Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Урок по экономике
Тема урока:
Как банки создают деньги
Тамара Муратовна
Тренюшева,
учитель экономики МБОУ
«Кувакинская СОШ»
2 слайд
З
А
Д
А
Ч
И
У
Р
О
К
А
ОПРЕДЕЛИТЬ ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
ОПРЕДЕЛИТЬ ФУНКЦИИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ВИДАМИ ДЕПОЗИТОВ
ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ВИДАМИ БАНКОВСКИХ РЕЗЕРВОВ
РАССМОТРЕТЬ МУЛЬТИПЛИКАТОР
ДЕПОЗИТНОГО РАСШИРЕНИЯ
КАК БАНКИ СОЗДАЮТ ДЕНЬГИ
3 слайд
ДЕНЬГИ – особый вид товара, на который можно обменять любой
товар или услугу.
ДЕНЕЖНАЯ МАССА – это сумма символических и банковских
денег, которые находятся у населения.
БАНКОВСКИЕ ДЕНЬГИ – средство обмена в форме чеков, счетов,
выданных банками.
ДЕНЕЖНАЯ БАЗА – это сумма банковских резервов и наличности
на руках у населения.
СИМВОЛИЧЕСКИЕ ДЕНЬГИ – средство платежа, чья стоимость
или покупная способность в разы превосходит
издержки производства.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК – учреждаемая властями страны
организация, которая отвечает за контроль над
денежным обращением и условиями кредитования,
контроль над финансовой системой, которая
является банком банков, принимающая вклады от
коммерческих банков, а также банкиром государства.
4 слайд
5 слайд
ПЛАН УРОКА:
1. Денежное сердце рынка;
2. Центральный банк и его функции;
3. Коммерческие банки и его функции;
4. Трать сегодня – плати завтра;
5. Как банки создают деньги.
6 слайд
«С начала времён человечество сделало три великих открытия:
огонь, колесо и центральная банковская система».
Уилл Роджерс (1879-1935 гг.)
7 слайд
Экономические интересы
Владелец сбережений Предприниматель
Имеет:
проект прибыльного использования средств
Нуждается в: денежном капитале
Готов: поделиться доходом за право использовать деньги для реализации своего проекта
Имеет:
сбережения
Нуждается в: доходе на сбережения
Готов: воздержаться от потребления своих сбережений и разрешить их использовать за плату
8 слайд
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА
До 1989 года трехуровневая система
ГОСБАНК СССР
Промстройбанк Агробанк Жилсоцбанк Сбербанк Внешэкономбанк
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ БАНКИ
ФИЛИАЛЫ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ
БАНКОВ (ОКОЛО 6 000)
9 слайд
В настоящее время
двухуровневая система
Центральный
банк
Коммерческие банки
10 слайд
Функции Центрального Банка
эмиссионный центр страны;
банкир правительства;
банк банков;
межбанковский расчетный центр;
хранитель золотовалютных резервов
страны;
определяет и осуществляет
кредитно-денежную (монетарную)
политику.
11 слайд
Коммерческие
банки
универсальные
специализированные
1. По целям:
- инвестиционные;
- инновационные;
- ипотечные.
2. По отраслям:
- строительные;
- сельскохозяйственные;
- внешнеэкономические.
3. По клиентам:
- только фирмы;
- только население.
12 слайд
Функции коммерческого банка:
приём и хранение любых видов
финансовых активов;
осуществление кредитных операций;
создание денег;
организация расчётов;
осуществление купли и продажи
ценных бумаг.
13 слайд
Операции
банков
активные
Операции по раз-мещению банками имеющихся в их
распоряжении ресурсов
пассивные
Операции, посредством которых банки форми- руют свои ресурсы для проведения кредитных и иных операций
депозитные
кредитные
расчётные
валютные
кассовые
и др.
Привлечение
и хранение средств на счетах
приём вкладов
получение
банком кредитов
получение доходов
от размещения
ценных бумаг
и др.
14 слайд
БАНК
ВКЛАДЧИКИ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ
СОЗДАНИЕ
НОВЫХ
ФОРМ
ДЕНЕГ
% ПО % ПО
КРЕДИТАМ ДЕПОЗИТАМ
= МАРЖА
Маржа (от англ. «margin» граница ) –доход банка
Маржа (от англ. «margin» граница ) –доход банка
15 слайд
Кредитование -
(от лат. Creditum – ссуда, долг)
предоставление денег во временное
пользование и за плату
Виды кредитов
краткосрочный
среднесрочный
долгосрочный
до 1 года
От 1 года до 5 лет
свыше 5 лет
16 слайд
ПАМЯТКА ВКЛАДЧИКУ:
1. Прежде чем доверить свои сбережения банку,
наведите о нём справки. Постарайтесь выбрать
надёжный банк. Давно существующий банк лучше
защищён от банкротства, чем новый.
2. Срочные вклады лучше делать на самые короткие
сроки.
3. Крупные суммы денег рискованно помещать в один
банк.
4. Если банк снизил процентную ставку по вкладу,
то есть в одностороннем порядке изменил условия
договора с вкладчиком, то банк нарушил права
клиента.
17 слайд
"Деньги делают деньги"
"Деньги к деньгам"
18 слайд
R
= D x rr ,
об.
R
об.
- величина обязательных резервов,
D
- величина депозитов,
rr
- норма резервных требований.
K=R
изб.
= D - R
об.
=D – D x rr =D(1 – rr)
K - кредитные возможности банка,
R
изб.
- избыточные (сверх обязательных) резервы.
19 слайд
1000 рублей
Банк 1
800 рублей
200 рублей
Банк 2
640 рублей
160 рублей
Банк 3
512 рублей
118 рублей
Банк 4
409,6 рублей
102,4 рублей
Банк 5
81,92 рублей
327,68 руб. …
20 слайд
Процесс депозитного расширения
M = D1+ D2 + D3 + D4 + D5 + D6 + …
=1000 + 800 + 640 + 512 + 409,6 + 327,68 + …
то есть сумма бесконечно убывающей
геометрической прогрессии с основанием (1 – rr)
M=D x
1
(1-(1-rr))
=D x
1
rr
В нашем случае:
М=1000 х
1
0,2
=1000 х 5 = 5000
21 слайд
Итоги изучения темы:
Банки осуществляют деловые операции и зарабатывают прибыль. Они обеспечивают вкладчикам сохранность их денег, чековое обслуживание их вкладов. Банки предоставляют кредиты и гарантируют стабильность системы платежей. Они минимизируют затраты на поиск кредитов, берут на себя риск денежных операций и предлагают клиентам высоколиквидные средства для инвестиций;
Коммерческие банки обязаны держать резервы как часть их депозитов на случай значительного изъятия вкладов. Коммерческие банки для осуществления контроля за своими операциями используют балансовые отчёты, в которых даётся информация о движении активов, пассивов и собственного капитала банка;
22 слайд
Важнейшее звено банковской системы – Центральный банк. Он является банком правительства. Главная функция ЦБ – обеспечение трёх основных макроэкономических задач: устойчивого экономического роста, высокой занятости и, особенно, стабильного уровня цен. ЦБ устанавливает обязательную норму резервов, контролирует деятельность коммерческих банков и других финансовых посредников, осуществляет эмиссию декретных денег;
Центральный банк, как правило, обладает значительной степенью независимости. Факты говорят о том, что, чем выше независимость Центрального банка, тем ниже уровень инфляции в данной стране;
Действуя совместно, коммерческие банки осуществляют кредитные операции, используя избыточные резервы. Кредитная экспансия банков зависит от величины мультипликатора депозитного расширения. На величину мультипликатора влияет норма резервов, обращение части чекового оборота в наличность и стремление многих банков держать объём резервов выше обязательной нормы.
23 слайд
Закрепление.
I. Ответьте на вопросы:
1. Почему выгоднее свои сбережения
вложить в банк, нежели держать их дома?
2. Какие существуют виды вкладов?
3. За счёт чего банкам удаётся увеличить
денежную массу?
24 слайд
Закрепление.
II. Решите задачу:
Рассчитайте, как изменится величина ссудного процента по кредиту в 120 тысяч рублей, если ставка процента возросла
с 12 до 14 %.
25 слайд
Ссудный процент – плата за кредит
Ставка процента =
Ссудный процент х 100 %
Величина ссуды
Решение задачи:
12 =
Х х 100 %
120 000
;
Х =
120 000 х 12
100 %
= 14 400 рублей
14 =
Х х 100 %
120 000
;
Х =
120 000 х 14
100 %
= 16 800 рублей
16 800 – 14 400 = 2 400 рублей
26 слайд
Домашнее задание:
1 уровень (на «4»):
- параграф 27 учебника И.В. Липсица «Экономика»,
часть 2, с. 193-201;
- тест.
2 уровень (на «5»):
- дополнительно к заданию 1 уровня составить
кроссворд по терминам темы.
27 слайд
Желаю успехов !
28 слайд
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 663 247 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Совалева Светлана Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.