Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Пуськи бятые
или
птенцы жадные?
Автор:
Струняшев Дмитрий
ученик 3А класса
МОУ СОШ №3
2 слайд
Тема проекта:
«Исследование лексического
и
грамматического значения слов
языка сказки
Л. Петрушевской «Пуськи бятые»
3 слайд
Цель проекта:
определить части речи в сказке;
выявить возможные значения «слов», составить словарик и перевести сказку на реальный русский язык.
4 слайд
Мои предположения:
Трудно определить лексические значения «слов» в сказке.
Признаки частей речи в сказке определить можно точно.
5 слайд
Ход работы:
Выписать все слова из сказки;
Определить по определенным признакам к какой части речи относится каждое слово;
Выявить возможные значения «слов»;
Составить словарик;
Перевести сказку на русский язык;
Сделать вывод.
6 слайд
Служебные части речи:
предлоги С, ПО, НА, В, ОБ, ЗА, БЕЗ;
союзы И, А;
частицу НЕ - автор Л.Петрушевская в своей сказке сохранила без изменения.
7 слайд
Имена существительные
(обозначают предмет)
Калуша – (кто?), одушев., нариц., ж.р., ед.ч.
Калушата – (кто?), одушев., нариц., мн.ч.
Напушка – (что?), неодушев., нариц., ж.р., ед.ч.
Бутявка – (кто?), одушев., нариц., ж.р., ед.ч.
Пуськи – (кто?), одушев., нариц., мн.ч.
8 слайд
Имена прилагательные
(обозначают признак предмета)
Некузявая – (какая?), ж.р., ед.ч., окончание –АЯ, зависит от сущ.: бутявка (какая?) некузявая.
Дюбые – (какие?), мн.ч. окончание –ЫЕ, зависит от сущ.: бутявки (какие?) дюбые.
Бятые – (какие?), мн.ч., окончание –ЫЕ, зависит от сущ.: пуськи (какие?) бятые.
9 слайд
Глаголы
Сяпала- (что делала?), в форме прош. вр., ед.ч., ж.р.
Увазила – (что сделала?), в форме прош.вр., ед.ч.,ж.р.
Волит – (что делает?), в форме наст. вр., ед.ч.
Присяпали – (что сделали?), в форме прош.вр., мн.ч.
Стрямкали – (что сделали?), в форме прош.вр., мн.ч.
Подудонились – (что сделали?), в форме прош.вр.,мн.ч.
Вычучили – (что сделали?), в форме прош.вр., мн.ч.
Вздребезнулась – (что сделала?), в форме прош.вр., ед.ч., ж.р.
Сопритюкнулась – (что сделала?), в форме прош.вр., ед.ч..ж.р.
Усяпала – (что сделала?), в форме прош.вр.,ед.ч., ж.р.
10 слайд
Сяпала — шла, чапала (разг.), летела.
Калуша — кукушка, курица, Клара (ворона).
Калушата — детёныши калуши.
Напушка — опушка, поляна.
Увазила — поймала, подхватила, ударила, указала.
Волит — говорит, кричит.
Бутявка — божья коровка, букашка.
Присяпали — подумали, испугались, присели, задумались.
Стрямкали — съели, склевали.
Подудонились — поссорились, подавились, поперхнулись.
Некузявая — невкусная, несъедобная.
Вычучили — выплюнули, вынули, бросили.
Дюбые — добрые, милые, ядовитые
Зюмо-зюмо — очень-очень, самые-самые.
Сопритюкнулись — поднялись.
Вздребезнулась — очнулась, отряхнулась.
Пуськи — птицы, птенцы.
Бятые — обманутые, жадные, обиженные, глупые.
Словарик
11 слайд
Перевод №1
Шла курица с цыплятами по опушке. Подхватила божью коровку и говорит:
- Цыплята! Цыпляточки! Божья коровка!
Цыплята присели и божью коровку склевали. И подавились.
А курица говорит:
- Оее! Оее! Божья коровка-то несъедобная!
Цыплята божью коровку выплюнули.
Божья коровка поднялась, отряхнулась и улетела с опушки.
А курица говорит цыплятам:
- Цыпляточки! Не ешьте божьих коровок, божьи коровки добрые и очень-очень невкусные. От божьих коровок давятся.
А божья коровка говорит за опушкой:
- Цыплята подавились! Очень невкусные! Обманутые птенцы!
12 слайд
Перевод №2
Летела ворона с воронятами по опушке. Подхватила божью коровку и говорит:
- Воронята! Вороняточки! Божья коровка!
Воронята подумали и решили божью коровку склевать.
И поссорились.
А ворона говорит:
- Оее! Оее! Божья коровка-то несъедобная!
Воронята божью коровку бросили.
Божья коровка поднялась, отряхнулась и улетела с опушки.
Ворона говорит воронятам:
- Вороняточки! Не ешьте божьих коровок, божьи коровки добрые и самые-самые невкусные. От божьих коровок ссорятся.
А божья коровка кричит за опушкой:
- Воронята подавились! «Самые невкусные!» Птицы жадные!
13 слайд
Вывод
Самостоятельные части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы - к которым относятся сконструированные писательницей «слова», а также их признаки определяются очень точно.
Невозможно точно определить лексические значения «слов» в сказке. Предположения тех, кто её прочитал, оказались различными.
14 слайд
Спасибо за внимание!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 663 802 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Фефелова Татьяна Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.