Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Тема 10. Комплексные соединения
Занятие 2. Свойства комплексных соединений
1. Природа химической связи в комплексных
соединениях.
2. Реакции комплексных соединений.
Устойчивость комплексных соединений
и константа нестойкости.
Учебные вопросы:
2 слайд
Цели занятия:
1. Рассмотреть природу химической связи в комплексных соединениях.
2. Изучить реакции комплексных соединений и факторы, влияющие на устойчивость.
3. Рассмотреть применение комплексных соединений в военно-химической практике.
Основная литература:
Н.С. Ахметов. Общая и неорганическая химия. М.: Высшая школа . 2003. С. 206-208.
2. Общая и неорганическая химия. Учебное пособие. СВИРХБЗ.
Ч 3. 2003. C. 83-96.
Дополнительная литература:
Учебная программа по дисциплине «Общая и неорганическая химия». 2001. 19 с.
2. М.И. Сафарова. Общая и неорганическая химия в схемах и таблицах. Ч.1. Теоретические основы неорганической химии. Учебное пособие. Саратов. СВИРХБЗ. 2006. С. 80.
3 слайд
1. Природа химической связи в комплексных соединениях
4 слайд
Способы описания
химической связи
в комплексных соединениях
1. Метод валентных связей (МВС).
2. Теория кристаллического поля (ТКП).
3. Метод молекулярных орбиталей (ММО).
5 слайд
Положения метода валентных связей
1. В комплексе связь между комплексообразователем
и лигандами координационная (ковалентная, донорно-
акцепторная).
Ионы внешней и внутренней сферы связаны ионной
связью.
Донор электронов - лиганд с неподеленными
электронными парами.
Акцептор электронов – комплексообразователь со свободными орбиталями.
Степень перекрывания орбиталей - мера прочности связи.
2. В образовании связей участвуют гибридизованные
орбитали комплексообразователя, что определяет гео-метрию комплекса.
3. Магнитные свойства определяются наличием неспаренных электронов.
6 слайд
ГЭФ и БЦЭФ комплексообразователя
Атом Fe:
s
p
d
3
4
Fe0 1s22s22p63s23p6 4s23d6
Fe3+ 1s22s22p63s23p64s03d5
Ион Fe3+:
s
p
d
3
4
Ион F:
Ион СN:
F 1s22s22p5
С 1s22s22р2
N 1s22s22p3
CN 2s22p5
s
p
2
s
p
2
7 слайд
3
4
Спектрохимический ряд
СO > CN– > NH3 > NO2– > H2O > OH > F > NО3> SCN
Cl > Br > I
Внешнесферный комплекс [FeF6]3–
3
4
Внутрисферный комплекс [FeCN6]3–
8 слайд
[Co(H2O)6]2+ розовый
[Co(CH3COO)2] ярко-розовый
[Co(NO2)6]4- оранжевый
[Co(NH3)6]2+ буро-розовый
Усиление поля лигандов
Влияние поля лигандов на окраску комплексов
9 слайд
2. Реакции комплексных соединений.
Устойчивость комплексных соединений и константа нестойкости
10 слайд
K3[Fe(CN)6] 3K+ + [Fe(CN)6]3-
[Ag(NH3)2]Cl [Ag(NH3)2]+ + Cl-
Диссоциация КС
по внешней сфере
(первичная диссоциация)
11 слайд
[Ag(NH3)]+ Ag+ + NH3
[Ag(NH3)2]+ [Ag(NH3)]+ + NH3
[Ag(NH3)2]+ Ag+ + 2 NH3
Диссоциация КС по внутренней сфере
(вторичная диссоциация)
[
]
NH
3
4
10
4,8
-
×
=
K
1
Н
=
[
]
Ag
+
[
[
]
)
Ag(NH
+
3
]
K
2
Н
=
[
[
]
)
Ag(NH
+
3
]
[
]
NH
3
[
[
]
)
Ag(NH
+
3
]
2
=
4
10
1,2
-
×
[
]
[
]
[
]
)
(NH
Ag
NH
]
[Ag
K
2
2
3
3
общ
Н
.
10
8
,
5
8
-
×
=
=
+
+
12 слайд
Реакции комплексных соединений
по внешней сфере
2K3[Fe(CN)6] + 3FeSO4 =
Fe3[Fe(CN)6]2 + 3K2SO4
[CoCl2(NH3)4]Cl + AgNO3 =
[CoCl2(NH3)4]NO3 + AgCl
K4[Fe(CN)6] + 4HCl = H4[Fe(CN)6] + 4KCl
H2[PtCl6] + 2CsOH = Cs2[PtCl6] + 2H2O
Fe4[Fe(CN)6]3 + 12 KOH =
4Fе(OH)3 + 3K4[Fe(CN)6]
13 слайд
Br- Br- 2Br-
Cu2+ [CuBr]+ [CuBr2] [CuBr4]2-
+ H2O + H2O + H2O
Ступенчатое образование и диссоциация
бромидных комплексов меди (II)
зеленый коричневый вишневый
14 слайд
Реакции комплексных соединений
с разрушением комплекса
1.Образование более прочного комплекса
Fe3+ + 6 SCN- = [Fe(SCN)6]3-
красная окраска
[Fe(SCN)6]3- + 6 F- = 6 SCN- + [FeF6]3-
отсутствие окраски
[FeF6]3- + Al3+ = Fe3+ + [AlF6]3-;
отсутствие окраски
Fe3+ + 6 SCN- = [Fe(SCN)6]3-
красная окраска
15 слайд
3. Разбавление
K[AgCl2] = KCl + AgCl
5. Окислительно-восстановительные реакции
2K3[Cr(ОH)6] + 3Сl2 + 4KOH =
2K2CrO4 + 6KCl + 8H2O
4. Нагревание
t0
K3[Cr(ОH)6] = 3KOH + Cr(OH)3
2. Образование малорастворимого соединения
[Ag(NH3)2]NO3 + KI = AgI + 2NH3 + KNO3
16 слайд
При разном координационном числе
Расчет средней константы нестойкости
2. Расчет концентрации комплексообразователя в растворе.
3. Сравнение ступенчатых констант нестойкости
Сравнение общих констант нестойкости
При одинаковом координационном числе
Сравнение прочности комплексов
17 слайд
При одинаковом координационном числе
Сравнение прочности комплексов
по общим константам нестойкости
[Fe(SCN)6]3- + 6 F- = 6 SCN- + [FeF6]3-;
[FeF6]3- + Al3+ = Fe3+ + [AlF6]3-
18 слайд
При разном координационном числе
1. Сравнение устойчивости комплексов по средней константе нестойкости
где n – координационное число
19 слайд
При разном координационном числе
2. Сравнение устойчивости комплексов по концентрации комплексообразователя
Пример.
Осуществима ли реакция
[Ag(NH3)2]+ + Zn2+ + 2 NH3 [Zn(NH3)4]2+ + Ag+ ?
Концентрации [Ag(NH3)2]+ и [Zn(NH3)4]2+ равны 0,1 моль/л.
20 слайд
При разном координационном числе
3. Сравнение устойчивости комплексов по ступенчатым константам нестойкости
21 слайд
Процессы образования и разрушения комплексов используются:
- в аналитической химии;
- при выделении химических элементов;
- в гальванотехнике;
- в борьбе с коррозией металлов;
- в производстве ядерного горючего;
- в практике дезактивации;
- при индикации токсических соединений
при производстве веществ с заранее заданными свойствами в качестве катализаторов и т.д.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 661 452 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Тарасова Алена Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.