Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Дисциплина:
Гигиена и экология человека
Аудиторная нагрузка (48 часов):
18 лекций (36 часов)
+ 6 практических занятий (12 часов)
Самостоятельная работа (24 часа)
Итог: дифференцированный зачет по рейтинговой системе
Для занятий необходимо:
4 тетради: 1) лекционная
2) практические работы
3) самостоятельная работа
4) контрольные работы (тонкая)
2 слайд
Рейтинговая система
Всего можно набрать 100 баллов
Оценка
от 70 до 80 баллов – 3 (удовлетворительно)
от 81 до 90 баллов – 4 (хорошо)
от 91 до 100 баллов – 5 (отлично)
В оценке учитывается:
- присутствие на занятии
- наличие конспекта
- устные ответы
- выполненная домашняя работа
- самостоятельная работа
- контрольные работы
3 слайд
Учебники:
Гигиена и экология человека: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Под ред. Н.А. Матвеевой. - М.:Академия, 2008
Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Общая гигиена с основами экологии: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2001
4 слайд
Дисциплина:
Гигиена и экология человека
Лекция 1
Тема: Предмет гигиены и экологии человека
Преподаватель:
к.м.н. Сизова Валентина Владимировна
5 слайд
Источники
Гигиена под ред. Н.А.Матвеевой стр.4-28
Гигиена Трушкина Л.Ю. и др.
стр.5-40
6 слайд
Факторы окружающей среды делят на 4 группы:
химические
физические
биологические
психогенные
В процессе жизни организм человека подвергается положительному и отрицательному воздействию множества непрерывно меняющихся факторов окружающей среды.
7 слайд
Гигиена – наука, изучающая влияние факторов окружающей среды на состояние здоровья населения
с целью обоснования гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечивает укрепление здоровья населения, предупреждение заболеваний и долголетие человека .
Под гигиеническим нормативом понимают минимальную или предельную величину количественного показателя, характеризующего отдельный физический, химический, биологический фактор окружающей среды, допустимый для нормальной жизнедеятельности организма.
8 слайд
Гигиена как отрасль профилактической медицины призвана решать следующие актуальные задачи, стоящие перед современным обществом.
Мониторинг объектов природной и социальной среды обитания
Гигиеническое нормирование
Мониторинг здоровья населения
динамическое слежение за медико-демографическими показателями
первичная диспансеризация населения
Утверждение здорового образа жизни каждого человека
9 слайд
Отличие гигиены:
в центре внимания гигиены здоровый человек (лечебная медицина – больной человек);
гигиена разрабатывает мероприятия, относящиеся к большим коллективам, объединённых общими условиями работы или учёбы (лечебная медицина – помощь индивидуальна).
Главная задача всех медработников, а средних особенно –
участвовать в проведении санитарного просвещения населения
(легче предупредить болезнь, чем вылечить).
10 слайд
К основным методам гигиены можно отнести:
метод гигиенического наблюдения
метод гигиенического эксперимента
В гигиене творчески и широко используют методы других наук:
для изучения факторов окружающей среды применяют физические, химические, биологические методы;
состояние здоровья оценивают по совокупности физиологических, биохимических и клинических методов, адекватно отражающих реакции организма на воздействие факторов;
анализ причинно-следственных связей между факторами среды обитания и здоровьем населения проводят с помощью методов статистики, математического моделирования.
11 слайд
История гигиены
Гигиея - богиня здоровья - проводила мероприятия, направленные на предотвращение заболеваний и укрепления здоровья.
О развитии гигиены в античном мире свидетельствует трактат основоположника научной медицины Гиппократа (460—377 гг. до н. э.) «О воздухах, водах и местностях»,
в котором излагаются наблюдения и теоретические рассуждения о влиянии факторов окружающей среды на здоровье человека и о связи их с болезнями.
12 слайд
Основатели гигиенической науки в России
Алексей Петрович Доброславин
(1842-1889)
Федор Федорович
Эрисман
(1842-1915 гг.)
Д.З. найти и записать кем они были
13 слайд
С 1999 г. первичная медицинская профилактика регулируется Федеральным законом № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно закону
санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это такое состояние здоровья населения и среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
14 слайд
гигиена разрабатывает мероприятия, направленные на усиление положительного влияния и снижение вредного воздействия факторов окружающей среды,
а экология человека фиксирует характер взаимодействия внешней среды и человека и его возможные влияния на здоровье.
15 слайд
Экология человека это не только накопление конкретных знаний, это наука, ищущая методы нравственного и духовного воспитания человека, пути перестройки его мышления для осознания своей роли в природе (гражданская ответственность за состояние окружающей среды).
основным объектом изучения экологии человека служит антропоэкосистема – пространственное подразделение среды обитания человека.
Оно характеризуется сходством природных, социально-экономических, производственных, эколого-гигиенических, культурно-бытовых условий жизнедеятельности населения.
Д.З. подготовить эссе «Экологическое мировоззрение»
16 слайд
Объектом экологии являются биологические системы надорганизменного уровня:
популяции, сообщества, экосистемы.
Предметом экологии являются взаимоотношения организмов и надорганизменных систем с окружающих их органической и неорганической средой
Основы общей экологии
Экология – это наука
о взаимоотношениях живых
существ между собой и с
окружающей их природой,
о структуре и функционировании надорганизменных систем.
(Термин «экология» в 1866 г. ввел немецкий эволюционист Эрнст Геккель.)
Д.З. найти и записать кем он был
17 слайд
Структура экологии
ЭКОЛОГИЯ
ФУНДАМЕТАЛЬНАЯ
ПРИКЛАДНАЯ
экология человека
социальная экология
глобальная экология
18 слайд
Разделы фундаментальной экологии, связанные с существованием и деятельностью человека:
экология человека – изучает человека как биологический вид, вступающий в разнообразные экологические взаимодействия;
социальная экология – изучает взаимодействие человеческого общества и окружающей среды;
глобальная экология – изучает наиболее крупномасштабные проблемы экологии человека и социальной экологии.
19 слайд
Биосфера, по Вернадскому, – земная оболочка, область существования живого вещества. Она включает в себя не только живые организмы, но и изменённую ими среду обитания (кислород в атмосфере, горные породы органического происхождения и т.п.).
Планета Земля
Биосфера является одной из геологических оболочек Земли или геосфер.
20 слайд
Антропогенные факторы – это проявления деятельности человеческого общества, изменяющие среду обитания для разнообразных организмов.
Деятельность человечества, ничтожного по своей биомассе, оказывает влияние на состав земных океанов и атмосферы.
21 слайд
Виды антропогенного воздействия
1. Разрушительное (деструктивное) - приводит к утрате, часто невосполнимой, богатств и качеств природной среды.
а) неосознанное (охота, вырубка и выжигание лесов древним человеком,…) - Сахара вместо леса
б) осознанное (хищническое)
2. Стабилизирующее - это воздействие целенаправленное. Ему предшествует осознание экологической угрозы конкретному ландшафту - полю, лесу, пляжу, зеленому наряду городов. Действия направляются на замедление деструкции (разрушения)..
3. Конструктивное (например, рекультивация)- действие целенаправленное, его результатом должно стать восстановление нарушенного ландшафта, например лесовосстановительные работы либо воссоздание искусственного ландшафта на месте безвозвратно утраченного.
22 слайд
Современный экологический кризис характеризуется следующими проявлениями:
изменение климата планеты вследствие изменения баланса газов в атмосфере;
разрушение биосферного озонового экрана;
загрязнение Мирового океана тяжелыми металлами и вод суши;
разрыв естественных экологических связей между океаном и водами суши в результате строительства плотин на реках;
загрязнение атмосферы с образованием кислотных осадков;
опустынивание планеты;
деградация почвенного слоя, уменьшение площади плодородных земель;
23 слайд
Современный экологический кризис характеризуется следующими проявлениями:
радиоактивное загрязнение отдельных территорий в связи с захоронением радиоактивных отходов;
накопление на суше бытового мусора и промышленных отходов;
сокращение площадей тропических и северных лесов, ведущее к дисбалансу газов атмосферы;
загрязнение подземного пространства, включая подземные воды;
массовое и быстрое, лавинообразное исчезновение видов живого вещества;
ухудшение среды жизни в населенных местах, прежде всего урбанизированных территориях;
нарушение иерархии экосистем, увеличение системного однообразия на планете.
24 слайд
Динамика концентрации CO2 и среднегодовой температуры атмосферы Земли
25 слайд
Экологический риск - это вероятность причинения вреда любым объектам природной среды ради достижения какого-либо эффекта, чаще всего экономического.
риск оказывается минимальным, если антропогенное вмешательство в биосферу основано на познании и правильном использовании законов развития природы при сохранении реальной возможности самовоспроизводства использованных природных ресурсов
По определению ВОЗ
риск - это ожидаемая частота нежелательных эффектов, возникающих от заданного воздействия загрязнителя.
26 слайд
История
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор, как система мер, направленных на предупреждение инфекционных заболеваний и улучшение санитарного состояния страны, берет начало с Декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР от «О санитарных органах Республики» 15 сентября 1922 г.
В это временя создается сеть санитарно-эпидемиологических станций.
Федеральная служба
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотрбнадзор)
27 слайд
Дальнейшее развитие санитарно-эпидемиологическая служба получила в 1963 году, когда постановлением Совета Министров СССР было утверждено новое «Положение о Государственном санитарном надзоре в СССР».
В 1991 году с принятием Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Впервые на законодательном уровне было введено правовое регулирование деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Санитарно-эпидемиологический надзор стал основным средством достижения санитарно-эпидемиологического благополучия, механизм, с помощью которого решаются насущные проблемы охраны здоровья населения.
28 слайд
Федеральная служба
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотрбнадзор)
образована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314
«О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
Сайт: http://rospotrebnadzor.ru/federal_service
29 слайд
структура
Управление санитарного надзора
Управление эпидемиологического надзора
Управление защиты прав потребителей
Управление научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и международной деятельности
Управление организации деятельности системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и реализации административной реформы
Правовое управление
Финансово-экономическое управление
Управление делами
Управление имущественного комплекса
Управление кадров, последипломного образования и гигиенического воспитания населения
30 слайд
Структура управления
Федеральная служба
Управления в субъектах Российской Федерации
Центры гигиены и эпидемиологии
Научно-исследовательские институты
Противочумные учреждения
Дезинфекционные станции
Санитарно-эпидемиологические службы
министерств и ведомств
31 слайд
Федеральная служба является
уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке.
Руководитель Федеральной службы
Онищенко Геннадий Григорьевич
32 слайд
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 664 898 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Бунька Ирина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.