Инфоурок Другое ПрезентацииГрафические способы представления учебной информации

Графические способы представления учебной информации

Скачать материал
Скачать материал "Графические способы представления учебной информации"

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Заведующий отделом архива

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Графические способы представления учебной информацииБосова Людмила Леонидовна...

    1 слайд

    Графические способы представления учебной информации
    Босова Людмила Леонидовна
    akulll@mail.ru

  • СодержаниеГрафические схемы как инструмент работы с информацией
Типы графичес...

    2 слайд

    Содержание
    Графические схемы как инструмент работы с информацией
    Типы графических схем:
    кластер;
    денотатный граф;
    причинная карта;
    карта памяти (интеллект-карта)
    Место графических схем на уроке
    Примеры схем-опорных конспектов

    2
    Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

  • Мы запоминаем3Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

    3 слайд

    Мы запоминаем
    3
    Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

  • Средства наглядности  – инструмент:развития наглядно-образного мышления;
фор...

    4 слайд

    Средства наглядности – инструмент:

    развития наглядно-образного мышления;
    формирования навыков работы с графической информацией;
    фиксации внимания при усвоении учебного материала;
    развития познавательного интереса;
    активизации учебно-познавательной деятельности;
    конкретизации изучаемых вопросов;
    наглядной систематизации и
    классификации
    4
    Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

  • Лавинообразный рост информации требует от человека навыков работы с книгой, с...

    5 слайд

    Лавинообразный рост информации требует от человека навыков работы с книгой, справочной и другой литературой, с цифровыми информационными источниками, с распределенным информационным ресурсом сети Интернет.
    Эффективная работа с большими информационными объемами требует развития мыслительных умений высокого уровня, включающих:
    умение осмысленно учить материал, выделяя в нем главное и отбрасывая второстепенное;
    умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и т.д.;
    умение построения рассказа, ответа, речи, аргументирования;
    умение формулирования выводов, умозаключений; умение построения плана действий, самостоятельного принятия решения и т.д.
    Мощным визуальным инструментом развития перечисленных умений и навыков являются разнообразные графические схемы - разновидность информационных моделей, навыки построения и исследования которых в наши дни относятся к разряду общеучебных и систематически формируются на уроках информатики и ИКТ.

    Графические схемы как инструмент работы с информацией

    5
    Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

  • Термин «кластер» происходит от английского «cluster» – гроздь,  скопление. 
П...

    6 слайд

    Термин «кластер» происходит от английского «cluster» – гроздь, скопление.
    При построении кластера
    в центральном овале располагают ключевое понятие;
    в овалах второго уровня – понятия, раскрывающие смысл ключевого;
    в овалах третьего уровня идет детализация понятий, упомянутых на предыдущем уровне.

    Кластер
    Признаки объекта
    свойства
    поведение
    действия
    состояние
    значение
    величина
    активные
    пассивные
    6
    Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

  • Внесите недостающие надписи в схему.Кластер. Пример задания7Босова Л.Л. Метод...

    7 слайд

    Внесите недостающие надписи в схему.
    Кластер. Пример задания
    7
    Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

  • Проанализируйте текст, выделите в нем ключевые слова и постройте кластер, виз...

    8 слайд

    Проанализируйте текст, выделите в нем ключевые слова и постройте кластер, визуализирующий основные положения изучаемого материала.
    Персональный компьютер является частью системы «человек – компьютер». Средства, обеспечивающие взаимосвязь между объектами этой системы, называют интерфейсом. Различают аппаратный, программный, аппаратно-программный и пользовательский интерфейс.
    Аппаратный интерфейс — взаимодействие между устройствами компьютера; обеспечивается производителями этого оборудования.
    Программный интерфейс — взаимодействие (совместимость) программ между собой, а также программного обеспечения и информационных ресурсов; обеспечивается разработчиками программного обеспечения.
    Аппаратно-программный и пользовательский интерфейс обеспечивается операционной системой компьютера.
    Аппаратно-программный интерфейс — взаимодействие аппаратного и программного обеспечения компьютера.
    Пользовательский интерфейс — взаимодействие человека и компьютера. Пользовательский интерфейс на основе меню предлагает возможность выбора управляющей команды из меню (списка команд). В графическом интерфейсе компьютерные объекты представляются небольшими рисунками (значками). Нужный значок выбирают с помощью мыши. Кроме значков используются также тексты (для подсказок) и меню (для выбора команд). Трехмерный интерфейс позволяет осуществлять навигацию в трехмерном компьютерном пространстве. Указав мышью на дверь виртуального музея, можно в него войти. В виртуальном зале можно оглядеться, подойти к любой картине и рассмотреть ее более подробно. Такой интерфейс имитирует реальный мир.
    Кластер. Пример задания
    8
    Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

  • 1. Какое понятие в представленном фрагменте является самым главным, ключевым?...

    9 слайд

    1. Какое понятие в представленном фрагменте является самым главным, ключевым? (Интерфейс.)
    2. Как располагают ключевое понятие? (Ключевое понятие располагают в центральном овале.)
    3. Какие понятия раскрывают смысл ключевого понятия? (Это понятия: аппаратный интерфейс, программный интерфейс, аппаратно-программный интерфейс, пользовательский интерфейс.)
    4. Как эти понятия мы разместим на схеме? (Понятия, раскрывающие смысл ключевого, следует размещать в овалах второго уровня.)
    5. Какое из понятий второго уровня детализировано в данном фрагменте? (Пользовательский интерфейс.)
    6. Как мы на схеме отразим детализацию понятия «пользовательский интерфейс»? (Соответствующую информацию разместим в овалах третьего уровня.)

    Кластер. Методика построения
    9
    Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

  • Кластер. Результат работыИнтерфейсаппаратныйаппаратно-программныйпрограммныйп...

    10 слайд

    Кластер. Результат работы
    Интерфейс
    аппаратный
    аппаратно-программный
    программный
    пользовательский
    на основе меню
    графический
    трехмерный
    10
    Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

  • Денотатный граф (от лат. denoto — обозначаю) — очень эффективный способ вычле...

    11 слайд

    Денотатный граф (от лат. denoto — обозначаю) — очень эффективный способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Правила построения:
    Выделите ключевое понятие (слово или словосочетание) и проанализируйте его существенные признаки. Впишите ключевое понятие в верхний прямоугольник.
    Как можно более точно подберите глаголы, связывающие ключевое понятие и его существенные признаки, отражающие движение от понятия к его существенным признакам. Это могут быть самые разнообразные глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение понятия. Впишите глаголы в прямоугольники второго уровня.
    Конкретизируйте в прямоугольниках следующего уровня смысл выбранных вами глаголов для более полного раскрытия ключевого понятия.
    Следите за чередованием имени (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи) и глагола.
    Проверяйте каждый блок включенной в граф информации с целью исключения возможных ошибок, несоответствий и противоречий.
    Денотатный граф
    11
    Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

  • Денотатный граф12Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

    12 слайд

    Денотатный граф
    12
    Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

  • Причинная карта Причинная карта (причинно-следственная диаграмма или диаграмм...

    13 слайд

    Причинная карта
    Причинная карта (причинно-следственная диаграмма или диаграмма Исикавы) – графическое изображением, помогающее идентифицировать и наглядно представить причины конкретных событий, явлений, проблем или результатов.
    Анализируемую проблему помещают на правом конце горизонтального отрезка (голова рыбы).
    Основные группы причин распределяют как рыбий скелет.
    К каждой первичной причине подводят линии (стрелки) второго порядка, к которым, в свою очередь можно подвести линии третьего порядка и т. д.
    Каждая из линий, нанесенная на схему, должна представлять собой  в зависимости от ее положения либо причину, либо следствие: предыдущая линия по отношению к последующей всегда выступает как причина, а последующая как следствие.

    13
    Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

  • Правило «шести М»В общем случае существуют следующие шесть возможных причин т...

    14 слайд

    Правило «шести М»
    В общем случае существуют следующие шесть возможных причин тех или иных результатов:
    материал (material),
    оборудование (machine),
    измерение (measurement),
    метод (method),
    люди (man),
    менеджмент (management).

    Низкая
    успеваемость
    Учебный процесс
    Люди
    Материал
    Оборудование
    Измерение
    Метод
    Менеджмент
    Родители
    Ученики
    Учителя
    Компьютеры
    Учебники
    Приемы
    Формы
    Домашняя
    работа
    Контрольные
    Тесты
    Режим дня
    Расписание
    уроков
    14
    Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

  • Причинная карта Достоинства и недостаткиграфических схемНаглядностьКомпакт...

    15 слайд

    Причинная карта
    Достоинства
    и недостатки
    графических
    схем
    Наглядность
    Компактность
    Обозримость
    Разнообразие
    Привлекательность
    Отсутствие точности
    Отсутствие подробностей
    Системность
    15
    Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

  • Карта памяти, интеллект-карта или ментальная карта (Mind maps) – это технолог...

    16 слайд

    Карта памяти, интеллект-карта или ментальная карта (Mind maps) – это технология изображения информации в графическом виде, отражающая связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими предметной области, которую мы изучаем (рассматриваем).
    Нет строгих правил построения интеллект-карт, как нет и неправильных карт.


    Карта памяти (интеллект-карта)
    16
    Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

  • Основная идея: каждую мысль, каждый образ или эмоцию можно представить себе к...

    17 слайд

    Основная идея: каждую мысль, каждый образ или эмоцию можно представить себе как объект (узел), от которого расходятся во все стороны многочисленные ниточки-связи, ведущие к другим объектам (мыслям, образам, эмоциям).
    Мозг – хранилище информации – выглядит как огромная система таких объектов и связей между ними, а мышление можно себе представить, как электрический ток, бегущий по связующим ниточкам, будто по проводам, от одного объекта к другому.
    Мышление «разбегается» от центрального объекта в разные стороны. Своеобразной моделью такого процесса и является карта памяти.

    Визуализация мышления
    17
    Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

  • Карта памяти. Пример18Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 кла...

    18 слайд

    Карта памяти. Пример
    18
    Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

  • групповая работа (коллективное творчество, мозговой штурм);
конспектирование...

    19 слайд

    групповая работа (коллективное творчество, мозговой штурм);
    конспектирование или аннотирование текстовых материалов;
    обдумывание проблем, анализ сложных ситуаций;
    планирование;
    принятие решений.

    Область применения
    19
    Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

  • Возможности графических схемГрафические схемы:
позволяют представить тему цел...

    20 слайд

    Возможности графических схем
    Графические схемы:
    позволяют представить тему целиком, наглядно и понятно, что обеспечивает повышение мотивация учащихся;
    обеспечивают скорость, точность и прочность восприятия, запоминания и переработки информации учащимся, что служит основой для генерации идей и принятия решений.

    Учитель может:
    использовать готовые графические схемы (в учебниках или на плакатах);
    заранее готовить к уроку собственные графические схемы (презентации, опорные конспекты);
    строить графические схемы непосредственно на уроке по ходу изложения материала;
    организовать разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности учащихся по использованию готовых и созданию (под руководством учителя и самостоятельно) собственных графических схем.
    20
    Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

  • Графические схемы используются:при изложении нового материала;
для осмысления...

    21 слайд

    Графические схемы используются:
    при изложении нового материала;
    для осмысления и закрепления изучаемого материала;
    при обобщении и систематизации изученного материала;
    на этапе контроля знаний, умений и навыков, присвоенных учеником.
    21
    Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

  • 22Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

    22 слайд

    22
    Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

  • 23Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

    23 слайд

    23
    Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

  • 24Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

    24 слайд

    24
    Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 090 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.05.2020 527
    • PPTX 3.2 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Скальная Елена Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Скальная Елена Борисовна
    Скальная Елена Борисовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 80759
    • Всего материалов: 237

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 19 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 458 человек из 66 регионов

Мини-курс

Управление проектами: от планирования до реализации

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 17 регионов

Мини-курс

Маркетплейсы: организационные, правовые и экономические аспекты

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Поиск работы: карьерные ориентиры и мотивы выбора профессии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе