Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Городское и сельское население
10 класс
2 слайд
1. Городское и сельское население
Первые города.
Города возникли в глубокой древности (в IV тысячелетии до н.э.) в дельтах Нила, Тигра и Евфрата как центры торговли и ремесла.
В средние века (1400г.) самыми большими городами в Европе были:
3 слайд
Париж (Франция) – 275 тыс. жителей
4 слайд
Милан (Италия) – 125 тыс. жителей
5 слайд
Венеция (Италия)– 110 тыс. жителей
6 слайд
Генуя (Италия)– 100 тыс. жителей
7 слайд
Прага (Чехия)– 95 тыс. жителей
8 слайд
Флоренция (Италия) – 61 тыс. жителей
9 слайд
Лондон (Англия)– 45 тыс. жителей
10 слайд
Новгород - 50 тыс. жителей
11 слайд
Псков – 35 тыс. жителей
12 слайд
Москва -30 тыс. жителей
13 слайд
Среди городов Азии в начале XV века выделялись: Нанкин (Китай) – 470 тыс. жителей
14 слайд
Виджаянагар (Индия) – 350 тыс. жителей
15 слайд
Пекин (Китай) – 320 тыс. жителей
16 слайд
Киото (Япония)– 200 тыс. жителей
17 слайд
Самарканд (Узбекистан)– 100 тыс. жителей
18 слайд
Каир (Египет) – 450 тыс. жителей (единственный в Африке город)
19 слайд
2. Функции городов.
Центры административной власти, торговли и ремесла;
Военные укрепления;
Концентрация промышленности;
Транспортные узлы;
Торгово-распределительные центры;
Культурные центры;
Горнопромышленные, научные, курортные, столичные центры.
20 слайд
Единого понятия «город» для разных стран не существует
Более 200 человек – Дания, Швеция, Финляндия;
Свыше 1 тысячи чел. – Канада, Австралия;
Свыше 2 тысяч чел. – Германия, Франция;
Свыше 2,5 тыс. чел. – США, Мексика;
Свыше 5 тыс. чел. – Индия, Иран;
Свыше 10 тыс. чел. – Швейцария, Малайзия;
Свыше 20 тыс. чел. – Нигерия;
Свыше 30 тыс. чел. – Япония;
Свыше 40 тыс. чел. – Южная Корея.
21 слайд
2. Урбанизация
Рост городов, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире, возникновение и развитие более сложных сетей и систем городов;
Исторический процесс повышения роли городов и городского населения, широкое распространение городского образа жизни;
Важная составная часть социально-экономического развития.
22 слайд
Черты современной урбанизации
Быстрые темпы роста городского населения, особенно в менее развитых странах;
Пример:
1900 г. – в городах 13% населения мира;
1950 г. – 30%;
1980 г. – 39%;
2007 г. – 50%.
23 слайд
2. Концентрация населения и хозяйства в основном в больших городах;
Пример:
Нач. ХХ века – 360 крупных городов (5% насел-я)
Нач. ХI века - ~ 4 тыс. городов.
Города-миллионеры:
Нач. ХХ в. – 10;
200 г. – 4000.
Россия – 12 (Москва, СПб, Новосибирск, Екатеринбург, Н.Новгород, Самара, Омск, Казань, Челябинск, РнД, Уфа, Волгоград).
РФ на 4 месте в мире по числу городов-миллионеров после КНР (99), Индии (37), Бразилии (14).
24 слайд
Проблемы больших городов
Загрязнение атмосферы;
Загрязнение водной среды;
Усиление шума;
Сложные социально-экономические проблемы (безработица, наркомания,..);
Проекты подземных городов, сверхвысотных зданий.
25 слайд
3. «Расползание» городов, расширение территории – городские агломерации (территориальные группировки городских и сельских поселений).
Столицы, важные промышленные, портовые центры.
Крупнейшие агломерации мира (около 20):
Токио, Нью-Йорк, Мехико, Сан-Паулу, Шанхай, Бомбей, Лос-Анджелес, Пекин, Калькутта,….
26 слайд
Деление стран по уровню урбанизации
Первая группа – высокоурбанизированные страны (50% городского населения);
Вторая группа – среднеурбанизированные страны (20-50% городского населения);
Третья группа – слаборазвитые страны (ниже 20% городского населения).
Рис. 18, 77 (учебник)
27 слайд
Уровни темпов урбанизации
1. В развитых странах урбанизация продолжает развиваться «вглубь», приобретая новые формы;
2. В развивающихся странах, где уровень урбанизации ниже она продолжается «вширь», а городское население увеличивается.
ВЫВОД: происходит стремительное развитие пригородных крупных городов – субурбанизация (урбанизация пригородов); внедрение городских норм жизни в сельские поселения – рурбанизация (сельская урбанизация).
28 слайд
3. Сельское население
½ часть населения мира живёт в сельской местности.
В мире примерно 15-20 млн. сельских населённых пунктов.
Существуют 2 формы сельского расселения: групповая и рассеянная.
29 слайд
Групповая (деревенская)
форма расселения
В развивающихся странах;
Разная планировка деревень в России, Европе, Китае, Японии;
- Фермы в США, Канаде, Австралии;
- Смешанные формы расселения;
- Районы кочевого скотоводства.
Рассеянная
форма расселения
30 слайд
4. География населения
изучает численность, структуру и размещение населения, рассматриваемого в процессе общественного воспроизводства и взаимодействия с окружающей природной средой.
Первое направление – геодемографическое.
Структура, численность, показатели рождаемости и смертности, воспроизводство населения.
Второе направление – географическое.
Размещение населения в мире, регионах, странах.
31 слайд
5. Геоурбанистика
Изучает:
Основные исторические этапы развития городов;
Главные особенности современного процесса урбанизации;
Географические аспекты урбанизации и развитие крупных урбанизированных зон мира;
Сети и системы городов;
Основы проектирования городов и градостроительства.
32 слайд
Вывод
Современные процессы роста, состав и размещения населения вызывают много сложных проблем, некоторые из них носят всемирный характер, а некоторые специфичны для стран различных типов.
Наиболее важные – продолжающийся быстрый рост населения мира, межнациональные отношения, урбанизация.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 661 452 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Иванова Надежда Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
5 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.