Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
МОУ «Хомутовская средняя общеобразовательная школа № 1»
Символы в романе Ф.М. Достоевского
"Преступление и наказание"
Выполнила: Алексеева Л., ученица 11 класса
Руководитель: Алексеева В.В., учитель литературы
2 слайд
Тема: Символы в романе «Преступление и наказание»
Цель: рассмотреть символику «Преступления и наказания» как ключ к пониманию психологического романа Достоевского
Задачи:
1.разобраться в «лаборатории символов»;
2. проанализировать и выделить роль символов по их значению;
3. проследить, как значения символов соответствуют развитию сюжета и изменению состояния героя.
Гипотеза: доказать, что символы в произведении служат для утверждения мысли Достоевского о том, что «Основная мысль всего искусства … мысль христианская и высоконравственная; формула ее – восстановление погибшего человека, задавленного несправедливо гнетом обстоятельств. Эта мысль – оправдание униженных и всеми отринутых парий общества».
Актуальность: это на данном этапе остро современная книга, показавшая всеобщий идейный и социальный раскол, страшное падение личности и нравственности в пореформенном русском обществе, каким оно было во времена Достоевского и каким оно является сейчас.
3 слайд
фамилия
топор
часы отца
губительные
Старые серебряные часы.. на обратной стороне был изображен глобус
Но как только он опустил топор… родилась в нем сила
Слово “Раскольников” и нарицательное, ведь Миколка тоже “из раскольников”.
4 слайд
4
4
7
числовые
Квартира жертвы находится на четвёртом этаже здания.
Он вошёл в эту комнату (четвёртую по порядку)
В трёх шагах стреляет Дуня. «Вот три пятипроцентные билета»
«Старуха, ровно в семь часов вечера, останется дома одна.»
Сам роман семичленен (6 частей и эпилог)
Первые две части состоят из семи глав каждая.
«Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир».
3
11
: «Я поздно…
Одиннадцать часов есть?»
5 слайд
цветовые
жолтый
красный
зеленый
... "Мебель вся очень старая из желтого дерева... громовые картинки в желтых рамках..."
На ней был ее..бурнус и зеленый платок
Стояла укладка, обитая красным сафьяном... Сверху, под белою простыней, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром... Прежде всего он принялся было вытирать об красный гарнитур свои запачканные в крови руки".
6 слайд
пространственные
Угол России
город
порог
Переступил через порог
угол
«я тогда к себе в угол забился»
7 слайд
Город –трущоба.
Город – сказка.
Униженные
и
оскорбленные
Город – чудовище.
Город – дворец.
Петербург - символ страшного мира, где обездоленному, слабому нет спасения.
8 слайд
Петербург – город контрастов.
Пышность и серость, богатство и бедность.
Петербург великолепных дворцов и подвалов, чердаков грязных домов.
Город замкнут, чудовищно болен,
больны его обитатели.
Город - зловещий демон, ищущий грешные души.
9 слайд
пространственные
Угол России
город
порог
Переступил через порог
угол
комната-
шкаф
Каморка походила на шкаф
«я тогда к себе в угол забился»
10 слайд
пространственные
Угол России
город
порог
Переступил через порог
угол
лестница
Герои “мечутся” по лестнице жизни
комната-
шкаф
Каморка походила на шкаф
«я тогда к себе в угол забился»
11 слайд
Лестница была темная, узенькая, крутая, сырая, грязная и вся в помоях. Опять тот же сор, те же скорлупы, опять те же кухни, из которых несет чад и вонь.
На всех поворотах нагромождена была бездна всякого жилищного хлама. Так что чужой, попавши на эту лестницу, принуждаем был по ней с полчаса путешествовать, рискуя сломать себе ноги…
12 слайд
спасительные
Евангелие
двугривенный
два креста
спасительные
"Прими, батюшка, ради Христа".
Он сам попросил Евангелие у ней незадолго до болезни
Кипарисный, т .е.простонародный – это мой; у меня медный – это Лизаветин
13 слайд
«Я за своими крестами, Соня.
Сама же ты меня на перекресток посылала»
«Это, значит, символ того, что крест беру на себя, хе-хе! И точно, я до сих пор мало страдал! Кипарисный, то есть простонародный; медный - это Лизаветин, себе берешь, - покажи-ка?
«Вот бы те кстати теперь, право, те бы мне и надеть»,
Надеть как символ покаяния и крестной ноши искупления.
14 слайд
Я – воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек.
Марфа говорит: Господи, уже смердит: ведь ему четвертый день.
Говорит ей Иисус: воскреснет брат твой
Тогда взяли камень. Иисус…воззвал громким голосом: Лазарь выходи.
Евангелие от Иоана 11// 23, 41
15 слайд
Анализируя произведение, я убедилась, что символы несут в себе огромную нагрузку, помогая нам лучше понять то или иное событие, осознать авторский замысел.
Символы в художественном произведении имеют особое значение: как правило, они заключают в себе жизненные взгляды, представления, осмысления писателем философских проблем и их взаимосвязь с всеобщим мировым ходом.
Несмотря на то, что определенная часть символов может быть заимствованной, они наполняются сугубо индивидуальным смыслом, в чем и заключатся их значимость.
16 слайд
Литература:
1. Бахтин М. Проблема поэтики Достоевского.-М.,1972
2. Белик А.П. Художественные образы Достоевского. М., 1974.
3. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»-Москва, «Политиздат», 1986г
4. Кожинов В. «Преступление и наказание»
Ф. М. Достоевского.-В кн.: «Три шедевра русской классики». М., 1971
5. О символах Достоевского. Карасев Л.В. Интернет .
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 626 034 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Виниченко Наталья Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.