Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Судьба поколения 30-х годов в лирике М.Ю.Лермонтова.
Подготовка к классному сочинению
Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
2 слайд
Цель урока
Обучение анализу стихотворения
Анализ стихотворения «Дума»
Рекомендации по подготовке к сочинению
3 слайд
Эпиграф к уроку
Печально я гляжу на наше поколенье…
М.Ю.Лермонтов
4 слайд
Работа с опорной схемой
Судьба поколения 30-х годов в лирике Лермонтова
Узко литературный Историко-культурная
контекст перспектива
Общий романтический Расцвет творчества
конфликт Мечты и Лермонтова приходится
реальности на эпоху «безвременья»
(А.И.Герцен), это ощущается
поэтом как личная трагедия
5 слайд
Реализация домашнего задания
Расшифруйте аллегорию, содержащуюся в стихотворении «Поэт».
За что критикует поэта (характерно, что себя лирический герой не отождествляет с таким «поэтом») лирический герой стихотворения «Не верь себе»?
Как автор показывает, что бытие «толпы» достойно глубокого осмысления?
6 слайд
Анализ стихотворения «Дума»
Задание: составить цитатную характеристику поколения.
«Богаты… ошибками отцов»
«К добру и злу постыдно равнодушны»
«Перед опасностью… малодушны»
«Перед властию… рабы»
«Иссушили ум наукою бесплодной»
«И ненавидим мы, и любим мы случайно»
7 слайд
Вопросы для беседы
Какая жизнь такое поколенье?
Относит ли себя лирический герой к этому поколению?
8 слайд
Вывод
Самым страшным врагом своего времени Лермонтов считал мертвую душу, сонную волю и рабскую психологию.
Гражданский пафос «Думы» не вызывает сомнения, и в ней есть внутренняя перекличка не только с сокровенными раздумьями лирического героя о себе, но и с произведениями открытого социального протеста.
9 слайд
Рекомендации по подготовке к классному сочинению-рассуждению
Учащимся можно предложить следующую тему для сочинения:
«Идеальная взаимосвязь стихотворений М.Ю.Лермонтова «Бородино» (1837) и «Дума» (1838)»
10 слайд
План для обсуждения
Раздумья Лермонтова о судьбах своего поколения – сквозная тема в лирике М.Ю.Лермонтова.
В стихотворении «Дума и «Бородино» выражена общая мысль – упрек поколению 30-х годов 19 века.
1. Героизм и мужество участников Отечественной войны 1812 года в смертельной схватке с врагом; позорное малодушие перед опасностью поколения 30-х годов.
2. Единодушие и сплоченность героев 1812 года; полная разобщенность поколения 30-х годов.
3. Герои 1812 года навсегда останутся в памяти народной; поколение 30-х годов «потомок оскорбит презрительным стихом».
III. Гражданская направленность рассматриваемых стихотворений: эти два стихотворения выражали жалобу поэта «на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависти к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел» (В.Г.Белинский).
11 слайд
Завершающие вопросы
Правильно ли определена взаимосвязь между частями сочинения?
Чем определяется полнота и глубина в раскрытии каждой части сочинения?
12 слайд
Домашнее задание
Составить черновой вариант работы.
Подобрать эпиграф к сочинению.
13 слайд
Использованные ресурсы
Литература, 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 1 и 2/ под редакцией Г.И.Беленького – М.: Мнемозина, 2008.
Сборники сочинений М.Ю.Лермонтова.
И.В.Золотарева, О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева, Поурочные разработки по литературе, 9 класс, М., «Вако», 2001.
14 слайд
Благодарю за сотрудничество
Желаю удачи!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 664 139 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Фролова Галина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.