Инфоурок Другое ПрезентацииСюжетно-композиционные особенности повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

Сюжетно-композиционные особенности повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

Скачать материал
Скачать материал "Сюжетно-композиционные особенности повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»"

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по выставочной деятельности

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Панорамный урок 
по русской литературе 
в 6 классе
Сюжетно-композиционные осо...

    1 слайд

    Панорамный урок
    по русской литературе
    в 6 классе

    Сюжетно-композиционные особенности
    повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

    Тип урока: урок – исследование

  • Ожидаемый результат: учащиеся научатся проводить частичный литературоведческ...

    2 слайд


    Ожидаемый результат: учащиеся научатся проводить частичный литературоведческий анализ: выявление сюжетно-композиционных особенностей произведения и их влияние на раскрытие темы и идеи произведения, будет сформулирована и осмыслена основная идея произведения А.С.Пушкина «Станционный смотритель».
     


    Методы: эвристический, когнитивный, наглядно-иллюстративный, словесный, частично-поисковый, исследовательский.
     
    Оборудование: интерактивная доска, опорный конспект, фрагменты видеофильма, презентация, иллюстрации к “Станционному смотрителю”, репродукция картины Рембрандта “Возвращение блудного сына”, раздаточный материал.

  • Цели и задачи урока:
Научить литературоведческому анализу произведения на осн...

    3 слайд

    Цели и задачи урока:
    Научить литературоведческому анализу произведения на основе повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

    Показать взаимосвязь сюжетно-композиционной организации и идейно-тематического уровня повести.

    Выяснить, каково решение темы “блудных детей” в “Станционном смотрителе”; сравнить его с библейской “Притчей о блудном сыне”.

    Продолжать работу по формированию речевых навыков

    Вызвать у детей чувство сострадания к брошенным родителям, заставить их задуматься над своим отношением к собственным родителям. Воспитание чувства ответственности за свои поступки.

  • Организационный момент.

Цель этапа: настроить учеников на восприятие и 
акт...

    4 слайд


    Организационный момент.

    Цель этапа: настроить учеников на восприятие и
    активное участие в работе над произведением.
    Постановка задачи урока перед учениками.

  • 2.Разминка. Тренинг по теории литературы.

Научное обоснование: 
Эта форма ра...

    5 слайд

    2.Разминка. Тренинг по теории литературы.

    Научное обоснование:
    Эта форма работы поможет сосредоточиться на проблеме урока, обострит произвольное внимание и улучшит мыслительные операции, повысит мотивацию учащихся.
    На этом этапе задания направлены на развитие мышления, внимания, совершенствование теоретических знаний по литературе, выявление основных составляющих литературных понятий: притча, повесть, сюжет.

    Методы: частично-поисковый, словесно-логический.

  • Задание №1 – средний уровень сложности: восстановить определение понятия «пов...

    6 слайд

    Задание №1 – средний уровень сложности: восстановить определение понятия «повесть».
    Повесть - _________ жанр, ____________ по объему, тяготеющий к ____________ сюжету,
    воспроизводящему __________ __________ жизни.
    Лишенный интриги сюжет сосредоточен вокруг _______ _________,
    личность и судьба которого раскрываются в пределах _________ ______.

    Проблемный вопрос – высокий уровень сложности:
    на какие основные признаки повести следует обратить особое внимание и почему?

  • Задание №2 – средний уровень сложности: восстановить понятие «притча», указат...

    7 слайд

    Задание №2 – средний уровень сложности: восстановить понятие «притча», указать его основную особенность.
    Притча - это ______ _______ рассказ в _______-__________ литературном жанре, заключающий в себе _______ или _____ поучение.
    Задание №3 –высокий уровень сложности: связать тему урока с данными понятиями,
    выделяя основные их составляющие.

    Данное задание звучит как итог Разминки.

  • 2. Проверка домашнего задания: построить композицию повести «Станционный смот...

    8 слайд

    2. Проверка домашнего задания: построить композицию повести «Станционный смотритель»

    Цель этапа: подвести учащихся к выявлению особенностей построения произведения и сюжета повести, начать исследовательскую деятельность на уроке.


    Композиция повести «Станционный смотритель»:
    1. Рассуждения автора о станционных смотрителях.
    2. Первая встреча с Самсоном Выриным и его дочерью.
    3. Вторая встреча. Рассказ Самсона Вырина о Дуне.
    4. Третий приезд повествователя. Рассказ мальчика о барыне.

    Проблемный вопрос: какую роль в повествовании
    играет Притча?

  • 3. Организация исследовательской деятельности на уроке по выявлению особеннос...

    9 слайд

    3. Организация исследовательской деятельности на уроке по выявлению особенностей композиции повести «Станционный смотритель».

    Работа с таблицей, сопоставительный анализ.

    Научное обоснование: на этом этапе работы используется дифференцированный метод, ученики самостоятельно проводят сопоставительный анализ Притчи о блудном сыне и повести «Станционный смотритель». Данный вид работы направлен на развитие мышления, исследовательских навыков,
    умения систематизировать материал, сопоставлять, делать выводы, совершенствует научные взгляды.
     
    Методы: частично-поисковый, словесно-логический, исследовательский,
    наглядно-иллюстративный, когнитивный.

  • Задание № 1: провести сравнение Притчи и  повести на сюжетном уровне.
 

    10 слайд

    Задание № 1: провести сравнение Притчи и повести на сюжетном уровне.
     

  • Задание № 2: подготовить ответы (в которых выскажите собственный взгляд на пр...

    11 слайд

    Задание № 2: подготовить ответы (в которых выскажите собственный взгляд на проблему) на следующие вопросы: каким вы видите финал повести, где он счастливее? Зачем А.С.Пушкин в основе произведения использует Притчу?

    В помощь учениками дается слайд с репродукциями по повести “Станционный смотритель”, картины Рембрандта “Возвращение блудного сына”
    Цель использования наглядности:

    воздействие на эмоциональное состояние учащихся,

    воссоздание образной картины .

  • Иллюстрация М.В. Добужинского к повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»...

    12 слайд

    Иллюстрация М.В. Добужинского к повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
    Возвращение блудного сына.
    Рембрандт Харменс ван Рейн. 1669 г.

  • Вывод по поведенному исследованию:

 1. Композиционный прием зеркального отоб...

    13 слайд

    Вывод по поведенному исследованию:

    1. Композиционный прием зеркального отображения автор использовал с целью точного и полного осмысления идеи повести.


    2.Своеобразие финальной сцены также указывает на специфику композиции повести: «открытый» финал дает возможность осмыслить основную идею произведения, сделать нравственный выбор.

  • Научное обоснование: на этом этапе работы  ученики самостоятельно проводят ср...

    14 слайд

    Научное обоснование: на этом этапе работы ученики самостоятельно проводят сравнительный анализ чувств и состояния героев повести «Станционный смотритель», выявляют особенности сюжетной канвы. Расширить ответ, сделать его более осмысленным поможет таблица.

    Данный вид работы направлен на развитие мышления, исследовательских навыков, умения систематизировать материал, сопоставлять, делать выводы, совершенствует научные взгляды.
    4. Организация исследовательской деятельности на уроке по выявлению особенностей сюжета повести «Станционный смотритель».
    Методы: частично-поисковый, словесно-логический, исследовательский, наглядно-иллюстративный, эвристический.

  • Задание: Распределить слова, обозначающие чувства и 
состояние героев произве...

    15 слайд

    Задание: Распределить слова, обозначающие чувства и
    состояние героев произведения.








    Проблемный вопрос №1: что нарушает (кто прерывает) рассказ повествователя Белкина?
    ( в канву повествования включен рассказ самого Самсона Вырина)

    Испуг, тревога, тоска, негодование, одиночество, бессилие, отчаяние, любопытство, привязанность, доверие, любовь, счастье, богатство, рождение детей, безысходность, грусть, смирение, скорбь, надежда, вина.

  • Проблемный вопрос № 2: зачем автор включает в повествование рассказ самого Са...

    16 слайд

    Проблемный вопрос № 2: зачем автор включает в повествование рассказ самого Самсона Вырина?
     

    В помощь учениками демонстрируется фрагмент видеофильма по повести “Станционный смотритель”.
    Цель использования фрагмента видеофильма:

    воздействие на эмоциональное состояние учащихся,

    воссоздание образной картины .

  • Вывод: 
своеобразие сюжета повести  заключается во включении в канву повество...

    17 слайд

    Вывод:
    своеобразие сюжета повести заключается во включении в канву повествования рассказа самого Самсона Вырина, что усиливает восприятие трагичного положения героя произведения, усиливает его достоверность и эмоциональный настрой.

  • 5.Заключительная часть урока. Выводы. Рефлексия.Научное обоснование: данная...

    18 слайд


    5.Заключительная часть урока. Выводы. Рефлексия.
    Научное обоснование: данная часть урока поможет систематизировать весь полученный материал, обобщить его, выработать свою нравственную позицию по проблеме исследования, осмыслить свою работу на уроке, подготовит к творческой письменной работе.
    Методы: словесно-логический.

  • 6.Домашнее задание.
Подготовиться к письменной работе.
 Развернутый ответ на...

    19 слайд

    6.Домашнее задание.
    Подготовиться к письменной работе.
    Развернутый ответ на вопрос
    «Можно ли назвать финал счастливым и почему?»

    Научное обоснование:
    данный вид работы позволит ученику выразить свою точку зрения;
    способствует развитию письменной речи;
    систематизирует знания, полученные на предыдущих занятиях.

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 650 725 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация Тренажёр для подготовки к ЕГЭ по обществознанию "Безработица иеё виды"
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • 01.01.2021
  • 4823
  • 248
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.11.2020 1712
    • PPTX 2.6 мбайт
    • 14 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шевалдыкина Ольга Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 77194
    • Всего материалов: 201

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 118 человек из 42 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 473 человека из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 319 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 283 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 846 человек

Мини-курс

Основы образовательной политики и информатики

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Идеи эпохи Просвещения: педагогическое значение для современности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Разработка и проведение онлайн-обучения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе