Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Учебная дисциплина «Методика экологического образования»
ТЕМА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ:
«Моделирование в экологическом образовании
детей дошкольного возраста»
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Равтович Т.С.
2 слайд
ТИП УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ: занятие по изучению нового материала
ВИД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ: учебная лекция
Цель занятия:
формирование профессиональной компетентности студентов в области методики использования моделирования в экологическом образовании дошкольников
3 слайд
познакомить с основными понятиями моделирующей деятельности;
изучить особенности моделирования, специфику использования разных видов моделей в эколого-педагогическом процессе;
развивать умение оперировать ранее полученными знаниями, объяснять методику использования моделей в работе с детьми;
формировать способность пользоваться методом экспертной оценки при анализе моделей;
воспитывать познавательный интерес, активность, экологическую культуру.
Задачи:
4 слайд
План темы занятия
1. Содержание понятий «моделирование (моделирующая деятельность)», «модель». Слайд 9
2. Роль моделей и моделирования в экологическом образовании детей дошкольного возраста. Слайд 10
3. Особенности процесса моделирования. Слайд 11
4. Виды моделей. Требования к экологическим моделям. Слайд 12
5. Этапы и методика обучения моделированию дошкольников. Слайд 17
Слайд 5
5 слайд
КРОССВОРД
1. Способ совместной деятельности воспитателя и детей, направленный на достижение поставленных задач.
2. Наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой.
3. Ведущий метод экологического воспитания детей.
4. Словесный метод, организованный разговор с детьми.
5. Орган растения, выполняющий функцию фотосинтеза.
6. Ведущий вид деятельности дошкольников.
7. Форма работы с детьми в уголке природы, на участке детского сада, в огороде, цветнике.
8. Наблюдение, проводимое в специально созданных условиях.
9. Характеристика объекта (форма, цвет и т.д.)
10. Часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие.
11. Осевой подземный орган растения.
12. Сложная замкнутая экологическая система, основные компоненты которой тесно связаны между собой (геобиоценоз).
13. Процесс роста и развития растений и животных.
Слайд 5
6 слайд
Основные понятия темы
Моделирование (моделирующая деятельность) –
совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей.
Модели -
материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отображающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами.
План темы
7 слайд
Роль моделей и моделирования в экологическом образовании детей дошкольного возраста
МОДЕЛИРОВАНИЕ (МОДЕЛИ)
Позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи
Способствует формированию обобщенных и системных знаний о природе
Абстрагирует существенные признаки природных объектов, значимых для деятельности
Способствует развитию восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и речи, трудовой деятельности
План темы
8 слайд
Цель моделирования: обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Особенность моделирования как метода обучения: оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи и отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов и явлений окружающей действительности.
Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
План темы
9 слайд
Предметная модель
представлена в виде предмета, конструкций предмета или нескольких предметов, закономерно связанных между собой ПРЕДМЕТНАЯ МОДЕЛЬ
Предметно-схематическая модель
в ней все существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предмета-макета, предмета-заместителя ПРЕДМЕТНО-СХЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
Графическая модель
представлена в виде графиков, схем, таблиц и т.п.;
модель обобщенно передает разные виды отношений в природе. ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
Виды моделей:
План темы
10 слайд
ПРЕДМЕТНАЯ МОДЕЛЬ
Аквариум – модель экосистемы в миниатюре (биом водоема).
Предметная модель воспроизводит структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений.
Слайд 12
11 слайд
«Значение покровительственной окраски животных»
Модель способствует усвоению детьми понятия «мимикрия» как проявление одного из способов защиты от врагов, связи животного со средой обитания.
Слайд 12
ПРЕДМЕТНО-СХЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
12 слайд
ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
Модель «Рыбы»
Отражает существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, своеобразное строение конечностей (плавники), в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания.
Слайд 16
13 слайд
должна четко отражать основные свойства и отношения, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту
должна быть простой для восприятия и доступной для действий с ней
должна ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые могут быть освоены именно с ее помощью
должна облегчать познание
Требования к экологическим моделям:
План темы
14 слайд
детям предлагается описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими
организуется сравнение двух объектов между собой, в процессе которого выделяются признаки различия и сходства, одновременно дается задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели-заместители признаков
постепенное увеличение количества сравниваемых объектов до трех-четырех
обучение детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков
руководство созданием моделей элементарных понятий («рыбы», «птицы», «звери», «растения» и т.д.)
Этапы обучения моделированию дошкольников:
Слайд 18
15 слайд
Контрольные вопросы
Что такое моделирование и какова его цель?
В чем состоит особенность моделирующей деятельности?
Какие виды моделей используются в эколого-образовательной работе с дошкольниками? Приведите примеры.
Как осуществляется обучение моделированию?
Какова связь моделирования с другими наглядно-практическими методами экологического образования детей?
Слайд 6
16 слайд
Практическое задание для самостоятельного выполнения
разработать и изготовить предметно-схематические и графические модели (составить альбом);
представить методику их использования в работе с детьми.
Рекомендуемая литература:
Мир природы и ребенок. /Под. ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб., 2003.
Методика ознакомления детей с природой в детском саду. /Под. ред. П.Г. Саморуковой – М., 1991.
«МЫ». Программа экологического образования детей /Н.Н. Кондратьева и др. – СПб., 2003.
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М., 2001.
Слайд 6
17 слайд
Рефлексия занятия
Упражнением «Плюс – минус - интересно» (Эдвард де Боно).
Инструкция: заполните таблицу из трех граф.
В графу «П» - «плюс» запишите все, что понравилось на занятии, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по вашему мнению могут быть вам полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» - «минус» запишите все, что не понравилось на занятии, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по вашему мнению, оказалась для вас не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» - «интересно» впишите все любопытные факты, о которых узнали на занятии и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к преподавателю.
Слайд 6
18 слайд
ЗАНЯТИЕ ОКОНЧЕНО
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 661 942 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Григорьева Светлана Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
5 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.