Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Иннокентий Анненский
Мир природы и человека
Автор:
Ерина С.В.,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Лицей №3»
г.Сарова
Нижегородской области.
2010г.
2 слайд
Учитель
А тот, кого учителем считаю,
Как тень прошёл, и тени не оставил.
Весь яд впитал, всю эту одурь выпил,
И славы ждал, и славы не дождался,
Кто был предвестьем, предзнаменованьем,
Всех пожалел, во всех вдохнул томленье —
И задохнулся...
А.А.Ахматова
(Памяти Иннокентия Анненского.
16 января, 1945)
Что сказано в нём об Анненском-человеке
и особенностях его поэзии?
3 слайд
Штрихи к портрету
Родился в Омске, в семье крупного чиновника.
Преподавал древние языки, античную литературу, русскую словесность.
Был директором Царскосельской гимназии.
Стихи начал печатать поздно, в начале 1900-х годов.
Он выступал также как литературный критик.
Книга стихов «Кипарисовый ларец» (1910)
Анненского пытались «сделать своим» символисты, называли своим наставником акмеисты.
4 слайд
У сборника «Кипарисовый ларец»
в какой-то мере типичное
для поэтов Серебряного века,
любивших оригинальные и
необычные заглавия, название.
Это настоящий ларец
из кипарисового дерева,
в котором Анненский хранил
свои тетради со стихами.
Но не может не звучать
и символическое значение:
в русской традиции кипарис
понимался как дерево скорби,
а согласно античной легенде
в этом дереве была заключена
душа юноши Кипариса,
любимца Аполлона.
5 слайд
Книга стихов
«Кипарисовый ларец»
Стихи –
«жемчужины
безупречного
совершенства»
Круг
идей поэта
«остр и нов»
Психологически
достоверно отражены
«мелочи и уколы жизни»
6 слайд
«Что же в русской поэзии предварял, предзнаменовал собой Анненский?»
«Он обновил весь русский стих.»
«Он менял не форму стиха, - наполнение.»
«Он привёл с собой сотни небывалых эпитетов.»
«Он сделал метафоры конкретикой, а конкретику жизни – символом.»
«Он изменил прихотливый внутренний ритм и рисунок русского стиха.»
«И, наконец, он увидел весь сумрак и ужас, который всем нам в нашем (20) веке предстоял.» (Борис Евсеев)
7 слайд
Основные мотивы лирики
И. Ф. Анненского
Мотив двоемирия («Свечку внесли», «Мучительный сонет»).
Мотив тоски и одиночества человека, живущего в неблагополучном мире. Противопоставление мира реального миру идеальной красоты («Тоска мимолётности», «Тоска припоминания»).
Мотив сочувствия и жалости к несчастным («В дороге», «Картинка»).
Мотив совести, ответственности каждого за всё, что совершается при нём («К портрету Достоевского», «Старые эстонки»).
Мотив неприятия буржуазного мира с его жестокостью, “рыночностью”, уподоблением человека вещи («Кулачишка»).
Мотив возвышенной любви и невозможности её в этом мире («Среди миров», «Сиреневая мгла», «Смычок и струны»).
Мотив мучительности творчества («Поэзия», «Поэту», «Старая шарманка»).
Мотив природы, отторгнутой от жизни городского человека и страдающей от него («За оградой», «Желание жить», «Ноябрь», «Ветер»).
8 слайд
Задание №1
С каждым днём в искусстве слова всё тоньше и всё беспощадно-правдивее раскрывается индивидуальность с её капризными контурами, болезненными возвратами, с её тайной и трагическим сознанием нашего безнадёжного одиночества и эфемерности. <…> Не то я, которое противопоставляло себя целому миру, будто бы его не понявшему, а то я, которое жадно ищет впитать в себя этот мир и стать им, делая его собою». (И.Ф.Анненский)
Поэт пишет о лирическом я,
которое «жадно ищет впитать в себя этот мир
и стать им, делая его собою». Попробуйте объяснить эту мысль,
перечитывая стихотворения «Снег», «Тоска мимолётности»,
«Мучительный сонет» и другие.
9 слайд
«Любите ли Вы стальной колорит, но не холодный,
сухой, заветренно-пыльный, а стальной –
только по совпаденью – влажный, почти парной,
когда зелень темней от сочности, когда солнце
ещё не вышло, но уже тучи не могут, не смеют
плакать, а дымятся, бегут, становятся тонкими,
просветлёнными, почти нежными? Сейчас я из сада.
Как хороши эти большие гофрированные листья
среди бритой лужайки, ещё эти пятна вдали,
то оранжевые, то ярко-красные, то белые…
Я шёл по песку, песок хрустел, я шёл и думал…
Зачем не дано мне дара доказать другим и себе,
до какой степени слита моя душа с тем, что не она,
но что вечно творится и ею, как одним из атомов
мирового духа, непрестанно создающего
очаровательно-пёстрый сон бытия? Слово?..
Нет, слова мало для этого… Слово слишком
грубый символ … слово опошлили, затрепали,
слово на виду, на отчёте… Поэзия, да: она выше слова.»
И. Анненский
10 слайд
Задание №2
Сопоставьте текст письма Анненского со стихотворением «Мучительный сонет».
Что сближает письмо и стихотворение?
Как и в чём их объединяет позиция автора?
Что привносит в текст поэтическая интонация, музыка поэтического слова?
Найдите в стихотворении все лексические повторы. Как они помогают передать душевное состояние лирического героя?
11 слайд
Едва пчелиное гуденье замолчало,
Уж ноющий комар приблизился, звеня...
Каких обманов ты, о сердце, не прощало
Тревожной пустоте оконченного дня?
Мне нужен талый снег под желтизной огня,
Сквозь потное стекло светящего устало,
И чтобы прядь волос так близко от меня,
Так близко от меня, развившись, трепетала.
Мне надо дымных туч с померкшей высоты,
Круженья дымных туч, в которых нет былого,
Полузакрытых глаз и музыки мечты,
И музыки мечты, еще не знавшей слова...
О, дай мне только миг, но в жизни, не во сне,
Чтоб мог я стать огнем или сгореть в огне!
Какие детали земной жизни
названы в стихотворении?
— Какие знаки другого мира
указаны в третьей строфе сонета?
Попытайтесь объяснить образ:
“И музыки мечты, ещё не знавшей слова...”
— Вспомните определение сонета
как стихотворной формы
и скажите, как вы понимаете
последние две строчки?
— Можно ли сделать
вывод о том,
что уже в поэтике первого трилистника
проявились элементы
символистских и акмеистических систем?
12 слайд
Тоска мимолетности
Бесследно канул день. Желтея, на балкон
Глядит туманный диск луны, еще бестенной,
И в безнадежности распахнутых окон,
Уже незрячие, тоскливо-белы стены.
Сейчас наступит ночь. Так черны облака...
Мне жаль последнего вечернего мгновенья:
Там все, что прожито, - желанье и тоска,
Там все, что близится, - унылость и забвенье.
Здесь вечер как мечта: и робок и летуч,
Но сердцу, где ни струн, ни слез, ни ароматов,
И где разорвано и слито столько туч...
Он как-то ближе розовых закатов.
13 слайд
«Тоска мимолётности»
Какой смысл имеет факт, что действие происходит в сумерках, когда луна ещё только всходит? Что вообще человек переживает в это время суток?
О каком состоянии героя можно догадаться по словам: “в безнадёжности”, “уже незрячие тоскливо-белы стены”, “так чёрны облака”, “Там всё, что прожито, — желанье и тоска, // Там всё, что близится, — унылость и забвенье”.
Прочитаем третью строфу. Как действуют сумерки на героя, и был ли он счастлив вечером, хотя он говорит “здесь вечер как мечта...”?
14 слайд
Поэзия Анненского ассоциативна.
«Он действительно любит намёки, «недосказы», и поэтому опускает звенья поэтической логики. Но эти звенья почти всегда восстановимы.» Л.Гинзбург
Задание №3
15 слайд
Полюбил бы я зиму,
Да обуза тяжка...
От нее даже дыму
Не уйти в облака.
Эта резанность линий,
Этот грузный полет,
Этот нищенский синий
И заплаканный лед!
Но люблю ослабелый
От заоблачных нег -
То сверкающе белый,
То сиреневый снег...
И особенно талый,
Когда, выси открыв,
Он ложится усталый
На скользящий обрыв,
Точно стада в тумане
Непорочные сны -
На томительной грани
Всесожженья весны.
«Снег"
16 слайд
Какая верность взгляда,
и какой твёрдой рукой
это написано! Но почему,
например, снег синий?
Какова здесь логика эпитета?
Зима – грузная, зима – обуза,
с нею трудно. Лёд – синий,
обнажённый, лишённый покрова;
нищ тот, кто всего лишён,
предоставлен холоду. Синева льда
сцеплена с нищенством. Дальнейший
ход ассоциаций: нищенский
– заплаканный. Но лёд заплакан,
вероятно, ещё и потому,
что местами подтаял
и на нём проступает вода.
Тяжесть и холодная обнажённость
окончательно осмысляются
в единстве со второй частью
стихотворения.
Л.Гинзбург
17 слайд
Но люблю ослабелый
От заоблачных нег -
То сверкающе белый,
То сиреневый снег...
И особенно талый,
Когда, выси открыв,
Он ложится усталый
На скользящий обрыв,
Точно стада в тумане
Непорочные сны -
На томительной грани
Всесожженья весны.
Прочитайте три четверостишия
стихотворения «Снег»
и попытайтесь показать
единство двух его частей,
о которых говорит Л. Гинзбург.
Объясните дальнейшую цепь
ассоциаций образов.
18 слайд
Использованная литература.
Учебник литературы под редакцией Ю.И.Лыссого.
Материалы сети Интернет.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 663 982 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Евстратова Любовь Андреевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.