Инфоурок Другое ПрезентацииКонцепция мира и человека в творчестве Ф.И.Тютчева

Концепция мира и человека в творчестве Ф.И.Тютчева

Скачать материал
Скачать материал "Концепция мира и человека в творчестве Ф.И.Тютчева"

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Режиссер-постановщик

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Концепция мира и человека в творчестве Ф.И.Тютчева

    1 слайд

    Концепция мира и человека в творчестве Ф.И.Тютчева

  • Содержание урокаСвоеобразие поэтического мира Ф.И.Тютчева
Философские мотивы...

    2 слайд

    Содержание урока
    Своеобразие поэтического мира Ф.И.Тютчева
    Философские мотивы в лирике Тютчева
    Тема природы в лирике Тютчева
    Тема истории
    Тема любви: автобиографичность и философичность лирики
    «Денисьевский» цикл
    Художественные особенности лирики Тютчева

  • Философские мотивы в лирике Тютчева
Для лирики Тютчева характерен мотив пости...

    3 слайд

    Философские мотивы в лирике Тютчева

    Для лирики Тютчева характерен мотив постижения Вселенной. В основе мирозданья, по мнению поэта , лежит «древний хаос».

    Мир, в котором мы живём, - лишь «златотканый покров».

    Одним из основных является мотив призрачности бытия: жизнь проходит, остаются лишь воспоминания, которые со временем тоже исчезают.

    В лирике Тютчева сильны мотивы одиночества, невозможности познания, ограниченности человеческого разума.

  • НАТУРФИЛОСОФИЯ – философия природы, умозрительное толкование природы, рассм...

    4 слайд

    НАТУРФИЛОСОФИЯ –

    философия природы, умозрительное толкование природы, рассматриваемое в целостности (нередко включая также и человека, особенно его телесное начало )

  • «День и ночь»         На мир...

    5 слайд

    «День и ночь»
    На мир таинственный духов,
    Над этой бездной безымянной,
    Покров наброшен златотканый
    Высокой волею богов.
    День - сей блистательный покров-
    День, земнородных оживленье,
    Души болящей исцеленье,
    Друг человеков и богов!
    Но меркнет день - настала ночь;
    Пришла - и, с мира рокового
    Ткань благодатную покрова
    Сорвав, отбрасывает прочь...
    И бездна нам обнажена
    С своими страхами и мглами,
    И нет преград меж ей и нами-
    Вот отчего нам ночь страшна!

    <Начало 1839>



  • СНЫ 
Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами... 
Нас...

    6 слайд

    СНЫ
    Как океан объемлет шар земной,
    Земная жизнь кругом объята снами...
    Настанет ночь - и звучными волнами
        Стихия бьет о берег свой.
    То глас ее: он нудит нас и просит...
    Уж в пристани волшебный ожил челн;
    Прилив растет и быстро нас уносит
        В неизмеримость темных волн.
    Небесный свод, горящий славой звездной,
    Таинственно глядит из глубины,-
    И мы плывем, пылающею бездной
        Со всех сторон окружены.



  • «Как хорошо ты, о море ночное…»Как хорошо ты, о море ночное, — Здесь лучезар...

    7 слайд

    «Как хорошо ты, о море ночное…»
    Как хорошо ты, о море ночное, —
    Здесь лучезарно, там сизо-темно...
    В лунном сиянии, словно живое,
    Ходит, и дышит, и блещет оно...
    На бесконечном, на вольном просторе
    Блеск и движенье, грохот и гром...
    Тусклым сияньем облитое море,
    Как хорошо ты в безлюдье ночном!
    Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
    Чей это праздник так празднуешь ты?
    Волны несутся, гремя и сверкая,
    Чуткие звезды глядят с высоты.
    В этом волнении, в этом сиянье,
    Весь, как во сне, я потерян стою —
    О, как охотно бы в их обаянье
    Всю потопил бы я душу свою...

  • «О чём ты воешь , ветр  ночной?»О чем ты воешь, ветр ночной? 
О чем так сетуе...

    8 слайд

    «О чём ты воешь , ветр ночной?»
    О чем ты воешь, ветр ночной?
    О чем так сетуешь безумно?..
    Что значит странный голос твой,
    То глухо-жалобный, то шумно?
    Понятным сердцу языком
    Твердишь о непонятной муке-
    И роешь, и взрываешь в нем
    Порой неистовые звуки!..
    О! страшных песен сих не пой
    Про древний хаос, про родимый!
    Как жадно мир души ночной
    Внимает повести любимой!
    Из смертной рвется он груди,
    Он с беспредельным жаждет слиться!..
    О! бурь заснувших не буди-
    Под ними хаос шевелится!..

    Начало 1830-х гг.

  • «Фонтан»Смотри, как облаком живым 
Фонтан сияющий клубится; 
Как пламенеет, к...

    9 слайд

    «Фонтан»
    Смотри, как облаком живым
    Фонтан сияющий клубится;
    Как пламенеет, как дробится
    Его на солнце влажный дым.
    Лучом поднявшись к небу, он
    Коснулся высоты заветной-
    И снова пылью огнецветной
    Ниспасть на землю осужден.
    О смертной мысли водомет,
    О водомет неистощимый!
    Какой закон непостижимый
    Тебя стремит, тебя метёт?
    Как жадно к небу рвешься ты!..
    Но длань незримо-роковая
    Твой луч упорный, преломляя,
    Свергает в брызгах с высоты.

    <Апрель 1836>

  • Пейзажная лирика ТютчеваСтихи Тютчева - тонкие наблюдения художника-пейзажист...

    10 слайд

    Пейзажная лирика Тютчева
    Стихи Тютчева - тонкие наблюдения художника-пейзажиста, но главное в них - чувства и мысли, которые природа возбуждает в человеке.


    Очень часто пейзажные стихи имеют и прямой, и иносказательный смысл, связанный с миром человеческой души.

  • ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА 

Люблю грозу в начале мая,Когда весенний, первый гром,Как б...

    11 слайд

    ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА

    Люблю грозу в начале мая,
    Когда весенний, первый гром,
    Как бы резвяся и играя,
    Грохочет в небе голубом.

    Гремят раскаты молодые!
    Вот дождик брызнул, пыль летит...
    Повисли перлы дождевые,
    И солнце нити золотит...

    С горы бежит поток проворный,
    В лесу не молкнет птичий гам,
    И гам лесной, и шум нагорный
    Все вторит весело громам...

    Ты скажешь: ветреная Геба,
    Кормя Зевесова орла,
    Громокипящий кубок с неба,
    Смеясь, на землю пролила!

  • «Как сладко дремлет сад тёмно-зелёный…»Как сладко дремлет сад темно-зеленый,...

    12 слайд

    «Как сладко дремлет сад тёмно-зелёный…»
    Как сладко дремлет сад темно-зеленый,
    Объятый негой ночи голубой!
    Сквозь яблони, цветами убеленной,
    Как сладко светит месяц золотой!..
    Таинственно, как в первый день созданья,
    В бездонном небе звездный сонм горит,
    Музыки дальной слышны восклицанья,
    Соседний ключ слышнее говорит...
    На мир дневной спустилася завеса,
    Изнемогло движенье, труд уснул...
    Над спящим градом, как в вершинах леса,
    Проснулся чудный еженощный гул...
    Откуда он, сей гул непостижимый?..
    Иль смертных дум, освобожденных сном,
    Мир бестелесный, слышный, но незримый,
    Теперь роится в хаосе ночном?..





  • ПОСЛЕДНИЙ КАТАКЛИЗМ 
Когда пробьет последний час природы, 
Состав частей разр...

    13 слайд

    ПОСЛЕДНИЙ КАТАКЛИЗМ
    Когда пробьет последний час природы,
    Состав частей разрушится земных:
    Все зримое опять покроют воды,
    И божий лик изобразится в них!


  • Тема историиОсновной комплекс переживаний лирического героя, воплощённый в на...

    14 слайд

    Тема истории
    Основной комплекс переживаний лирического героя, воплощённый в натурфилософской лирике, характерен и для исторических стихов Тютчева.


    Исходя из идеи Шеллинга о происхождении мира из бездны, тёмной бессознательной основы Вселенной, - «мировой воли», которая приводит все космические силы к преодолению воли индивидуальной.


    Тютчев представляет историю как величественное и непостижимое зрелище, игру сверхъестественных сил.

  • SILENTIUM! 
Молчи, скрывайся и таи 
И чувства и мечты свои- 
Пускай в душевно...

    15 слайд

    SILENTIUM!
    Молчи, скрывайся и таи
    И чувства и мечты свои-
    Пускай в душевной глубине
    Встают и заходят оне
    Безмолвно, как звезды в ночи,-
    Любуйся ими - и молчи.
    Как сердцу высказать себя?
    Другому как понять тебя?
    Поймет ли он, чем ты живешь?
    Мысль изреченная есть ложь.
    Взрывая, возмутишь ключи,-
    Питайся ими - и молчи.
    Лишь жить в себе самом умей-
    Есть целый мир в душе твоей
    Таинственно-волшебных дум;
    Их оглушит наружный шум,
    Дневные разгонят лучи,-
    Внимай их пенью - и молчи!..

    <1830>

  • Амалия КрюденерК. Б. 
Я встретил вас - и все былое 
В отжившем сердце ожило;...

    16 слайд

    Амалия Крюденер
    К. Б.
    Я встретил вас - и все былое
    В отжившем сердце ожило;
    Я вспомнил время золотое-
    И сердцу стало так тепло...
    Как поздней осени порою
    Бывают дни, бывает час,
    Когда повеет вдруг весною
    И что-то встрепенется в нас,-
    Так, весь обвеян дуновеньем
    Тех лет душевной полноты,
    С давно забытым упоеньем
    Смотрю на милые черты...
    Как после вековой разлуки,
    Гляжу на вас, как бы во сне,-
    И вот - слышнее стали звуки,
    Не умолкавшие во мне...
    Тут не одно воспоминанье,
    Тут жизнь заговорила вновь,-
    И то же в вас очарованье,
    И та ж в душе моей любовь!..

    26 июля 1870

  • Элеонора  Тютчева (Петерсон)«Ещё томлюсь тоской желаний...»
Еще томлюсь тос...

    17 слайд

    Элеонора Тютчева (Петерсон)
    «Ещё томлюсь тоской желаний...»



    Еще томлюсь тоской желаний,
    Еще стремлюсь к тебе душой -
    И в сумраке воспоминаний
    Еще ловлю я образ твой...
    Твой милый образ, незабвенный,
    Он предо мной везде, всегда,
    Недостижимый, неизменный,
    Как ночью на небе звезда...


  • Эрнестина Фёдоровна Тютчева (Дёрнберг)Она сидела на полу 
И груду писем разби...

    18 слайд

    Эрнестина Фёдоровна Тютчева (Дёрнберг)
    Она сидела на полу
    И груду писем разбирала-
    И, как остывшую золу,
    Брала их в руки и бросала-
    Брала знакомые листы
    И чудно так на них глядела-
    Как души смотрят с высоты
    На ими брошенное тело...
    О, сколько жизни было тут,
    Невозвратимо-пережитой!
    О, сколько горестных минут,
    Любви и радости убитой!..
    Стоял я молча в стороне
    И пасть готов был на колени,-
    И страшно грустно стало мне,
    Как от присущей милой тени.

    <Апрель> 1858

  • Елена Александровна ДенисьеваО, как убийственно мы любим, 
Как в буйной слепо...

    19 слайд

    Елена Александровна Денисьева
    О, как убийственно мы любим,
    Как в буйной слепоте страстей
    Мы то всего вернее губим,
    Что сердцу нашему милей!
    Давно ль, гордясь своей победой,
    Ты говорил: она моя...
    Год не прошел - спроси и сведай,
    Что уцелело от нея?
    Куда ланит девались розы,
    Улыбка уст и блеск очей?
    Все опалили, выжгли слезы
    Горячей влагою своей.
    Ты помнишь ли, при вашей встрече,
    При первой встрече роковой,
    Ее волшебны взоры, речи
    И смех младенческо-живой?
    И что ж теперь? И где ж все это?
    И долговечен ли был сон?
    Увы, как северное лето,
    Был мимолетным гостем он!
    Судьбы ужасным приговором
    Твоя любовь для ней была,
    И незаслуженным позором
    На жизнь ее она легла!
    Жизнь отреченья, жизнь страданья!
    В ее душевной глубине
    Ей оставались вспоминанья...
    Но изменили и оне.
    И на земле ей дико стало,
    Очарование ушло...
    Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
    То, что в душе ее цвело.
    И что ж от долгого мученья,
    Как пепл, сберечь ей удалось?
    Боль злую, боль ожесточенья,
    Боль без отрады и без слез!
    О, как убийственно мы любим!
    Как в буйной слепости страстей
    Мы то всего вернее губим,
    Что сердцу нашему милей!..

    Первая половина 1851




  • Любовная лирика – не частая гостья в творчестве Тютчева. Но он остаётся верен...

    20 слайд

    Любовная лирика – не частая гостья в творчестве Тютчева. Но он остаётся верен себе – любовная драма переведена в философскую плоскость. В центре стихотворения – не образ возлюбленной, а проблема любви.

  • * * * 
Все отнял у меня казнящий бог: 
    Здоровье, силу воли, воздух, сон,...

    21 слайд

    * * *
    Все отнял у меня казнящий бог:
        Здоровье, силу воли, воздух, сон,
    Одну тебя при мне оставил он,
        Чтоб я ему еще молиться мог.

  • Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать –...

    22 слайд

    Умом Россию не понять,
    Аршином общим не измерить:
    У ней особенная стать –
    В Россию можно только верить…

  • Лирический герой ТютчеваЦентром поэтического мира Тютчева является образ мысл...

    23 слайд

    Лирический герой Тютчева
    Центром поэтического мира Тютчева является образ мыслителя.
    К Тютчеву -поэту особенно применимо выражение французского философа

    Р.Декарта: «Cogeto, ergo sam»
    (Я мыслю, следовательно, существую»).


    Лирика Тютчева философична. Этим объясняется появление основной жанровой формы - фрагмента.
    В поэзии Тютчева часты архаизмы и эпитеты. Последнее восходит к традиции Державина.

  • «О Тютчеве не спорят, - справедливо писал И.С.Тургенев, - кто его не чувств...

    24 слайд

    «О Тютчеве не спорят, -
    справедливо писал И.С.Тургенев, -
    кто его не чувствует,
    тем самым доказывает,
    что не чувствует поэзии».

  • Темы творческих работ Стихотворение Ф.И.Тютчева «Ещё земли печален вид». Восп...

    25 слайд

    Темы творческих работ
    Стихотворение Ф.И.Тютчева «Ещё земли печален вид». Восприятие, истолкование, оценка.
    Стихотворение Ф.И.Тютчева «Silentium!». Восприятие, истолкование, оценка.
    Стихотворение Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Восприятие, истолкование, оценка.
    Стихотворение Ф.И.Тютчева «К.Б.» (Я встретил вас - и всё былое…). Восприятие, истолкование, оценка.
    Человек и природа в лирике Тютчева.
    В чём трагизм мировосприятия лирического героя Ф.И.Тютчева?
    Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева.

  • Обзор интернет-ресурсовwww. Litera.ru
Ф.И.Тютчев .Все стихи на одной странице...

    26 слайд

    Обзор интернет-ресурсов
    www. Litera.ru
    Ф.И.Тютчев .Все стихи на одной странице

    www. Bryanskobl.ru
    Музей-усадьба в селе Овстуг

    http:// arw.asu.ru/
    Анализ стихотворения «Последний катаклизм»

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 042 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Социальный проект «Школьная газета «Краснозвездинская СОШ (Среда Обитания Школьников)»»
  • Учебник: «Основы учебно-исследовательской деятельности: учебное пособие для среднего профессионального образования», Байкова Л.А.
  • Тема: Приложение 11. Требования к оформлению текста методических рекомендаций
  • 28.12.2020
  • 1440
  • 0
«Основы учебно-исследовательской деятельности: учебное пособие для среднего профессионального образования», Байкова Л.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.06.2020 1030
    • PPTX 2.4 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шитикова Татьяна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 131010
    • Всего материалов: 236

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Мини-курс

Российское движение школьников (РДШ): воспитательная работа

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Психология общения: эффективное общение и решение конфликтов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 835 человек из 78 регионов
  • Этот курс уже прошли 377 человек

Мини-курс

Психология развития и воспитания детей: особенности и подходы

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 15 регионов