Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Презентация на тему «Классическая теория познания Гегеля»
Выполнил студент 2 курса
Группы 21р-14
Шишков Иван
Преподаватель: Маскарина
Татьяна Алексеевна
2015г.
2 слайд
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма
1770 г. - 1831 г. (61год)
3 слайд
Философия Гегеля
на протяжении последних столетий играет заметную роль в духовном развитии человечества. Однако многие её разделы до сих пор продолжают оставаться недостаточно изученными и малопонятными. К таковым, в частности, относится его теория познания (гносеология), о сути которой мы знаем немного, хотя в его "Энциклопедии философских наук" имеется специальный раздел, где он с достаточной полнотой излагает эту теорию1.
4 слайд
Главным препятствием на пути проникновения в смысл произведений Гегеля является трудный язык, которым они написаны
Объясняется
такой язык
тремя причинами:
5 слайд
Во-первых,
новаторским содержанием его произведений, которое, как и всё новое вообще, не сразу находит свою оптимальную форму
6 слайд
Во-вторых,
в годы его жизни учёным приходилось писать свои труды обычным пером при свечах, поэтому многократно переделывать их в целях нахождения более удобных для читателя
формулировок было делом
весьма обременительным и
затратным по времени.
7 слайд
В-третьих,
в ту эпоху ещё не обо всех вещах можно было говорить и писать открытым текстом.
8 слайд
Если бы смысл целого ряда учений Гегеля стал доступен его современникам, то сам он подвергся бы жесточайшим преследованиям как со стороны церкви, так и со стороны государства.
Поэтому он и другие философы того времени вынуждены были излагать свои мысли с большой осторожностью, применяя во многих случаях нарочито сложный, малопонятный язык, который позволял улавливать их суть лишь частично и по отдельным фрагментам.
9 слайд
Достаточно вспомнить Людвига Фейербаха
который в 1830 г. опубликовал сочинение "Мысли о смерти и бессмертии", где позволил себе излишнюю ясность суждений. Расплатился он за это тем, что был пожизненно лишён права преподавания, а книга была уничтожена
10 слайд
Названные причины
– новизна задач, объёмность содержания и осторожность формулировок – обусловили тяжёлый язык произведений Гегеля и, как следствие, их плохое понимание. Последнее обстоятельство, в свою очередь, привело к тому, что его философия со временем обросла массой домыслов и ярлыков вроде таких, как "у Гегеля диалектика стоит на голове", у него "миром правит абсолютная идея", он повествует "от имени мирового разума" и т.д.
11 слайд
Роль интеллекта в познании мира
В своём учении о человеке Гегель последовательно рассматривает все особенные формообразов-ания индивидуально-го духа: душу,
сознание,
самосознание, разум,
интеллекти волю.
Он раскрывает строение каждой из этих форм и показывает их роль в системе деятельности духа человека. Функцию познания окружающего мира он отводит интеллекту.
12 слайд
Задача интеллекта, по определению Гегеля, состоит в том, чтобы:
Производить знания об окружающем мире,
Преобразовывать их в различные планы и проекты по переустройству мира.
Хранить (помнить) их,
13 слайд
Интеллект и деятельность познания
- по его мысли, представляют собой одно и то же. Все интеллектуальные способности человека – созерцание, представление, воображение, память, мышление – не имеют никакого самостоятельного значения вне деятельности познания и выступают лишь в качестве её рабочих моментов.
14 слайд
Сам процесс познания, согласно Гегелю, включает в себя три последовательных этапа деятельности интеллекта:
созерцание,
представление
мышление
15 слайд
Созерцание
Существует 3 степени созерцания
Вторая ступень созерцания – проявление внимания.
Третья ступень – формирование созерцания как такового.
Начальный пункт процесса познания –акт ощущения
предмета.
16 слайд
Представление
Представление – это внутренне усвоенное созерцание. В акте созерцания нам необходимо очное присутствие предмета, тогда как представление уже не требует этого.
17 слайд
Первая ступень представления – акт
припоминания.
Вторая ступень представления – воображение.
Способность воображения включает в себя:
а) воспроизводящую силу, вызывающую образы предметов на поверхность нашего сознания;
б) ассоциирующую силу, соотносящую образы между собой и создающую общие представления предметов;
в) творческую силу, производящую символы и знаки, с помощью которых идеальные образы выносятся из нашей головы во внешний мир.
Попавший в сферу представления образ предмета оказывается оторванным от всех тех внешних связей, в которых существует сам реальный предмет. В силу этого данный образ принимает одиночный и случайный характер. Он подобен песчинке, случайно залетевшей в замкнутое пространство человеческой головы.
18 слайд
Третья ступень представления – память.
Её значение состоит в том, что она связывает идеальное содержание нашего интеллекта (образы предметов и их имена) с реальным содержанием окружающего нас мира.
Определения памяти:
удерживающая
воспроизводящая
механическая
19 слайд
Умозаключения разума.
Сущность отдельных предметов, заключается не в них самих, а в той всеобщей системе, которой они принадлежат. Необходимость постижения таких систем обусловливает переход мышления человека на третью ступень его развития – умозаключений разума или просто разума.
Чтобы соотнести единичные предметы с образуемой ими всеобщей системой, требуется найти некую особенность, которая была бы присуща как самим предметам, так и их системе. Только при посредстве такой особенности мышление становится способным выстраивать разумные умозаключения
20 слайд
созерцание, представление, мышление. В соответствии с этими же этапами наш интеллект использует три формы для выражения полученных им знаний о мире. На ступени созерцания знания о мире принимают форму произведений искусства. На ступени образного представления – форму религиозной картины мира. На ступени мышления – форму научной картины мира.
деятельность интеллекта по производству знаний включает в себя три последовательных этапа:
21 слайд
Таково содержание одного из ключевых разделов философской системы Гегеля – его теории познания. Как видим, в ней нет ничего идеалистического и мистического. Наоборот, она имеет сугубо материалистический и рационалистический характер, в том смысле, что отталкивается от ощущений реальных предметов и заканчивает производством их понятий. В ней, с одной стороны, раскрываются все этапы производства знаний: созерцание, представление, мышление, с другой – показывается ход формирования самих познавательных способностей человека: внимания, воображения, памяти
и т.д. В силу этого именно гегелевская теория познания заслуживает присвоения ей статуса классической.
Вывод
22 слайд
Процитируем одного из видных критиков Гегеля, сыгравшего немалую роль в искажении его философии: "Мой диалектический метод… не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления,.. есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней". Оставим здесь без комментариев утверждение К. Маркса, что у Гегеля "процесс мышления есть демиург действительного"; это тема отдельного разговора. Обратим внимание на другое: именно Гегель, как было показано выше, последовательно и детально описал процесс того, как материальное пересаживается в голову человека и преобразуется в ней. Сам же К. Маркс только декларировал данный тезис, но не потрудился дать ему какого-либо обоснования.
В заключение
23 слайд
Спасибо за Внимание!!!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 662 192 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Алхамалиева Марина Тариховна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Курс повышения квалификации
144 ч.
Мини-курс
2 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.