Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Переменные величины. Оператор присваивания.
Учитель информатики
МОУ Юрцовская СОШ Егорьевский район
Сафонова Ольга Викторовна
2 слайд
Переменные величины.
Понятие переменной величины известно из школьной математики.
Пусть несколько лет назад ваш рост равнялся 130 см. Обозначим это так: r=130. Теперь он равен 140 см, т.е. r=140. Получается, что величина r изменилась. Поэтому она называется переменной величиной. Числа 130 и 140 называются значениями переменной величины r.
3 слайд
Что же мы можем делать с переменными величинами, программируя на Паскале?
Прежде всего мы можем задавать компьютеру значение той или иной переменной величины. Это можно сделать при помощи нового оператора, который называется оператором присваивания.
4 слайд
Оператор присваивания.
Если мы хотим сказать, что а имеет значение 6, то должны записать:
а:=6. Вместо значка = употребляется значок := . Он называется знаком присваивания, а сама запись а:=6 называется оператором присваивания. Говорят, что величине а присваивается значение 6. С момента выполнения оператора а:=6 компьютер будет помнить, что а равно шести.
5 слайд
Справа от значка := в операторе присваивания можно писать не только числа, но и переменные величины и выражения.
После выполнения следующего фрагмента программы:
… a:=2*3+4; b:=a; y:=a+b+1 …
компьютер будет знать, что а равно 10, b равно 10, y равно 21.
6 слайд
Примеры.
Фрагменты программ
Что запомнит компьютер
v := - 2 +10; h := 10*v; s := v+h
v=8 h=80 s=88
t := 0; n := 2*t+40; z := -n
t=0 n=40 z= -40
Необходимо помнить, что компьютер выполняет оператор присваивания «в уме» , то есть результат его выполнения не отображается на экране. Если мы хотим видеть результат выполнения оператора присваивания, используйте WriteLn.
7 слайд
Примеры.
Фрагменты программ
На экране
v := - 2 +10; h := 10*v; s := v+h; WriteLn(s)
s
v := - 2 +10; h := 10*v; s := v+h; WriteLn(‘s’)
v := - 2 +10; h := 10*v; WriteLn(v+h)
v := - 2 +10; WriteLn(v+10*v)
88
88
88
8 слайд
v := - 2 +10; h := 10*v; s := v+h;
WriteLn(v+1000, ‘ ‘ ,10*h, ‘ ‘ ,s)
1008 800 88
Фрагменты программ
На экране
v := - 2 +10; h := 10*v; s := v+h;
WriteLn(v, ’ ‘ ,h, ‘ ‘ ,s)
8 80 88
9 слайд
Нужно иметь в виду, что слева от знака := может стоять только переменная величина, но не число и не выражение. Можно писать с:=34 , но нельзя писать 34:=с Можно писать z := f – v+990 ,
но нельзя писать f – v+990 := z.
Оператор присваивания устроен так, что сначала он смотрит или вычисляет, какое значение имеет правая часть, а затем присваивает это значение переменной , стоящей в левой части. Нет смысла присваивать значение числу или выражению.
10 слайд
Обратите внимание.
Когда ученик видит выражение (например, d+2d ), он не обязательно его вычисляет. Он может его преобразовать или упростить (получив 3d ). Компьютер же, видя выражение, сначала его, может быть, и упростит, но затем обязательно вычислит. А для этого он должен знать численные значения входящих в него величин (в данном случае это величина d ).
11 слайд
Итак, вычисляя правую часть оператора присваивания (например, y:=a+b+1 ), компьютер должен обязательно заранее знать, чему равны переменные, из которых эта правая часть состоит (в нашем случае это a и b). Ответственность за это знание лежит полностью на программисте.
Пусть забывчивый программист записал такой фрагмент:
. . . а:=10; y:=a+b+1 . . ., нигде в программе не придав b никакого значения.
12 слайд
При вычислении выражения a+b+1 компьютер не будет знать, чему равно b . В такой ситуации разные языки программирования поступают по-разному. Некоторые просто отказываются вычислять выражения, другие подставляют вместо b нуль, Паскаль же иногда может поступить довольно вредно: вместо b он подставит случайное значение и получит, например, результат равным -8904.
13 слайд
Подведём итог.
Оператор присваивания состоит из знака присваивания := , слева от которого пишется переменная, а справа – число, переменная или выражение.
При выполнении оператора присваивания компьютер «в уме» (т.е. ничего не показывая на мониторе) вычисляет правую часть и присваивает вычисленное значение переменной, стоящей в левой части.
14 слайд
Задание.
Какое значение будет присвоено переменной t после выполнения фрагмента k:=1+2; s:=2*k; t:=6 – s ?
15 слайд
Используемая литература
Лукин Н.С.
Турбо-Паскаль 7.0 . Самоучитель для начинающих – 2-е изд., испр. И допол. – М.: «Диалог-МИФИ», 2005. – 400 с.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 656 258 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Еремеева Лариса Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
2 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.