Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ
Поэма»Мцыри»
2 слайд
Эпиграф
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни к одному,
Но только пьяную тревогу,
Я променял бы, если б мог.
М.Ю.Лермонтов «Мцыри»
3 слайд
1.История создания поэмы.
2.Тема и идея произведения.
3.Значение эпиграфа.
Цель урока:
Познакомиться с историей создания поэмы.
Выявить структурные особенности произведения.
4 слайд
Ход урока
1.История создания поэмы.
В 1837 году Лермонтов задумался написать ,,записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится. Идеала…»Он встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребёнком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и генерал оставил его в монастыре. Маленький горец долго не мог привыкнуть к монастырской жизни, делал попытки убежать на родину. Однако ему пришлось смириться и провести жизнь в стенах древней обители.
Прообразом описанного в поэме монастыря стал монастырь Джвари, стоящей на горе напротив Свети Цховели, на другой стороне реки.
5 слайд
2.Выразительное чтение поэмы.
3.Беседа по прочитанной поэме:
а)каким вы представляете главного героя?
б)какие чувства вызывает у вас герой?
г)что увидел и узнал Мцыри о жизни во время скитаний?
д)что значит жить для героя?
ж)что же узнал Мцыри о себе ,очутившись на свободе?
з)почему ,несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаянием и безнадёжности?
6 слайд
4.Сопоставительный анализ.
Задание:
сравните высказывание И. Андронникова о Лермонтове с высказыванием Белинского о Мцыри. Обоснуйте мнение строчками поэмы.
«И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека-грустного, строгого,нежного,властного,скромного,смелого,благородного,язвительного,мечтательного,насмешливого,застенчивого,наделённого могучими страстямии волей и проницательным и беспощадным умом…»
(И.Андронников)
«Что за огненная душа,что за могучий дух,что за исполинская натура у этого Мцыри!Это любимый идеал нашего поэта,это отражение в поэзии тени его собственной личности»
(В.Г.Белинский)
7 слайд
5 .Выводы.
Тезисы:
1.В центре поэмы»Мцыри» не разочарованный индивидуалист, а сильный человек, жаждущий счастья и жизни. Для него характерно страстное стремление к слиянию с теми, кого он считает родным себе по духу.
2.Поэт воспевает не столько самого героя, сколько его идеалы. Ценность романтического героя определяется для автора характером и направленностью его протеста и мечты.
3.Пафосом поэмы было утверждение необходимости свободы для человека и отрицанием рабства и смирения.
8 слайд
ТЕСТ
1.Эпиграф к поэме М.Ю.Лермонтова взят:
а)былин
б)Библии
в)древнерусских летописей
2. В чём заключается смысл эпиграфа?
а)восстание против судьбы,против Бога
б)раскаяние, безнадёжное смирение
в)защита права человека на свободу
3.Определите жанр произведения
а)баллада
б)элегия
в)поэма-исповедь
4.Что можно назвать символом свободы в поэме?
а)степь
в)Кавказ
г)барс
5.Какова роль описаний природы в поэме «Мцыри»?
а)природа противопоставлена монастырю как свобода неволе
б)природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю
в)природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит
развитию сюжета
6.Какой момент в сюжете поэмы является центральным?
а)побег из монастыря
б)встреча с грузинкой
в)бой с барсом
г)гибель Мцыри
7. В исповеди Мцыри звучит
а)гнев,негодование
б)грусть,размышление
в)утверждение своей правоты
8.Почему местом действия поэмы выбран Кавказ?
а)проявляется любовь автора к Кавказу
б)природа Кавказа сродни натуре главного героя
в)связь с историей России
9.В чём заключается основная идея произведения?
а)тоска по воле
б)утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти
в)призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 625 823 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Куликова Елена Робертовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
5 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.