Инфоурок Другое ПрезентацииПроблемный подход в обучении географии

Проблемный подход в обучении географии

Скачать материал
Скачать материал "Проблемный подход в обучении географии"

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Страховой брокер

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Проблемный подход в обучении географииСкажи мне и я забуду,
Покажи мне и я за...

    1 слайд

    Проблемный подход в обучении географии
    Скажи мне и я забуду,
    Покажи мне и я запомню,
    Вовлеки меня и я научусь.
    (Китайская пословица)

  • Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предпола...

    2 слайд

    Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко, 1998).

  • Проблемное изложение материала.Почему в XX веке произошло резкое увели...

    3 слайд







    Проблемное изложение материала.

    Почему в XX веке произошло резкое увеличение численности населения мира («демографический взрыв») и численность населения продолжает расти большими темпами?
    Задача преподавателя состоит в том, чтобы студенты осознали поставленную проблему. Только после этого преподаватель приступает к её изложению. В результате ответа на вопрос обучающиеся должны уяснить, что численность растет не за счет увеличения рождаемости, а за счет сокращения смертности и увеличения продолжительности жизни, в связи повышения уровня и качества жизни в эпоху НТР, причем 90% прироста приходится на развивающиеся страны Африки, Азии и Латинской Америки.

  • С целью контроля за усвоением студентами знаний  на разных этапах изложения...

    4 слайд


    С целью контроля за усвоением студентами знаний на разных этапах изложения проблемы преподаватель подразделяет её на ряд более частных проблем:

    Почему рост численности населения происходит в развивающихся странах, а в развитых наблюдается стабилизация населения?
    В каких странах рожается больше детей, где уровень и качество жизни высокий или наоборот в странах с низким уровнем и качеством жизни? Почему?
    Что может повлиять на рождаемость? Почему?
    Какие проблемы могут возникнуть в странах с быстрым ростом численности населения и в странах с низким приростом населения? Как эти проблемы можно решить?
    Не приводит ли, по-вашему, демографическая политика к ущемлению прав человека?
    Почему в мире мужчин больше, чем женщин? А в экономичеки развитых странах наоборот?
    Почему население размещено крайне неравномерно?
    Почему основные потоки миграций направлены из развивающихся стран в развитые?
    Охарактеризуйте демографическую ситуацию в мире? Какие тенденции вы можете выявить?

  • Обучение студентов решению проблем.Этапы решения проблемы
Выделение основны...

    5 слайд


    Обучение студентов решению проблем.

    Этапы решения проблемы
    Выделение основных этапов решения проблемы
    Выявлению причинно-следственных связей между явлениями или объектами в процессе анализа проблемной ситуации
    Установлению разрыва в связях
    Выдвижению гипотезы, которая определяет основное направление поиска ответа на проблемный вопрос
    Её доказательству

  • Почему в странах Азии, Африки и Латинской Америки среди большей части населен...

    6 слайд

    Почему в странах Азии, Африки и Латинской Америки среди большей части населения наблюдается
    нищета и бедность?
    Страны Азии, Африки и Латинской Америки → второй тип воспроизводства населения → высокий уровень рождаемости → быстрый рост численности населения → высокая численность населения → проблемы трудоустройства → нехватка продовольствия → нищета и бедность населения

  • Примеры заданий по выявлению причинно-следственных связей:Постройте при...

    7 слайд






    Примеры заданий по выявлению причинно-следственных связей:

    Постройте причинно-следственную цепь с условием, чтобы первым ее звеном было: «воздействие человека на природу», а последним – «дефицит минеральных ресурсов», количество звеньев не ограничивается.
    Составьте из звеньев причинно-следственную цепь:
    Благоприятные социально-экономические условия.
    Невысокий показатель рождаемости, смертности.
    Снижение численности населения.
    Страны Зарубежной Европы.
    Составьте из звеньев причинно-следственную цепь:
    Нищета и бедность населения.
    Высокий уровень рождаемости и смертности.
    Быстрый рост численности населения.
    Страны Азии, Африки, Латинской Америки.
    Подумайте, какие условия жизни будут на планете, если численность населения превысит 10 млрд. чел. Постройте цепь причин и следствий.
    Перевод производства на путь новой технологии.
    Регулирование экономики страны.
    Развитое товарное хозяйство.
    Транснациональные корпорации.


  • Проблемный подход к обучению предполагает обязательное формирование у школьни...

    8 слайд

    Проблемный подход к обучению предполагает обязательное формирование у школьников интеллектуальных умений: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей, научного прогнозирования, т.е. включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразно правильного решения.

  • Для осуществления проблемного подхода учитель должен иметь систему пробле...

    9 слайд





    Для осуществления проблемного подхода учитель должен иметь систему проблемных вопросов и заданий. Вопросы можно считать проблемными лишь при соблюдении следующих условий:

    если вопрос связан с ведущими идеями, понятиями и закономерностями самой науки, с мировоззренческими вопросами, самостоятельное усвоение которых обеспечивает в значительной степени умственное развитие учащихся;
    если возможна группировка учебного материала, в том числе и фактического, вокруг вычлененных проблем;
    если возможно раскрытие путей научного поиска решения проблемы, в том числе и возникающих в истории науки, с целью приобщения учащихся к методам научного познания;
    если на основе поставленного вопроса возможно создание проблемной ситуации.

  • «Толстые» вопросыВысший уровень
    оценка (с чем мы согласны или не согласны...

    10 слайд

    «Толстые» вопросы
    Высший уровень
    оценка (с чем мы согласны или не согласны)
    синтез (а что если…)
    анализ (сопоставьте, сделайте вывод)
    Средний уровень
    применение (зачем? с какой целью?)
    Начальный уровень
    понимание (почему? зачем?)
    (что? где? когда?)

  • Вопросы: Охарактеризуйте демографическую ситуацию в мире? Какие тенденции вы...

    11 слайд

    Вопросы:
    Охарактеризуйте демографическую ситуацию в мире? Какие тенденции вы можете выявить?
    Как вы думаете зависит ли уровень, темпы и характер урбанизации от социально-экономических условий страны?
    6 млрд. – это много для нашей планеты или нет? Какова ваша позиция? Грозит ли нашей планете перенаселение?
    Какое влияние оказывают миграции на состав и размещение населения? Имеют ли миграции значение для развития экономики страны? Как вы оцениваете это явление – как положительное или отрицательное? Почему «утечка умов» Превратилась в одну из форм эксплуатации развивающихся стран?
    Как вы оцениваете развитие крупных городов – как положительное или отрицательное?
    Наличие трудовых ресурсов – важный фактор развития хозяйства. Почему же в развивающихся странах стоит проблема ограничения рождаемости?
    Как определяют степень использования трудовых ресурсов? сравните по этому показателю страны с разными социально-экономическими условиями.
    Уровень урбанизации обычно соответствует уровню экономического развития страны. Чем же объясняется высокий уровень урбанизации в некоторых развивающихся странах?
    Правильно ли сводить многообразные демографические проблемы к узкому кругу вопросов роста населения в мире и мер по его сокращению? Что является основой для действенного решения проблем народонаселения?

  • Литература 
Лернер И.Я. Развитие мышления школьников в процессе обучения ист...

    12 слайд

    Литература


    Лернер И.Я. Развитие мышления школьников в процессе обучения истории: Пособие для учителей – М. Просвещение, 1992.
    Панчешникова Л.М. Проблемные задания по географии. – География в школе. – № 1.
    Паншечникова Л.М. Контрольные задания и упражнения по географии. – М. Просвещение, 1982.
    Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. –М. Просвещение, 1991.
    Ким Р.А. Контрольные и проверочные работы по географии Казахастана. 8-9 кл. - Караганда, 2001 г.

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 596 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.01.2020 140
    • PPTX 657 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Уварова Людмила Валентиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Уварова Людмила Валентиновна
    Уварова Людмила Валентиновна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 76965
    • Всего материалов: 219

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 326 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Художественная гимнастика: углубленная физическая подготовка

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Привязанность и воспитание

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 76 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Искусство переговоров: стратегии и тактики в различных сферах жизни

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек