Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
ПСИХИКА, СОЗНАНИЕ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ
ПРИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЗНАНИЯ
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
ТРИ КЛАССА НЕОСОЗНАВАЕМЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
2 слайд
Происхождение психики
Идеалистическая теория.
Психика и материя – два начала, связанных, но несводимых друг к другу
Материалистическая теория.
Психика есть свойство высокоорганизованной материи, возникшее в результате эволюции
МАТЕРИЯ
ЖИЗНЬ
ПСИХИКА
3 слайд
Физиологическая основа психики – нервная система
Поведение живых существ усложняется с развитием нервной системы
Развитие нервной системы связано с усложнением ее строения
Раздражимость,
самосохранение
Чувствительность,
Готовность
к научению
4 слайд
Физиологическая основа психики – нервная система
Нервная клетка
5 слайд
Физиологическая основа психики – нервная система
ПЕРЕДАЧА
НЕРВНОГО
ИМПУЛЬСА
6 слайд
Простейшие.
низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде
Реакция на биологически значимые свойства среды
Нет реакции на нейтральные
раздражители
Элементарные формы
движений, слабые,
нецеленаправленные
7 слайд
Кольчатые черви, брюхоногие моллюски
Четкие реакции на нейтральные раздражители
Развитая двигательная активность
Активный поиск положи-
тельных раздражителей
Жесткие врожденные
программы
8 слайд
Рыбы, насекомые, головоногие моллюски
Сложное разнообразное движение
Активный поиск положительных раздражителей, избегание негативных
Преобладание генетически запрограммированных компонентов
Развитое защитное
поведение
9 слайд
Высшие позвоночные
птицы, некоторые млекопитающие
Высокоразвитые инстинктивные формы поведения
Способность к научению
Элементарные формы
мышления
10 слайд
Обезьяны и др. высшие позвоночные (собаки, дельфины)
Развитие исследовательских форм поведения с использованием ранее приобретенных знания и умений
Мышление (выделение причинно-следственных связей)
11 слайд
Дальнейшее развитие психики идет за счет совершенствования высших психических функций
Память
Речь
Мышление
12 слайд
Возникновение и развитие сознания
Сознание можно определить как единство высших психических функций.
Его возникновению и развитию способствовала совместная орудийная деятельность людей опосредованная речью
13 слайд
Возникновение и развитие сознания
Орудия труда
Трудовая деятельность и общение
Речь
14 слайд
Психологические характеристики сознания
Самосознание – ощущение себя познающим субъектом
Мысленное представление существующей и воображаемой действительности
Способность контролировать свои поведенческие и психические состояния
15 слайд
Психологические характеристики сознания
Наличие интеллектуальных схем
Способность к коммуникации при помощи знаковых систем
16 слайд
Роль языка в развитии сознания
Знак – материальный объект
Значение – то, на что указывает знак
Смысл – индивидуальный оттенок значения, связанный с личным опытом
ЗНАК
ЗНАЧЕНИЕ
СМЫСЛ
17 слайд
Роль языка в развитии сознания
Язык формирует два пласта сознания – пласт значений и пласт смыслов, которые составляют коллективное и индивидуальное сознание
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ
КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ
ЗНАЧЕНИЕ
СМЫСЛ
18 слайд
Направление развития сознания
Общее направление развития сознания – расширение сферы осознаваемого в себе и мире
Внутри этого общего направления выделяют три частных
19 слайд
Рефлексивное - смещение фокуса рефлексии с окружающего мира на самое себя
Историческое – связано с изменением форм коллективного сознания
Понятийное – связано с языком. Расширение языка и проникновение в суть вещей взаимосвязаны
20 слайд
Бессознательное
Бессознательное наряду с сознанием представлено во всех психических процессах и состояниях
Ощущения
Мышление
Эмоции
21 слайд
Три класса неосознаваемых явлений
Неосознаваемые автоматизмы
Неосознаваемые механизмы сознательных действий
Неосознаваемая установка
Неосознаваемое сопровождение сознательных действий
22 слайд
Три класса неосознаваемых явлений
Неосознаваемые побудители сознательных действий
Надсознательные процессы
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 663 982 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Мельников Сергей Иванович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.