Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
М.Е.Салтыков-Щедрин
27 января1826-1889
2 слайд
"Его имя останется в истории не только как имя самого великого памфлетиста, которого когда-либо знала Россия, но и как имя великого гражданина, не дававшего ни пощады, ни отдыха угнетателям мысли.
Щедрин действительно жил только своим временем, но как хорошо сказал Гете: "Кто жил для своего времени, тот жил для всех времен."
3 слайд
Михаил Евграфович родился в дворянской помещичьей семье. Детские годы, проведенные в грубой крепостнической среде, оказали огромное воздействие на его творчество. Учился в Московском дворянском институте, откуда в 1838 как лучшего ученика его перевели в Царскосельский лицей. Здесь Салтыков-Щедрин серьезно увлекся литературой. С 1844г. после окончания лицея служил в канцелярии Военного министерства. В это время им были написаны первые повести "Противоречие" и "Запутанное дело", вызвавшие недовольство властей острой социальной направленностью, в 1848 Салтыков-Щедрин был выслан на службу в Вятку за "вредный образ мыслей". Занимал должности старшего чиновника, советника губернского правления. Вернулся в Петербург, где своими "Губернскими очерками" (подписанными псевдонимом Н. Щедрин) он приобрел громкую славу.
4 слайд
Спас-Угол Тверской губернии
5 слайд
История создания
Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 1886 году.
К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.
6 слайд
Жанровое своеобразие
В жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой. Они аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует» их.
Важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
7 слайд
Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние», в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм).
«Премудрый пискарь»
8 слайд
Художественные особенности
Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и гротеск. Большую роль в сказках играет также прием антитезы и философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не водят, но и от современников не получают похвалы»).
«Медведь на воеводстве»
9 слайд
К жанру литературной сказки в XIX веке обращались многие писатели: Л.Н.Толстой, В.М.Пришвин, В.Г.Короленко, Д.Н.Мамин-Сибиряк. Главная особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина заключается в том, что фольклорный жанр в них используется для создания «эзоповского» повествования о жизни русского общества в 1880-е годы. Отсюда их основная тематика (власть, интеллигенция, народ) и проблематика (взаимоотношения народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения). Заимствуя из русских народных сказок образы (прежде всего животных) и приемы (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы), М.Е.Салтыков-Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. При этом ирония, гипербола, гротеск, а также другие художественные приемы служат писателю для обличения не только социальных, но и общечеловеческих пороков.
10 слайд
«Дикий помещик»
11 слайд
«Повесть о том как один мужик двух
генералов прокормил»
12 слайд
«Премудрый пискарь»
13 слайд
«Верный Трезор»
14 слайд
"ВОРОН-ЧЕЛОБИТЧИК"
15 слайд
«Медведь на воеводстве»
16 слайд
«Орел-меценат»
17 слайд
ВИКТОРИНА
1. Какое учебное заведение, в котором он сам учился, Салтыков-Щедрин впоследствии назвал «рассадником министров»?
18 слайд
ВИКТОРИНА
2. Какой период своего жизненного пути Салтыков-Щедрин считал «великой школой жизни»?
19 слайд
ВИКТОРИНА
3. Историю какого вымышленного города написал Салтыков-Щедрин, указав точные даты его существования?
20 слайд
ВИКТОРИНА
4. На какие реальные города похож щедринский город, если известно, что, с одной стороны, он основан на болоте, а с другой — построен на семи холмах?
21 слайд
ВИКТОРИНА
5. Какие журналы редактировал Салтыков-Щедрин вместе с Некрасовым?
22 слайд
ВИКТОРИНА
6. Если гоголевский «смех сквозь слёзы», то как можно определить щедринский?
23 слайд
ВИКТОРИНА
7. Как называл писатель «рабскую манеру», полную иносказаний, недомолвок и оговорок, к которой вынужден был прибегать?
24 слайд
ВИКТОРИНА
8. В прощальном письме к сыну перед смертью Салтыков-Щедрин писал: «Паче всего люби родную ... и звание ... предпочитай всякому другому». Какие слова пропущены?
25 слайд
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
26 слайд
Презентацию подготовили:
учитель русского языка и литературы
Ошуркова
Светлана Ивановна
ученики 10 а класса
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 662 891 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Иванова Евдокия Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
10 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.