов:
    I1 (topic) - предметная область текста;
    I2 (style) - стилистические особенности (стиль, жанр).

  • Лекция 4Корпусная лингвистика6Набор метаданных в «Национальном корпусе русско...

    6 слайд

    Лекция 4
    Корпусная лингвистика
    6
    Набор метаданных в «Национальном корпусе русского языка»
    Первый блок:
    автор текста: имя, пол, дата рождения (или примерный возраст);
    название текста;
    время и место создания текста (может указываться точно или приблизительно);
    объем текста: для художественных произведений принято, что обычная длина рассказа – менее 5 тыс. слов; обычная длина повести – от 5 до 15 тыс. слов; обычная длина романа – более 15 тыс. слов.
    Второй блок:
    параметры метаописания трех основных массивов текстов корпуса:
    художественных текстов;
    нехудожественных текстов;
    драматургии.

  • Лекция 4Корпусная лингвистика7Художественные тексты (в НКРЯ):жанр текста 
	не...

    7 слайд

    Лекция 4
    Корпусная лингвистика
    7
    Художественные тексты (в НКРЯ):
    жанр текста
    нежанровая проза, автобиографическая проза, детектив, детская литература, историческая проза, криминальная литература, приключения, фантастика, юмор и сатира
    тип текста
    автобиографическая проза, анекдот, ассоциа­тивная проза, боевик, детектив, очерк, литературное письмо, повесть, притча, пьеса, рассказ, роман, сказка, триллер, эпопея, эссе и др.;
    хронотоп текста
    приблизительное указание на место и время описываемых в тексте событий
    Реально предлагается следующее: древний Восток; Россия XVII в.; Россия XIX в.; Россия/СССР: советский период в целом; Россия, советский период – Германия 1920–1940-е годы; Россия/СССР – Европа 1960-1980-е годы; Россия/СССР: перестройка; Россия/СССР: советский и постсоветский период; Америка: современная жизнь; Израиль: современная жизнь; Средняя Азия: современная жизнь; ирреальный мир и др.
    Также может быть «хронотоп не определен».

  • Лекция 4Корпусная лингвистика8Нехудожественные тексты(в НКРЯ):тип текста
авт...

    8 слайд

    Лекция 4
    Корпусная лингвистика
    8
    Нехудожественные тексты
    (в НКРЯ):
    тип текста
    автобиография, акт, дневник, договор, доку­мент, закон, заметка, заявление, инструкция, информационное сообщение, кодекс, комментарий, листовка, обзор, объявление, отзыв, отчет, очерк, письмо, постановление, проповедь, путево­дитель, резюме, реклама, рекомендация, рецензия, рецепт, сочи­нение, справочник, статья, учебник, характеристика, хроника, эссе, юридический документ (включается также помета «тип не определен») и пр. (всего 62 параметра);

    тематика текста
    открытый список в 5 подмножествах: бизнес, коммерция, экономика, финансы; война и вооруженные конфликты; дом и домашнее хозяйство; здоровье и медицина; зрелища и развлечения; искусство; криминал; наука (по разделам и отраслям); политика и общественная жизнь; право; производ­ство; сельское хозяйство; спорт; природа; частная жизнь и т.п.

  • Лекция 4Корпусная лингвистика9Служебная, или «имплицитная» метаразметка (в НК...

    9 слайд

    Лекция 4
    Корпусная лингвистика
    9
    Служебная, или «имплицитная» метаразметка (в НКРЯ)
    «текст-стиль», при этом выделяются академический, научно-популярный, официально-деловой, нейтральный, сниженный, сниженный с элементами грубого просторечия и жаргона, архаизованный, индивидуально-авторский, диалектный и пр. (всего 21);
    аудитория-возраст;
    аудитория-уровень образования;
    аудитория-размер.

  • Лекция 4Корпусная лингвистика10Программа метаразметки Systemic Coder 
	Syste...

    10 слайд

    Лекция 4
    Корпусная лингвистика
    10
    Программа метаразметки
    Systemic Coder

    Systemic Coder - программа, облегчающая процесс метаописания корпуса текстов. Метаданные задаются на основе классификационной схемы.

    Программа состоит из 5 интерфейсов.
    Text Segmentation: разметка границ между сегментами текста;
    Scheme Management: настройка классификационной схемы;
    Coding: разметка текста;
    Review: просмотр размеченного текста;
    Statistics: интерфейс, позволяющий получить описательную статистику о тексте, или разделить его на две или более совокупности и статистически их сравнить.

  • Лекция 4Корпусная лингвистика11Деление текста на отдельные сегменты Интерфейс...

    11 слайд

    Лекция 4
    Корпусная лингвистика
    11
    Деление текста на отдельные сегменты
    Интерфейс Разметки текста. Текст, представлен в основном диалоговом окне - текстовое окно, слева расположен набор кнопок (панель инструментов).
    Интерфейс метаразметки текста позволяет разделить загруженный текстовый файл на сегменты.

  • Лекция 4Корпусная лингвистика12Классификационная схема Классификация состоит...

    12 слайд

    Лекция 4
    Корпусная лингвистика
    12
    Классификационная схема
    Классификация состоит из 3 частей:
    имя (system name): идентификатор схемы;
    признаки (features): варианты выбора;
    условия ввода (entry-condition).
    Расширенная классификационная схема:



  • Лекция 4Корпусная лингвистика13Создание и изменение классификационной схемы У...

    13 слайд

    Лекция 4
    Корпусная лингвистика
    13
    Создание и изменение классификационной схемы
    Управление классификационной схемой
    Добавить признак (Add Feature): добавление нового признака в схему.
    Переименование классификационной схемы (Rename System): изменение имени схемы.
    Удаление классификации (Delete System): удаление классификации из схемы. Примечание: все признаки принадлежащие схеме и любая классификация, зависящая от нее будут также удалены. В настоящее время функция “Отменить” отсутствует.
    Изменение условия ввода (Change Entry Condition): изменение условия ввода классификации с одного признака на другой.
    Игнорировать/Не игнорировать подсхему (Ignore/Unignore Subnet): [New] Отключение классификации. Отключенная классификация выделена серым цветом. Она будет проигнорирована в кодировке и статистическом анализе.
    Управление признаками
    Добавить классификацию (Add System): создание макета классификации
    Переименовать признак (Rename Feature): изменение имени признака
    Удалить признак (Delete Feature): удаление признака. Примечание: все признаки, принадлежащие классификации и любая классификация, зависящая от нее будут также удалены. В настоящее время функция “Отменить” отсутствует
    Редактирование примеров (Edit Realisations): [New] Вы можете добавить примеров, прикрепленных за признаками
    Показать примеры (Show Examples): [New] Выбрав эту опцию вы перемещаетесь в интерфейс Просмотра.

  • Лекция 4Корпусная лингвистика14Режим разметки

    14 слайд

    Лекция 4
    Корпусная лингвистика
    14
    Режим разметки

  • Лекция 4Корпусная лингвистика15Интерфейс пользователя для поиска по метаданны...

    15 слайд

    Лекция 4
    Корпусная лингвистика
    15
    Интерфейс пользователя для поиска по метаданным:
    Запросная форма НКРЯ для поиска по жанру текста:
    нежанровая проза
    автобиографическая проза
    детектив
    детская литература
    историческая проза
    криминальная литература
    приключения
    фантастика
    юмор и сатира

  • Лекция 4Корпусная лингвистика16Интерфейс пользователя для поиска по метаданны...

    16 слайд

    Лекция 4
    Корпусная лингвистика
    16
    Интерфейс пользователя для поиска по метаданным:
    Запросная формы НКРЯ для поиска по автору текста:
    Автор текста
    Пол:
    мужской
    женский
    любой
    Год рождения: от … до …

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 954 материала в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 20.11.2020 567
    • PPTX 443 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Усеинова Вероника Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Усеинова Вероника Валерьевна
    Усеинова Вероника Валерьевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 81920
    • Всего материалов: 220

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 326 человек

Мини-курс

Финансовые аспекты и ценности: концепции ответственного инвестирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство переговоров: стратегии и тактики в различных сферах жизни

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Дизайн-проектирование: практические и методологические аспекты

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе