Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Северная война
Была ли необходимость войны со Швецией для дальнейшего развития России?
Гекова Т.А. Лицей № 15
2 слайд
Цель:
Познакомить учащихся с событиями Северной войны 1700-1721 гг., рассказать о значении Северной войны для России?
Задачи:
1. Рассмотреть причины, характер войны.
2. Рассказать о начале Северной войны, формировании новой армии и создании флота в России.
3. Показать основные сражения и ход военных действий.
3 слайд
В н.1700 г. Войну Швеции объявили Дания и Саксо-ния,но 18-летний шведс-кий король Карл XII неожи-данно появился у Копенга-гена и заставил Данию ка-питулировать.
Летом,шведы высадились у Риги и разбили саксонцев осаждавших город.
В сентябре 1700 г. Петр I во главе 35-тысячной армии двинулся к Нарве, принад лежащей шведам и осадил город.
Начало войны.
Нарва
Основу русской армии сос-тавляли стрелецкие полки обладавшие низкой бое-вой подготовкой и поэто-му осада затянулась.
Раздосадованный царь оставил армию и уехал в Новгород собирать допол-нительные войска.
А в это время Карл XII поспе- шил на помощь осажден-ному гарнизону. Он совер-шил стремительный пере-ход к Нарве и, воспользо-вавшись пургой, атаковал русских.
4 слайд
Разгромив русских Карл отправился в Польшу, чтобы разбить польского короля Августа. В 1701 г. русские одержали 1-ю победу-в Прибалтике Шереметев разг-ромил шведов.
В 1703 г. Петр овладел крепостями по течению Невы-Нотебургом и Ниеншацем и 30 мая 1703 г. приказал заложить на Заячьем острове в устье Невы будущую столицу России Санкт-Петербург.
Начало войны.
Петр Великий на
Строительстве
Петербурга.
Неизвестный
художник. 19 в.
5 слайд
Начало войны.
Эти победы позволили Петру выйти на побе-режье Балтийского мо ря, но для закрепления нужно было взять Нар- ву.
В 1704 г. Петр вновь дви- нулся к городу, осадил его и несколько дней спустя начал штурм.
Первым на крепостную стену ворвался фаво-рит Петра Меншиков. Вскоре Нарва пала.
6 слайд
После поражения под Нар-вой Петр I приступил к реформированию армии.
Сравните слайды и ответьте на вопрос:
Какие изменения произошли в Русской армии? Дайте им оценку?
Петр взамен стрелецких пол-ков начал создавать пол-ки нового строя и объя-вил о начале рекрутских наборов. От тысячи дво-ров раз в год брали на службу 1 рекрута.
Военная реформа.
7 слайд
В русской армии появились различные рода войск. Петр сделал ставку на уси- ление артиллерии и решил основать на Урале ме- таллургические заводы. Но быстрой отдачи от них не было и поэтому Петр приказал снять с церквей колокола и переплавить их на пушки.
Первоначальную потреб-ность армии эта мера поз-волила удовлетворить, но Петр на этом не останови-лся и в стране продолжа-ли возникать новые ману-фактуры.
Военная реформа.
8 слайд
Для подготовки офицеров по приказу Петра I стали создавать военные школы В 1701 г. в Москве возник-ла Навигацкая школа, пре-образованная впоследст-вии в Морскую Академию. Вскоре возникли школы других направлений.
Для подготовки офицеров Петр продолжал отправ-лять молодых дворян за границу.
В 1716 г. был принят новый воинский устав , чуть поз-же появился «Морской устав».
Военная реформа.
Воинский устав
написанный
Петром I.
9 слайд
В 1706 г.Август Саксонский капитулировал. Карл, дав своей армии в 1707г. от-дых, в 1708 г. двинулся на Украину. Его неожиданно поддержал гетман И.Мазе-па.
На помощь Карлу из Риги двинулся обоз в 3000 те-лег, но 28.09.1709 г. в битве при Лесной русские захватили его, и шведы провели тяжелую зиму в Могилеве. Весной Карл двинулся на Полтаву, где находились крупные армейские магазины.
Полтавская битва.
Могилев
Полтава
10 слайд
Гарнизон крепости 1,5 месяца сдерживал ата ки шведов.20 июня к городу подошли рус-ские войска и распо-ложились к северо-западу от Полтавы.
Карл,нуждавшийся в за-пасах продовольствия и боеприпасах,несмот-ря на численное пре-восходство,решился на битву и вывел вой-ска на поле к северу от города.
Полтавская битва.
Петр посредине поля выстроил земляные укрепления - 6 поперек поля, а 4 недостроен-ных выдавались дале-ко вперед.
В 2 часа ночи 27 июня 1709 г. Карл XII атако-вал редуты, нанеся удар по центру, но был отбит метким ружей-ным огнем. Попытка прорваться слева, так-же закончилась неуда-чей.
I этап Полтавской битвы
11 слайд
Петр I,решил,что против нику нанесен доста-точный урон, и отвел войска на заранее ук-репленные позиции около своего лагеря.
Шведы выстроились напротив.Карл,ранен-ный в ногу, руководил войсками с носилок.
Шведы ударили в центр русских войск и те дро гнули.
В решающий момент, Петр взял Новгородс-кий полк и нанес про-тивнику удар на пра-вом фланге.
Шведы дрогнули и при-остановили наступле-ние. В это время пере-шел в наступление и левый фланг. Шведы начали отходить и вскоре их отступление превратилось в пани-ческое бегство.
Полтавская битва.
II этап Полтавской битвы.
12 слайд
Русские не стали сразу преследовать соперни-ка.Вечером после битвы Петр устроил пир где в качестве почетных гостей присутство-вали «шведы-учителя» .
Полтавская битва.
Наследующий день преследование возобнови-лось и 30 июня, у переправы через Днепр, шведы были разбиты. Карл и Мазепа бежали в сопровождении 600 гвардейцев.
Карл XII у
переправы
через Днепр.
Гравюра. 18 в.
13 слайд
Прутский поход.
После Полтавы Россия овладела побережь-ем Балтики и Петр I решил сосредото-чить внимание на черноморском по-бережье. В 1711 г.Ту-рция, под давлением Карла XII объявила войну России.
Петр во главе 35-тыс. войска двинулся на Балканы. Из-за распу- тицы армия растяну-лась почти на 30 км и ее атаковали турки.
П.П.Шафиров. Глава
русской делегации
на переговорах с турками.
14 слайд
Победы русского флота.
Успехи на суше необходимо было закрепить победами на море. За годы реформ Петр создал внушительный флот.
В 1713 г. русская армия одержала ряд побед в Финлян-дии, принадлежавшей Швеции. Для дальнейших бое-вых действий нужно было доставить войска по морю на север страны.
Русский боевой
Корабль, н.18 в.
15 слайд
Победы русского флота.
Петр опасавшийся столкнове-
тия со шведами решил пере-
тащить корабли в самом уз-
ком месте полуострова
Шведы узнав об этом двинул-
нись навстречу русской эскад
ры, но ветер на море неожидан
но стих и они остановились.
Петр воспользовался тем, что
русские суда были гребными
обошел шведов и, обогнув Ган-
Гут, воссоединил эскадру.
16 слайд
Ништадтский мир.
В 1721 г. был заключен Ништадтский мир, по которому Россия возвращала Швеции Финляндию, но получала Ингрию, Лифляндию, Эстляндию.
За вновь присоединенные земли Россия выплатила 1,5 млн. руб. компенсации.
В 1721 г. Петр I провозгласил Россию империей.
Торжества
в Санкт-Петербурге
по случаю заключения
Ништадтского мира.
Гравюра 18 в.
17 слайд
Вывод:
Великая Северная война полностью изменила соотношение сил на Балтике.
Россия превратилась в великую державу, доминировавшую в Восточной Европе.
Была решена ключевая задача царствования Петра I — обеспечение выхода к морю и налаживание морской торговли с Европой. К концу войны Россия обладала современной, первоклассной армией и мощным флотом на Балтике.
Швеция утратила своё могущество и превратилась во второстепенную державу. Были потеряны не только территории, уступленные России, но и все владения Швеции на южном берегу Балтийского моря.
18 слайд
Источники:
http://ru.wikipedia.org/
http://zacheta.net.ua/
http://www.zachotik.ru/
http://www.empire-rus.ru/
http://yandex.ru/
http://google.ru/
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 664 215 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Меньшина Оксана Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
5 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.