Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Н.В. Гоголь
«Тарас Бульба»
Образ Запорожской Сечи в повести.
Урок 2
2 слайд
Образ Запорожской Сечи предваряют образы степи и дороги. Что лежит в основе этого смыслового единства? Каков образный ряд, связанный с описанием степи?
3 слайд
? Каков образный ряд, связанный с описанием дороги?
Дорога – пространство. Но движение происходит не только в пространстве, но и в душе героев: «Прощайте и детство, и игра, и все, и все!»
Дорога – духовное развитие, переход от одного этапа жизни к другому.
Образ Сечи связан с мотивом воли и жизни в ее развитии.
4 слайд
? Что такое пейзаж?
? Зачитайте описание пейзажа в тексте повести. На что обращает внимание автор при описании степи?
- Как вы считаете, в чем состоит замысел автора, т.е. идея?
Показать красоту, величие, необъятность степи, которая порождала богатырских людей с сильными, мужественными характерами, какими и были запорожские казаки.
5 слайд
Какое время суток описал автор? Докажите опираясь на текст.
Как строит автор описание степи?
Картина воссоздается от общего к конкретному, и в результате весь степной пейзаж объединяет в себе и землю, и небо, и птиц и представляется нам единым целым, что так изумительно сверкает и переливается в лучах яркого солнца.
6 слайд
– Как правило, первое и последнее предложение текста играют важную композиционную роль. Прочитайте первое и последнее предложение текста и скажите, что они отражают?
Отношение автора к степи.
– Почему в последнем предложении содержится такое восклицание: “Черт возьми, степи, как вы хороши!”. Ведь можно было сказать проще: “Как хороши вы, степи!”.
Степь до того красива, что Гоголь, наверное, связывает эту красоту с какой-то сверхъестественной силой.
– С чем ассоциируется у автора степь? Какие образы помогают нам увидеть необъятность степи?
“Неизмеримые волны диких растений ;поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном; чайка роскошно купалась в сиих волнах воздуха”.
7 слайд
Кроме необъятности, степь поражает читателя многообразием красок. (цветопись). – Каков же основной фон степной поверхности?
“Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов”
– Как вы понимаете слово “брызнули”?
- Какие же это были цвета?
8 слайд
– Степь удивляет, очаровывает нас обилием цветов, оттенков, но видим ли мы на фоне этого “зелено-золотого океана” и бездонного неба над ним какие-либо живые образы?
Благодаря мастерству Гоголя, мы увидели не только степь во всем ее великолепии, но и множество птиц, обитающих здесь.
– Как вы думаете, какие это образы?
Зрительные
9 слайд
– Чего нельзя изобразить на картине, нельзя увидеть, но автор это описывает? – Какие это будут образы?
Слуховые
Автор с помощью слова создает теперь уже звуки. ( звукопись)
- Найдите в тексте примеры звукописи.
“Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. …Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог знает, в каком дальнем озере”.
– Какие еще звуки мы можем услышать в степи, о которых автор не говорит напрямую?
Шелест травы, в которой шныряют куропатки; хлопанье крыльев чайки, поднимающейся из травы; слышим тишину от того, что в небе неподвижно стоят ястребы
Множество звуков, обилие красок – все это создает яркую, неповторимую картину природы.
– При помощи каких изобразительных средств Гоголь сумел передать нам всю красоту, сумел сказать так, чтобы мы увидели и услышали?
10 слайд
- Как автор описывает степь ночью. Сравните эти два описания.
– О каких еще образах упоминает автор при описании ночной степи, о которых не упоминал при описании дневной степи.
11 слайд
- Для чего, по-вашему, Гоголь вводит в повесть описание степи?
Степь – это символ родины и свободы. Картина степи не только создает определенное настроение, но и связывает два мира: дом Бульбы и Запорожскую Сечь.
- Почему описание природы сопутствует описанию казаков, а при описании поляков не используется?
Это связано с казацкой вольностью, с живостью характера казаков, их естественностью, природностью. Цивилизованная жизнь поляков «искусственна», далека от природы.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 664 871 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Сумишевская Юлия Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
5 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.